Возникновение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Содержание работы

Возникновение религии.
Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 27.10 Кб (Скачать файл)
  1. Возникновение религии.
  2. Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка.

Причиной возникновения религии  является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был  совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и  поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал  и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и  тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и  противоречивые представления о  загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения  в обществе, обожествления фараона  и т. д. Все эти аспекты с  течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой  над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский  акт ». Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность  по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия  в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается  и исчезает, либо ходом истории, так  или иначе приводится в соответствие с базисом.

Иначе говоря, религия - это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом  связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения.

Однако не только силы природы, но очень скоро, еще даже в пределах первобытного общества, в религиозных  представлениях наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально  так же необъяснимы для него, как  и силы природы, и подобно последним  господствуют над ним с такой  же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых  первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также  и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил".

Идеологическое воздействие храма, мифа, обряда, жертвоприношения, жреческого авторитета на население (нельзя сказать  на « верующее население », потому что неверующих не было) имело в  древнейшие периоды истории Ближнего Востока совсем иной характер, чем  в поздних религиях. Само собой  понятно, что религия освящала существующий порядок. Иначе и быть не могло, хотя бы потому, что во главе всех культов  стоял правитель государства. Но это не могло быть иначе ещё  и потому, что при медленности  общественного развития того времени  мысль об общественных переменах  вообще никому не приходила в голову. Египетская мифология эпохи Древнего царства « III тыс. лет до н. э. »  насквозь пронизана идеологией жёсткой  стратификации общества деспотической  царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя – вождя и мёртвого бога плодоносящей земли – Осириса  и, во-вторых, солнечный культ. Очень  разнообразны локальные пантеоны.

Итак, вера не только освящала и отражала существующий порядок, сколько сама была неотъемлемой частью этого порядка. Отказаться от совершения тех или  иных действий, предписываемых культом, показалось бы столь же нелепым, как отказаться от того, чтобы есть, пить, рожать детей и возделывать землю.

Развитие производительных сил  и производственных отношений, постепенное  накопление опыта, освоение технических  навыков и изобретений, изменения  в общественных отношениях - все  это влекло за собой и соответственное  отражение в религиозных представлениях. Развитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Нила первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим  государством, в некоторой степени  уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще  большей степени связало его  растущим социальным гнетом, что и  нашло свое выражение в религии. Верования, существовавшие во времена  древнеегипетской рабовладельческой  деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно - общинного  строя. Источники показывают, как  в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся  и на протяжении всей последующей  истории древнего Египта, возникали  культы общегосударственные. В руках  господствующей рабовладельческой  верхушки общества религия стала  могучим идеологическим орудием  угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов - фараона, который был провозглашен "сыном по плоти" верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление  множества храмов с установившимися  ритуалами и сложными богословскими  системами.

В образах многочисленных богов  отразились теперь уже в иной форме  и олицетворения сил природы, и олицетворения общественных сил. Взаимоотношения богов строились  по примеру взаимоотношений земных. Во главе богов отныне стоит верховное  божество, явно отражающее в себе черты  земного владыки - фараона. Почитавшиеся в различных центрах Египта боги, сохраняя господствующее значение в  своем собственном городе, в то же время получают особые функции  в официальном культе верховного божества. Так, бог города Шмуну Тот становится писцом верховного бога солнца Ра, боги Онурис и Гор - его могучими защитниками и т. д. Соответственно изменяются древние мифы и слагаются новые.

  1. Многобожие Египетской религии.

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в  разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая  система.

Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов  воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним  и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума  отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал  свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и  Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных  мифологических системах Земля имеет  женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады  держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти - уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.

Отличительной особенностью египетской религии был культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в  храмах жили "живые боги", считавшиеся  священными: животные, птицы, змеи. Таких  животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.

Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего  состояния египетской религии, в  интересах полной объективности  целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в  то отдаленное время египетская религия  приобрела в основном все те характерные  черты, которые были ей свойственны  на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она  не подвергалась изменениям. Но изменения  эти не носили такого характера, который  мог бы привести к качественно  иному состоянию.

Типологически религия древнего Египта относится к тем религиям, которые  характерны для древнейших классовых  обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.

Очень важно подчеркнуть, что государственной  религии, в нашем понимании, в  Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных  догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень  сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.

Причины религиозного переворота.

Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским  жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III. Однако, как указывают исследователи, "религиозный переворот Аменхотепа IV был, в сущности, чисто мировоззренческим, он не имел глубоких социальных корней. Иногда приходится слышать или даже читать, что Аменхотеп IV задумал свою "реформу" как орудие ослабления влияния жречества в стране. Такое толкование противоречит фактам. И до и после Аменхотепа IV фараоны нередко конфликтовали со жречеством, но никто из них никогда и не помышлял о подобных мерах. Неугодных жрецов просто устраняли. Рассматривать переворот Аменхотепа IV как направленный в основном против влияния жречества - вульгарная социологизация истории".

 

 

 

 

 

 

  1. Египет и Библия.

Как известно, термин "Библия" представляет собой перевод  еврейского ha sepharim, что значит "писания". "Как исторический источник, Библия представляет высокую ценность: уже  давно доказано, что те места ее, где говорится об Египте и Вавилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этих монархий; новые открытия все больше и больше убеждают, что  эти люди были настоящими представителями  господствовавшей в их время культуры; их сведения постоянно подтверждаются и выясняются".

Текст Библии, состоящий  из целого ряда "книг", был составлен  в разные времена, древнейшие части  Библии были написаны не позже XII-XI вв. до н.э., так как само поселение  евреев в Палестине не могло иметь  места раньше: из клинописных документов тель-амарнского архива (XIV в. до н.э.), в  частности из писем правителя  Иерусалима, по имени Абдхиба, фараону  Эхнатону, известно, что евреев ни в  Иерусалиме, ни в Палестине в то время еще не было, а в страну вторглись и частично опустошили ее хабири.

В конце VII в. до н.э. на острове Элефантина на Ниле, близ Асуана, появилось поселение евреев, существовавшее и в VI и V вв. до н.э. Еврейские  поселения были также в Саккаре, Эдфу, Гермополе. Большое количество деловых писем и документов на арамейском языке, обнаруженных в этих местах при раскопках, являются бесспорным свидетельством самых тесных еврейско-египетских отношений в то время.

Множество точек  соприкосновения обнаруживают египетское и еврейское религиозное мышление, очевидна перекличка библейских и египетских литературно-религиозных образов.

В еврейских общинах  на территории Египта, поддерживавших тесную связь с иерусалимским  храмом, под влиянием окружающей среды  прививались культы египетских богов. В одном остраконе из Элефантины, написанном на арамейском языке, говорится: "Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума". Иными словами, верующие евреи почитали здесь не только "единого" еврейского бога Яхве, но и владыку  Элефантины, искони египетского бога Хнума. Египетские религиозные обряды и обычаи, естественно, могли распространяться и на еврейского бога Яхве и таким  образом внедряться в религию  евреев.

Наиболее очевидные  заимствования библейским текстом  непосредственно из египетских текстов  выявляются при сопоставлении Библии с вышеупомянутым "Поучением Аменемопе".

В библейской книге  Притчей Соломоновых (23, 4—5) сказано: "Не заботься о том, чтобы нажить богатство, оставь такие мысли твои, устреми твои глаза на него - и  его уже нет; потому что оно  сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу". В "Поучении Аменемопе" (9/14-19, 10/4) читаем: "Не тщись найти  выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уже  нет... они сделали себе крылья, как  гуси, и улетели к небу".

Информация о работе Возникновение религии