Возникновение религии и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 21:52, реферат

Описание работы

Охота создала особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т. д. Охота в первобытном обществе требовала, прежде всего, развития таких двигательных навыков, которые можно назвать естественными: бег, лазанье, прыжки, переноска тяжестей и т. д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Религия и спорт.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

1. Возникновение  религии и спорта  

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования.

Охота создала особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т. д. Охота в первобытном обществе требовала, прежде всего, развития таких двигательных навыков, которые можно назвать естественными: бег, лазанье, прыжки, переноска тяжестей и т. д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности.

У первобытного человека существовало представление о сверхъестественных свойствах некоторых природных явлений. Рядом с реальной действительностью он предполагал существование невидимых явлений – душ, духов, которые живут среди людей и могут оказывать непосредственное влияние на окружение человека. В конечном счете, это привело первобытного человека к мысли о том, что если умилостивить эти духи, воздействуя каким-либо образом на них, то можно рассчитывать на успех в деле. Так родилась магия, а вместе с ней сопровождающие ее культовые обряды.

В связи с тем, что первобытный человек не знал никакой другой формы производственной деятельности, кроме охоты и собирательства, ведущее место в его жизни играла так называемая промысловая магия. Сущность обряда заключалась в том, что человек проделывал ряд действий, имитирующих желаемый результат. На земле рисовалось изображение животного, на которого предстояла охота. Поражение животного стрелой или копьем преследовало одну цель - убить жизненную силу животного. Этот обряд был основан на вере в то, что, поражая изображение живого существа, можно будто бы обрести власть над его волей и телом. Магия, таким образом, не породила самостоятельную деятельность, связанную с физическим воспитанием, а использовала уже существующие формы движений во время охоты.

Очень важным для первобытного человека был обряд инициации, связанный с посвящением молодежи во взрослые члены общества. Главным мотивом при проведении этого обряда было стремление сородичей удостовериться в стойкости и выносливости иницианта, убедиться в способности будущего мужчины переносить физическую боль. 
Среди ученых существует твердое убеждение, что было время, когда каждый материнский род жил отдельной, замкнутой группой, обитая на принадлежащей только ему территории. Такие рода находились во враждебных отношениях. Все, кто не относился к данному роду, считались чужаками, а всякая встреча могла сопровождаться вооруженными столкновениями из-за территориальных границ рода. По мере развития экзогамии, категорически запрещавшей браки внутри рода, образуются племена, состоящие из двух взаимобрачных родов. С появлением племенной организации столкновения между родами постепенно утрачивают военную направленность и приобретают характер состязания в ловкости и умении владеть оружием. Так как роды были экономически обособлены и в повседневной жизни практически не были связаны между собой, состязания между ними могли проходить только в период племенных празднеств. Поводом для таких встреч служили обряды, посвященные похоронам или инициациям, проведение которых было обязательно для всего племени. Но следует заметить, что состязания не были связаны ни с одним из обрядов и проводились лишь после их совершения. Состязания носили не религиозный, а скорее социальный и нравственный характер. Каждая из групп участников состязаний представляла род или фратрию - особый социальный коллектив, а всякая победа или поражение неизбежно получали общественную оценку со стороны коллектива. Таким образом, в эпоху родового строя участие в состязаниях каждого мужчины было не только желательным, но и обязательным. Участие в состязаниях было не столько правом, сколько обязанностью. 
   О том, какими были эти состязания, можно представить по рассказу английского этнографа А.В. Хауитта. “На празднество собралось все племя, состоящее из двух экономически обособленных друг от друга половин - фратрий. Каждая из прибывших групп расположилась отдельно, по разным сторонам ручья. Сначала взрослые мужчины каждой группы выстраивались в одну линию, образуя две шеренги, стоящие на расстоянии примерно 36 метров. Все они были вооружены копьями и бумерангами. Поединки проходили строго по правилам. Начинались они с того, что мужчина из одной фратрии выбегал вперед и угрожающе потрясал копьем перед соперником из другой фратрии. В свою очередь, соперник делал то же самое. После этого они все выстраивались в шеренгу и по очереди метали копья и бумеранги в соперников, а те старались увернуться от удара. Как только копье ранило кого-нибудь, мужчины обоих фратрий бросались друг на друга, и начиналась борьба. При этом каждый из соперников боролся со своим непосредственным противником, с которым он перед этим обменивался бросками копий и бумерангов. Через некоторое время соперники расходились для отдыха. Такие «сражения» могли продолжаться два или три дня. Во время длительных перерывов бывшие соперники отправлялись вместе на охоту, чтобы пополнить запасы пищи для «празднества»”. 
   Древнему человеку были знакомы и игры с мячом. У различных племен существовали разные способы изготовления таких мячей. У одних австралийских племен мяч делался из куска кожи, который набивался травой, другие племена для этих целей использовали полоски из шкур опоссумов, которые сшивались сухожилиями. У племен, проживавших на территории Казахстана, мяч делался из шерсти.  

