Причины возникновения и существования религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.

Файлы: 1 файл

Социология(1)(1).docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)
  1. Причины возникновения и существования религии.

 

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения  и существования социальные, гносеологические и психологические. 
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.

Отношение людей к природе  опосредовано имеющимися средствами и  орудиями труда. Чем менее они  развиты, тем слабее человек перед  лицом природы, тем больше над  ним господство природных сил. Слишком  ограниченными средствами обладал  первобытный человек для воздействия  на окружающий мир. Будучи не в состоянии  получить желаемый результат реальными  средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший  быт племен Меланезии, заметил, что  магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет  уверенности в результатах и  большую роль играет случай. Магия  в таких случаях выступала  как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи  отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают  как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины  общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными  и мистифицируются. Все это послужило  предпосылкой появления религии.

Гносеологические причины  — это предпосылки, возможности  формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных  явлений. Появление у человека возможности  мыслить абстрактно, т.е. вычленять  в мышлении общее, существенное и  необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.

Психологические причины  возникновения и воспроизводства  религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают  также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний  и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные  эмоции, в том числе неуверенность  и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную  почву для приобщения индивида к  религии. Помимо страха и неуверенности  в себе такую же почву для религии  создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных  эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к  тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего  социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек  переносит их решение в мир  иллюзий.    Проблемы, которые  не решаются в этом мире, религия  обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем  мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет  мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

Вывод:  Смысл религиозности заключается в том, что она компенсирует ощущение беспомощности перед грозными силами природы. Первым этапом развития религиозных верований, является очеловечивание сил природы, в результате чего люди могут реагировать на них своими действиями. Люди продолжают быть беззащитными, но перестают чувствовать себя парализованными беспомощностью перед безличными силами. Силы природы при этом приобретают характер не просто людей, а «отцов», они делаются богами. Повторяя опыт детства, люди и боятся «отца», и надеются на его покровительство и защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и функции религии.

 

Любая религия включает в себя несколько составных  частей.

Первый—это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении  мира и людей. Т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают укрепляют религиозную веру. Второй компонент религии— религиозные чувства. У поминавшийся ранее У.Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное истолкование религии .Он видел в ней живое, трепетное чувство,  невыразимые и многочисленные роптания души.«Красота и безобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало помалу взамен прежнего человеко любимого Божества, склонного к людям, в нас складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели. Считая такое мировоззрение кошмарным, тем не менее полагал, что религия всегда преисполнена различными чувствами. В трудах  по психологии и философии религии не редко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм.

Третий  компонент  религии—обряды, культы.Культ—это совокупность специальных действий и ритуалов, обусловленных верой и регламентированных веро учением. Помнению Русского философа Павла Александровича Флоренского (18821937), древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. Н.А.Бердяев считал, что Культура в первоначальный период своего развития была связана с культом. B.C .Соловьев писал: какова бы ни была наша уверенность в истине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на тот факт, что религий существует множество и что каждая приписывает себе исключительную истинность. Обычно аргументы в пользу своей религии касаются нравственности. Сторонники той или иной веры объявляют, что их вера более этична.  Но B.C. Соловьев обращает так же внимание и на красоту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослужения в Софийском соборе не произвела такого сильного впечатления на послов киевского князя Владимира, то вероятно, Россия не была бы теперь православною. Какие же функции выполняет вобществе религия? Прежде всего, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е. отвечает на вопросы: «Зачем? Во имя чего? В чем смысл?» Но религия не ограничивается этой функцией. Она также объединяет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря религии общество сплачивается. Религия—своеобразная (духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные представления внутри общества, предлагая людям определенные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет свою нормативную функцию.

Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живопись, музыку. Австрийский  искусствовед Ганс Зедльмайр в работе «Утрата середины» отмечает, что напротяжении почти полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преобладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения замок и дворец как жилище божественного человека. В последовательности архитектурно художественных задач, сменяющих собою безраздельно главенствующую до XVIII в. Задачу (церковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь новых религий, заменяющих для европейского человека сначала христианского личного Бога, а потом одна другую.

Вывод: Религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное миро созерцание, определяющее отношение человека к Богу и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней философскую истину, в которой все связано логической  нитью. Конечно, религия этим не  ограничивается; она соединяет все элементы душ и в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно на основании того понятия, которое мы имеемо Боге. Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные мировые религии.

 

 

Религия вместе с обществом  шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям. Фетишизм — почитание различных  объектов действительности, которым  предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов.

Фетишем может быть любой  предмет. Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.

Магия — совокупность верований  и обрядов, в основе которых лежит  вера в возможность воздействия  на людей, а также на предметы и  явления окружающего мира сверхъестественным путем, используя разнообразные  приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привораживания и т.п. Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.

На смену первобытным  верованиям приходили племенные  религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы.

Возникновение государств потребовало  новых типов религий.    Появились  национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся  в древних государствах. С укреплением  государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как  правило, единобожие характеризуется  поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы — ангелы, архангелы, демоны и пр.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались  три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.   Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки  одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий  — равенство всех верующих перед  Богом независимо от их социального  положения, цвета кожи и национальности — позволила относительно легко  встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью  заменить их. Все мировые религии  обещают верующим справедливое к  ним отношение, но только в потустороннем  мире и в зависимости от благочестия  в этом.

Буддизм — одна из первых мировых религий. Возник в VI—V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов  Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын  индийского царя по имени  Сидцхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будед, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма — Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все  в мире является следствием бесконеч¬ного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в  виде хинаяны — наиболее древней  формы, и махаяны, получившей распространение  за пределами Индии. Хинаяна —  узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ  от участия в мирской жизни, уход в монахи. Махаяна — большая  колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской  империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее по¬ложение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в  основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства  на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для  христиан. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.

Поскольку Римская империя  представляла собой в то время  сложный организм, стремящийся к  децентрализации, то соответственно и  христианство вынуждено было приспосабливаться  к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся условий было появление  первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнадцать, что свидетельствует о том, что христианство не было единым монолитным течением.

Информация о работе Причины возникновения и существования религии