Теории возникновения религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:47, реферат

Описание работы

В конце 19 – нач. 20 в. широкое распространение получила анимистические теория, основателем которой был Э. Тейлор (1832 – 1917). Вполне отвергая сверхъестественное происхождение религии, Тейлор считал, что религия началась с веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (лат. anima, animus-душа, дух). Позже анимизм был дополнен другими религиозными представлениями и образовалась целая система религиозных представлений и чувств. Но многочисленные исследования первобытной культуры показывают, что анимизм в чистом виде ни в каких народов никогда не существовал.

Файлы: 1 файл

религия.docx

— 22.86 Кб (Скачать файл)

В конце 19 – нач. 20 в. широкое  распространение получила анимистические теория, основателем которой был Э. Тейлор (1832 – 1917). Вполне отвергая сверхъестественное происхождение религии, Тейлор считал, что религия началась с веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (лат. anima, animus-душа, дух). Позже анимизм был дополнен другими религиозными представлениями и образовалась целая система религиозных представлений и чувств. Но многочисленные исследования первобытной культуры показывают, что анимизм в чистом виде ни в каких народов никогда не существовал.

Последователи Тейлора предложили различные концепции возникновения анимистических представлений . Г.Спенсер (1820 – 1903) выводил зарождения этой идеи из идеи «двойника»: первобытный человек видел своего или чужого двойника во сне, в грезах – так появилась мысль о двойной сущности человека. Г. Кунов (1862 – 1936) искал возникновения анимистических представлений в стремлении первобытного человека к самопознанию, в сосредоточении. Анимистические теория дала толчок высокой оценке нашего першобуття.

В процессе критики анимистической теории возникла еще одна концепция  возникновения религии аниматизм, согласно которой анимистическими комплекса предшествовала идея всеобщего одушевления вещей, всей природы. Считалось, что каждая вещь, каждое явление имеет «своего хозяина», «свой голос». Это был примитивный пантеизм. Эту концепцию активно разрабатывали выдающиеся этнографы В. Г. Богораз (1865 – 1936) и Л. Я. Штеренберг (1861 – 1927). Но такое явление, которое бы одухотворяли всю природу путем сравнения всех ее вещей и явлений с человеком, действительно существовало; но оно ни в коей мере еще не было религией. Это явление получило название олицетворение природы, которое еще не знало отделения духовного от материального и было особенностью мифологического миропонимания, отличного от религиозного.

С критики анимизма выросла  также концепция преанимизму. Английский ученый Р. Маретто (1866 – 1943) считал, что анимизма предшествовал вера в силу, лишенную индивидуальности и физических свойств, которая не связана с материальными телами, но оказывается в них. Пользуясь терминологией исследуемых им племен, он назвал ее «мана». Но такое понятие более сложное, чем понятие «душа», поэтому не может предшествовать анимизм. Предположение Маретто ошибочное.

Французский психолог ЛЛеви-Брюль (1857 – 1939) выдвинул идею, будто у первобытных людей существовало логического мышления, глубоко отличное от мышления современных людей. Оно и обусловило создание понятий, которые не укладываются в обычную схему развития человеческого мышления. Но существование логического и, значит, нелогичного мышления не связываются с творческой деятельностью людей в производстве, а без нее не было 6 развития первобытного общества.

К преанимизму приближается теория французского социолога Э. Дюркгейма (1858 – 1917), согласно которой извечным элементом религии является культовые  обряды тотемизма, которые стали  основой для создания разных религий. Бог – это символ, в котором  общество боготворит себя для укрепления своей власти, а потому все социальное является религиозным. Религия возникает вместе с обществом. Последний вывод не совпадает с фактами истории: некоторое время общество было безрелигиозной.

Преанимистични теории, критикуя уязвимые места анимистической теории, не помогали выяснить вопрос возникновения религии, а, наоборот, были шагом назад по сравнению с тем же анимизмом.

Научное объяснение происхождения  религии хочет дать магическая теория, предложенная Д. Фрэзер (1854 – 1941), автор известного произведения «Золотая ветвь». Духовное развитие человечества он рассматривал как процесс из трех стадий: магии, религии, науки. Основой первобытной религии является магия, у них есть общая черта – они обе должны влиять на волю неких сверхъестественных сил. Человек сначала пытается бороться за свое благосостояние с помощью магических средств. Убедившись в их несостоятельности, прибегает к религии. Религия«витанцьо-ся» из магических обрядов. Но со временем человек видит и бессилие религии в этом деле, и тогда она изобретает науку. Получается, что магия, религия и наука равные по значению, это звенья единой цепи. На самом деле это совершенно разные отрасли мышления и деятельности людей.