Усовершенствование охотничьих средств из камней, появление лука и стрел, как основного орудия, способствовало увеличению добычи пищи. Стал появляться запас еды, что обусловило возможность приручения животных. Приручение верхового коня привело к возникновению новых форм и средств физического воспитания, новых игр и физических упражнений. 
 В эпоху развития первобытнообщинного строя некоторые племена перешли к подсечному земледелию в сочетании с охотой. Занятия земледелием изменили религиозные представления и верования, которые в большей степени стали связываться с силами природы, обеспечивающими плодородие. Предметами почитания становятся такие явления природы, как солнце, луна, ветер, вода и т. д. Среди других культов первостепенную роль начинает играть земледельческий культ, который иногда сопровождается жертвоприношением.  

Изменение в характере труда привело к изменениям в отношениях между людьми и к организации социальной структуры общества. Наличие избыточного продукта создало предпосылки для сосредоточения его в руках немногих лиц и тем самым возникновения имущественного неравенства. Именно к этой эпохе относится зарождение социальных родовых и общественных органов власти, появление особых должностных лиц - старейшин и вождей. Вождям приписывалась сверхъестественная сила, они считались как бы управителями природных и атмосферных явлений. Отсюда возникло поверье, что вождем может быть только нестарый, физически крепкий и здоровый человек, так как старый и больной вождь не может справиться со столь важными обязанностями. Этим мотивировался известный многим народам обычай лишать власти и даже умерщвлять вождя, физически ослабевшего или одряхлевшего. Поэтому, как только у соплеменников появлялись сомнения в физических способностях вождя, между ним и претендентами на его место устраивались состязания, победитель которых становился вождем. Состязания эти могли быть различными. У некоторых народов, например у древних италийцев или древних египтян, это были состязания в беге. У народов Сибири и Крайнего Севера выборы вождя сопровождались публичными испытаниями его физической подготовленности. Для этого расчищали большую ровную площадку и устанавливали шесть помостов. Претендент должен был перепрыгивать с помоста на помост, имитируя пение различных промысловых птиц. У полинезийцев же вождя ждало более серьезное испытание. До наступления дня он отправлялся на лодке в море, с тем чтобы подплыть к берегу в тот момент, когда покажется первый луч солнца. Для встречи вождя назначался один из искуснейших воинов. Как только лодка касалась берега и вождь ступал на землю, сородич, находившийся от него в тридцати шагах, метал в него боевое копье. Вождь должен был поймать его, в противном случае погибал. Обряд испытания физических способностей вождя имел также и другую цель: укрепление власти вождя, признание его преимущества перед рядовыми членами родового коллектива.   

В этот период все состязания были связаны только с обычаем, присущим дуальной организации, но не с религиозными обрядами. Они проводились всегда во время праздника, когда племя собиралось воедино.

