Причины возникновения религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Как развивались эти представления, как интерпретировались в различных религиозных учениях, почему имеются столь различные подходы к трактовке смысла и назначения человеческого бытия, как и почему сформировались они, можно ли примирить взгляды различных религиозных конфессий, возможно ли в будущем объединение всех религий в единую мировую религию и нужно ли это? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.

Файлы: 1 файл

Политология. Религия.docx

— 47.51 Кб (Скачать файл)

Введение

В наше непростое время, когда прежняя вера в царство  справедливости на земле, которое последователями  учения К. Маркса называлось “коммунизмом”, разрушена, замена отвергнутому идеалу ещё не найдена, необходимо, прежде всего, обратиться к системам взглядов на мир и человека в нём, вырабатывавшихся человечеством на протяжении тысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людей деструктивные, разрушительные идеи, часто облечённые в религиозную оболочку.

Это особенно необходимо в  нашей многонациональной стране, где сосуществуют верующие, принадлежащие  к различным конфессиям, и атеисты. Для благополучного и мирного  проживания в таких условиях необходима толерантность к любым точкам зрения, взаимоуважение людей любых  взглядов и убеждений. Религия –  это система устоявшихся взглядов. Чтобы уважительно относится  к любым формам религии, необходимо знать религиозные традиции, иначе  по неведению, нехотя, можно задеть религиозные чувства живущих  рядом людей. Для самоуважения и  сохранения культурных традиций следует  знать историко-религиозные основы культуры и своего народа.

Нередко религиозные лозунги  используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные  цели. Чтобы отделить плевелы от зёрен, также необходимо знать не только основные религиозные постулаты, но и то, как они возникали и  в связи с чем трансформировались.

Как развивались эти  представления, как интерпретировались в различных религиозных учениях, почему имеются столь различные  подходы к трактовке смысла и  назначения человеческого бытия, как  и почему сформировались они, можно  ли примирить взгляды различных  религиозных конфессий, возможно ли в будущем объединение всех религий  в единую мировую религию и нужно ли это? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.

Данная тема особенно актуальна  в наше время, так как возрастает роль религии в современном обществе. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но в экономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалось влияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введении в российских школах нового предмета «Православная  культура», в армии существует должность  армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательно исповедовать какую-либо религию, главное знать  о ней. Хотя, по моему глубокому  убеждению, именно религия является тем спасательным кругом, который  выведет нашу страну из бездуховности, агрессивности по отношению друг к другу на путь милосердия и толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины возникновения религии

 

Принято  выделять социальные, антропологические, психологические  и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Социальные предпосылки, из которых одни связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями  между людьми:

отношение людей к природе  предопределено имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они  развиты, тем слабее человек перед  лицом природы, тем больше над  ним господство природных сил. Первобытный  человек обладал ограниченными  средствами для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам;

отношения между людьми складываются стихийно. В этом случае законы развития общества выступают  как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины  общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными  и мистифицируются.

Антропологические корни  образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезнь, наркомания, мутация, смерть, угроза перерождения «Homo sapiens» и исчезновения человечества и прочее.

Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие  в процессе познания человеком закономерностей  природных явлений. Появление у  человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и  случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность  человека фиксировать явления в  языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее.

Психологические причины  обусловлены зависимостью религиозных  верований от эмоционального состояния  людей^ их настроений, переживаний и  т. п. Постоянные и устойчивые отрицательные  эмоции, в том числе неуверенность, страх, чувства горя, скорби, одиночества, могут создать благоприятную  почву для приобщения индивида к  религии. Постоянное накопление отрицательных  эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к  тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии.

 

2.Сущность и роль религии в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия - это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни  конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно  говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они:

Во-первых, религия, являясь  мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие  первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед  собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет  поведением человека че-рез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехпетиз -- крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением -- источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю-щим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Куль-тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, -- один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели -- то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершен-но противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано  с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...

На основании проведенного в 2005г. отделом социологии института  общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при  этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15-20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %.

Информация о работе Причины возникновения религии