Современный композитор - Валерий Гаврилин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:45, биография

Описание работы

Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин (1939–1999) занимает достойное место в ряду самых прославленных сыновей земли Вологодской — К. Батюшкова и В. Верещагина, В. Гиляровского и Н. Клюева, В. Шаламова и Н. Рубцова. В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня … это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях… Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае».

Файлы: 1 файл

Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин.docx

— 88.73 Кб (Скачать файл)

Шнитке Альфред Гарриевич (1934–1998)

           
 

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934г.в г.Энгельсе. В 1958 году Шнитке заканчивает Московскую консерваторию по классу композиции у Е.Голубева, а затем и аспирантуру. В 1961-72г.г. преподаёт инструментовку в консерватории. 
В годы учёбы и преподавания Шнитке изучал полистилистику и другие новые технические приёмы композиции. Термин `полистилистика` ввёл сам Шнитке, обозначив соединение разнородных стилей. Произведения с использованием этого стиля писали и до Шнитке такие композиторы как Айвз, Малер, Шостакович, их личности и музыкальное творчество оказали своё воздействие на его становление.( ) 
Полистилистика помогала Шнитке при решении философских проблем, поднимаемых им в своих произведениях, основная из которых - человек и среда. Первым значительным произведением подобного плана стала Первая симфония, вмещающая в себя целый калейдоскоп различных стилей, жанров и направлений музыки. Также показательны Вторая и третья симфонии, Третий и Четвёртый скрипичный концерт, соната для скрипки, альтовая соната, `Посвящение Паганини`. 
В 70-е годы наступает период `ретро`, и Шнитке пишет `Реквием`и фортепианjavascript:check_php(`content`);ный квинтет, посвящая их уходу из жизни родителей. В `Minnesang` песни миннизингеров соединены в сверхмногоголосие(52 голоса). В 1974г. композитор создаёт композицию `Жёлтый звук`.( ) 
Шнитке причисляли к течению нонконформистов наряду с композиторами Губайдуллиной, Пяртом, Денисовым, Сильвестровым, и в своё время он испытал на себе давление со стороны властей.( ) 
В 1979г. один из самых модных композиторов - А.Шнитке. - избран в правление Союза композиторов Советского Союза. 
В 80-е г.г. древняя месса прозвучит во Второй симфонии, а в Третьей симфонии в виде коротеньких отрывков перед слушателем пройдёт вся история немецкой музыки. Образцы древне-русского певческого искусства в современном прочтении использованы во Втором струнном квартете. 
Потрясающе звучит опера `История Доктора Иоганна Фауста` с использованием старинного текста. 
Хотя композитор и отдаёт предпочтение инструментальным жанрам, в его творческом багаже важное место занимают вокальные и хоровые произведения: `Три стихотворения Марины Цветаевой`, `Три мадригала`, Концерт для хора на стихи Г.Нарекаци, `Стихи покаянные`( к 100-летию Крещения Руси). 
Работая над своими произведениями, слишком близко к сердцу воспринимая поднимаемые в них проблемы, композитор в 1985г. серьёзно заболевает и даже на время оставляет композиторское творчество. Выздоровев, он пишет жизнеутверждающий Виолончельный концерт, для добавления мощности звучанию, заключительная часть подзвучена электроникой.( ) 
Шнитке много приглашали для участия в кинофильмах. Его музыка к фильмам нередко ис- пользовалась самим композитором как составляющая других его произведений. Альфредом Шнитке была написана музыка более чем к 60-ти фильмам, таким как `Агония`, `Восхождение`. `Рисунки Пушкина`, `Маленькие трагедии`, `Стеклянная гармоника`, `Мёртвые души`. Кроме того, им же озвучены многие театральные постановки. 
С 1990г. Шнитке с семьёй переезжает в Германию, где преподаёт в Гамбургской консерватории. С 1991г., не смотря на слабое здоровье, композитор продолжает активно творить до 1994г. Стоит отметить его наиболее крупные произведения последних лет для театральной сцены: балет `Пер Гюнт`, оперы `Жизнь с идиотом` и `Джезуальдо`. В 1995 году композитору Альфреду Шнитке присуждается Государственная Премия Российской Федерации. 
Здоровье композитора ухудшалось, он перенёс три инсульта. Композитор Альфред Шнитке скончался 3 августа 1998 г. в Гамбурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 
     