 
2. Спорт и религия  в эпоху военной демократии

С появлением богатств и жажды наживы, военный грабеж стал одной из возможностей быстрого и легкого обогащения. Войны сделались постоянным промыслом, на первый план все больше выдвигается родовая знать, обогащавшаяся главным образом в результате грабительских войн. Вокруг вождя постепенно группируется некоторая часть свободных общинников, образуя его дружину. Возникает так называемая военная демократия. Меняется психология человека. Война, грабеж стали считаться почетным занятием, что нашло отражение в мифологии и эпических произведениях того времени. В этот период появляется специфический вид искусства - героический эпос: Шумерское сказание о Гильгамеше, "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Эдда" у древних германцев, ирландские саги, "Рамаяна" у индусов, "Калевала" у финнов,– эти и многие другие произведения являются классическим образцом эпоса, который сложился в эпоху разложения первобытного общества и донес до наших дней сведения о нескончаемых войнах, героических подвигах, а также о различного рода состязаниях, характерных для того времени.  

Экономические и общественные изменения в эпоху военной демократии привели к возникновению и развитию новых форм религии и сопутствующих ей культов. Широкое распространение у многих народов получает культ предков, часто связанный со спортивными состязаниями. Более сложным и многообразным становится погребальный обряд. Похороны вождей, князей, царей были особенно пышными: в их могилы клали множество ценностей, коней, иногда слуг и жен. У многих народов погребальный культ связывался с обычаем похоронных игр и состязаний. Таким образом, если в период господства материнской общины состязания не увязывались непосредственно с обрядом захоронения, то в эпоху патриархата они уже выступают как часть погребального культа. Сведения о такого рода состязаниях встречаются при описании жизни древних славян, германцев, греков.

Наиболее подробно и красочно описаны состязания, связанные с погребальным культом, в греческих мифах. Для всех этих состязаний характерна военная направленность физических упражнений. Так, во время погребальных игр на похоронах Патрокла, героя Троянской войны, соперники состязались в восьми спортивных дисциплинах: беге, состязаниях на колесницах, бою с оружием, кулачном бою, стрельбе из лука, метании копья и метании диска. Мотив состязаний встречается и в скандинавской мифологии. По верованиям древних скандинавов эпохи викингов, умершие попадают в Хель - мрачное царство мертвых, где царит холод и печаль, где все бездеятельны. Но воины, павшие в бою, считаются избранниками бога Одина. Они получали доступ в Валхаллу - огромный чертог Одина. Викинги, принятые Одином в Валхаллу, пируют в украшенном золотом зале. Каждый день они покидают дворец и состязаются между собой в искусстве владения оружием, а затем возвращаются к пиршеству и возлияниям. Когда же наступит конец света, Один пойдет в бой во главе своего воинства. 
 Мифология ярко отражает происходившие изменения характера состязаний. Так, примечательной чертой состязаний эпохи расцвета родового строя был принцип коллективизма. Все состязания, говоря современным языком, носили командный характер. Это не значит, что не было индивидуальных поединков. Но при этом каждый участник состязаний выступал не сам за себя, а являлся членом единого коллектива, интересы и честь которого он защищал. Древний человек защищал интересы и честь рода или фратрии, превыше которых у него ничего не было. Именно этим объясняется также и то, что состязания в эпоху родового строя не были связаны с каким-либо вознаграждением. Высшей наградой для члена родового коллектива были похвала и поощрение сородичей. Материальное поощрение было не свойственно общественному устройству и морали родового общества. Иное положение наблюдается в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Характерной чертой состязаний этого периода становится выявление и чествование отдельных победителей, а также принцип материальной заинтересованности участников состязаний. Это связано с тем, что во всех сферах общественной жизни все большую роль начинало играть личное имущественное и социальное положение отдельного человека. Ни одно состязание, даже связанное с религиозным культом, не обходилось без принципа материальной заинтересованности. Немецкая писательница М. Римшнейдер расставила виды спорта, которые встречаются в “Илиаде”, в зависимости от ценности наград. На первом месте находились состязания на колесницах, победитель которых получал в награду котел и рабыню, цена которой приравнивалась к стоимости четырнадцати быков. На втором месте был кулачный бой. Наградою победителю был мул, побежденному - кубок. Третьим видом по ценности награды шла борьба, победитель которой получал сосуд, оцениваемый в двенадцать быков, а побежденный - рабыню, стоимостью в четыре быка. Далее следовал бег, призом в котором служила финикийская чаша. На последнем месте по ценности награды стояло метание копья. Принцип материальной заинтересованности в эпоху военной демократии был характерен для состязаний в любом уголке мира. Например, на Крайнем Севере и в Сибири приз устанавливался на финише и, естественно, доставался тому, кто первым добегал до него.