В завершение рассмотрим психологическую  теорию, объясняющую появление религии  особенностями психологической  природы человека. Эту теорию начал  автор теории психоанализа З. Фрейд (1856 – 1939). Религия, по Фрейду, является следствием психических переживаний человека, который находился в стрессовой ситуации. Духовный мир первобытного человека схож с миропониманием душевнобольного, религия и нервная болезнь имеют общее, так психически больной человек так же верит в силу своих идей, как это делала первобытный человек. У Фрейда психическое предшествует социальному и полностью определяет его, а потому психологическое восприятие мира первобытным человеком и вызывает религиозное миро-понимания. Но это далеко не так, потому что не психологические особенности целиком определяют идеологические процессы, а, прежде всего, социальные. Религию Фрейд оценивает лишь как явление индивидуальной жизни человека, а последнее рассматривает лишь с биологической точки зрения. На самом деле религия является значительно большим, чем то, чем ее понимает Фрейд, а человек является не только явление природы, но и общества.

Отдельно следует сказать  о концепции промонотеизму, которая больше бы могла относиться к теистических концепций, но поскольку она вякикла в научных кругах и подробно трактует именно о начале религии, вспомним ее именно здесь. Католический монах и этнограф Е. Ленг (1841 – 1912) выдвинул версию, что люди испокон веков признавали существование единого Бога. Эта вера возникла из размышлений первобытного человека над своей творческой деятельностью и из наблюдений над отцовской властью в человеческой семье. Итак, Лэнг связывает возникновение религии с периодом развитого патриархата, но история свидетельствует, что было раньше, во времена матриархата.

Односторонность и ошибки рассмотренных нами концепций вовсе  не дают нам оснований для их полного  осуждения. Они раскрыли нам грани  сложного процесса духовного развития человечества. Проделанная ими работа не была напрасной, она звергае наше внимание на ошибочность игнорирования материальной жизни общества, и, наверное это главное, эти исследователи собрали целое море конкретных фактов, наблюдений тех обстоятельств жизни народов, некогда было принято унизительно называть «отсталыми». Эти обстоятельства уже покрылись прочным слоем напластований влияния европейской цивилизации, поэтому полученные ранее факты и наблюдения теперь помогают нам представить детство человечества в его першовигляди. Именно на этих материалах обустроено современное религиоведение. Вместе с новейшими историческими исследованиями в области археологии, этнографии, языкознания и других наук они составили базу для дальнейшего обдумывания процесса возникновения религии.

5.Историчний характер  религии

Предположение многих исследователей 19 – пер. пол. 20 в. об историческом характере  религии достижениями современной  науки преобразовано в неоспоримый  факт. Доказано, что религия имеет свое начало, она возникла на определенном этапе истории общества, ее возникновение тесно связано с развитием человеческого сознания.

Первый этап в развитии человеческого сознания длился от появления  обезьянолюдей к неандертальского человека (т.е. к формированию родовой  общины). Это была степень стадного сознания, которая была сознанием чувственно-конкретной, непосредственно включенным в трудовой процесс. Она не выходила за пределы материальной практики. Отдельного духовной сферы в деятельности людей еще не было.

Общество еще не мало мировоззрения. Говорить о религии на этом этапе развития общества, которое едва вышло из животного состояния, нет никаких оснований, никакого смысла.

В родовой общине человеческое сознание вступает в новое состояние  своего существования, она оставляет  животный уровень. Это уже общественное сознание общественного человека. Человек  уже имеет мировоззрение, на основе которого она взаимодействует с  миром, который его окружает. Еще  это была за общественное сознание? Как этот мировоззрение? Первоначальная общественное сознание имела синкретический характер, она включала в нераздельном единстве зачатки будущих форм общественного  сознания. В них наивно-реалистические взгляды на мир переплетались  с нереалистичным, фантастическим. Все эти взгляды высказывались в мифах. А миф в то время был основным носителем информации, он легко запоминался и передавался от поколения к поколению. Миф выполнял роль мировоззрения: давал общую оценку, формулировал ценностные положения, устанавливал нормы поведения и деятельности.

Мифологическое мировоззрение  состоял в процессе трудовой деятельности человека и вызванной ее коллективным характером необходимости общения  с помощью членораздельной речи. Одновременно развивается мышление, складывались условия для возникновения  сложного, системного мировоззрения.

6.Почему возникла религия

Религия очень сложное явление духовной жизни общества, она возникла в сложных условиях становления человечества, создание им цивилизации. Происходило это вследствие действия разным причинам, а не какой-то одной, притом же в сложных, изменяющихся условиях. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что религиясоциальная по своей природе, связанная с социальной жизнью общества, с его социальными условиями, с их изменениями. Жизнь наших некоторых предков проходило в условиях начинающего производства материальных благ. Орудия труда были не совершенны, производственные технологии элементарные, производительность труда мизерная. В тяжелых условиях люди получали такое количество средств к жизни, которой едва хватало на прозябание. Они были в полной зависимости от природы, каждое мгновение ощущали свою зависимость от нее. Но первобытный человек была придавлена не только силами природы, но и тайными для нее силами общественной жизни. Общественная жизнь все время усложнялась, оно все больше связывало человека, росли силы традиций и обычаев, безгранично росла зависимость от общества.


Информация о работе Теории возникновения религии