 
3. Спорт и религия  в эпоху ранних классовых государств   

В эпоху ранних классовых государств изменяется религия и ее назначение. Магические обряды оттеснялись на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. Древние боги природы превращаются в богов царской власти и покровителей государства. Религия становится главной формой идеологии, призванной оправдать существующие порядки, способом удержания народа в покорности. Основной идеей эпохи ранних классовых государств была идея естественного предназначения царя. Из мифологии этого периода исчезает народный герой, совершающий подвиги. Остаются только царь и бог, наделяемые сверхчеловеческими качествами. Возвеличивание физической мощи не только богов, но и царей использовалось для того, чтобы превознести над людьми личность царя, окружить его ореолом недоступности и недосягаемости.  

В эту эпоху возникают состязания, которые непосредственно связываются с религиозным культом, носящим название ордалии, или "божьего суда". "Божий суд" олицетворялся с представлением о всезнающем божестве, который может защитить правого и наказать виновного. Наиболее распространенной формой ордалии были испытания холодной и кипящей водой, испытания рекой, когда испытуемого бросали в реку. Разновидностью "божьего суда" был поединок, в котором невиновный обязательно должен был оказаться победителем.  

Религия использовала состязания главным образом для возвеличивания владык и не проявляла в этот период сколько-нибудь серьезных притязаний на тело верующих, не требовала от них никаких физических ограничений. Другими словами, религия занимала пассивную позицию по отношению к занятиям физическими упражнениями и состязаниям народных масс. 
   Физическая культура в этот период обогатилась новыми чертами: так, египтяне устраивали бои на лодках. В ходе таких баталий состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника. В отличие от других областей жизни состязания на палицах, борьба и лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители привилегированных сословий имели преимущества в соответствии со своим социальным положением. Так, при фехтовании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях - более острые шесты. В Индии, хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее, кастовая принадлежность заведомо определяла, кто, чем и в какой мере может заниматься. Так, для неарийских каст считались “неприкосновенными” верховая езда, все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подготовку, а также йога. В то же время кшатрии (военное дворянство) почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров (сельские земледельцы, скотоводы) танцевальными упражнениями, самообороной без оружия, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами. Большим творческим достижением в связи с развитием игровой деятельности людей следует считать появление настольных игр. В древнейших городах долины Инда были найдены доски для настольной игры, в которой применялись круглые камешки и бобы. Настольные игры требовали сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга. Название, состоящее из двух слов (чатур – четыре и анга – боевой порядок), происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов.

4. Игры Древней  Греции  

VIII-VI века до н.э. характеризуются  возникновением и развитием на  территории Греции особой формы социально-экономической и политической организации древнегреческого рабовладельческого общества - полиса. Отношение официальной религии к занятиям физическими упражнениями и состязаниями предопределялось социальным устройством греческих полисов. Как и в период военной демократии, каждый свободнорожденный в силу своего происхождения и социального положения был воином, которого община могла призвать в случае опасности, грозившей городу, или для ведения войны за захват чужой территории или добычи. Такие войны были частым явлением. Именно этим можно объяснить высокий уровень физического воспитания, характерный для Греции этого периода. Представление о физическом идеале человека сохранялось от эпохи военной демократии. Сохранились также некоторые обряды и состязания. Однако, если в эпоху военной демократии они посвящались памяти погибшего героя или предка, то теперь проводились в честь местных богов. Эти состязания не были самостоятельным обрядом. Они входили составной частью в религиозный праздник, посвященный божеству. 
   Отношения неравенства, сложившиеся в обществе, нашли свое отражение и в религии. Среди богов, олицетворяющих силы природы, появляется бог-отец, царь богов, который был выше остальных богов и держал их в повиновении. У древних греков это был Зевс – бессмертный царь богов. Древние боги, как и люди, нуждались, по представлению наших предков, не только в жилище и хлебе (строятся храмы и святилища, приносятся жертвы - кровавые и бескровные), но и в зрелищах. Поэтому в культ входят торжественные процессии, театрализованные действия, различные представления. К зрелищам относятся также состязания, которые сопровождают те или иные культовые празднества. Однако за внешней религиозной формой состязаний ясно просматривается их практическое назначение: проверять силу и ловкость горожан, которые составляли основу народного ополчения, готовность их к борьбе против непокорных рабов или ведению войны. К этому периоду в основных чертах складывается общегреческая религия, объединявшая пантеон богов во главе с Зевсом, которые обитали на священной горе Олимп.  

С возникновением спортивных игр в небольшом городке Олимпия связано много мифов и легенд. В одной из них говорится о том, что игры создал мифический герой Геракл в честь отца своего – бога Зевса. Он избрал ровную площадку у подножия Олимпа, отсчитал 600 стоп, оглянулся и решил, что площадка достаточна для бега. Шестьсот стоп составили один стадий – 192 метра, откуда и пошло название стадион. Согласно другому преданию, первые спортивные игры в Олимпии были проведены царем Эндимионом, который устроил состязание между своими детьми. Призом в них был царский престол. Вплоть до XIV Олимпиады состязания проводились только в беге на один стадий. 
   К концу VI в. до н. э. экономическая разобщенность небольших греческих городов-государств требовала объединения. К этому их вынуждало обострение классовой борьбы, вызванное углублением имущественного неравенства. Одним из средств объединения служили амфиктории – религиозно-политические союзы городов Древней Греции, которые имели целью совместное отправление культа в общем святилище. К нему относится и возникновение общегреческих религиозных празднеств, связанных с местными богами-покровителями отдельных полисов. Так, в эпоху расцвета античного рабовладельчества общегреческое признание, помимо олимпийских игр, получают немейские, истмийские, пана- финейские игры. Постепенно усложнялась и разнообразилась программа игр. С XV Олимпиады включается бег на два стадия и бег на выносливость, с XVIII Олимпиады соревнования пополнились пятиборьем. Если прежде олимпийский праздник проводился в течение одного дня, то в V в. до н. э. он представлял собой уже грандиозное торжество, длившееся пять дней и сопровождавшееся пышными церемониями и увеселениями. Победители игр посвящали свои победы богам. Значение общегреческих игр заключалось, прежде всего, в их социальной значимости для раздробленных греческих государств и уже потом для религиозных культов. С одной стороны, они были средством укрепления экономических и политических связей между городами-государствами, а с другой - средством демонстрации мощи и подготовленности рабовладельческих государств. Интересы господствующих классов определяли общественное мнение, в том числе и в религии, по отношению к идеалу человека. В нем ценились имущественное благосостояние, отвага и физическая подготовленность. Ярким выражением греческой религиозной мысли об идеале божества явились мифология и скульптура. Из богов и героев греки делали реальный идеал для своего юношества, стремясь воспитать граждан и воинов.  

Информация о работе Возникновение религии и спорта