 

 

 

"Pianissimo..." для большого симфонического оркестра (1968)

op. 47

"Голоса природы"  для десяти женских голосов  и вибрафона (1972)

op. 79

"История доктора  Иоганна Фауста", кантата для  контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра (1983)

op.167

"Нагасаки", оратория  для меццо-сопрано, смешанного  хора и симфонического оркестра (1958)

op. 19

"Пер Гюнт", балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Х. Ибсена. (1986)

op.194

"Поток", электронная  композиция (1969)

op. 59

"Ритуал (Памяти  погибших во Второй мировой  войне)" для большого симфонического  оркестра (1984-85)

op.183

(K)ein Sommernachtstraum (1985)

op.187

A Paganini для скрипки соло (1982)

op.162

Agnus dei (1992)

op.226

Eröffnungsvers zum Ersten Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа (1989)

op.207

In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) (1972-1978 )

op.127

Lebenslauf для четырех метрономов, трех ударных и фортепиано (1982)

op.161

Moz-Art a la Haydn для двух скрипок и одиннадцати струнных (1977)

op.122

Балет "Лабиринты" (1971)

op. 67

Вариации для  струнного квартета (1997)

op.252

Вариации на один аккорд для фортепиано (1965)

op. 39

Гимн I для виолончели, арфы и литавр (1974)

op. 96

Гимн II для виолончели и контрабаса (1974)

op. 97

Гимн III для виолончели, фагота, клавесина и колоколов (1974)

op. 98

Гимн IV для виолончели, фагота, контрабаса, клавесина, арфы, литавр и колоколов (1974-79)

op.134

Две маленькие  пьесы для органа (1980)

op.149

Диалог для виолончели и семи инструментов (1965)

op. 37

Импровизация для  виолончели соло (1993)

op.237

Импровизация и  фуга для фортепиано (1965)

op. 38

Канон памяти Стравинского для струнного квартета (1971)

op. 65

Квартет для ударных  инструментов (1994)

op.247

Концерт для аккордиона и оркестра. Утерян.

op. 1

Концерт для альта  с оркестром (1985)

op.189

Концерт для виолончели с оркестром №1 (1985-86)

op.193

Концерт для виолончели с оркестром №2 (1990)

op.211

Концерт для гобоя, арфы и струнного оркестра (1971)

op. 64

Концерт для скрипки  с оркестром №1 (1957)

op. 18

Концерт для скрипки  с оркестром №4 (1984)

op.177

Концерт для смешанного хора на стихи Григора Нарекского (951-1003), из Книги скорбных песнопений.

 

Концерт для фортепиано (в четыре руки) и струнного оркестра (1988)

op.201

Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979)

op.136

Концерт для фортепиано с оркестром (1960)

op. 23

Концерт “на троих” (Konzert zu dritt) для скрипки, альта, виолончели и камерного оркестра, 1994

op.243

Концерт №2 для  скрипки и камерного оркестра (1966)

op. 42

Концерт №3 для  скрипки и камерного оркестра (1978)

op.128

Кончерто-гроссо №1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного  фортепиано и струнного оркестра (1977)

op.119

Кончерто-гроссо №2 для скрипки и виолончели с  оркестром (1981-82)

op.159

Кончерто-гроссо №3 для двух скрипок, клавесина, подготовленного  фортепиано и струнного оркестра (1985)

op.188

Кончерто-гроссо №5 для скрипки, фортепиано и оркестра (1991)

op.223

Кончерто-гроссо №6 для фортепиано, скрипки и камерного  оркестра (1993)

op.235

Мадригал памяти Олега Кагана для скрипки соло (1990)

op.213

Менуэт для струнного  трио (1994)

op.249

Монолог для альта  и камерного оркестра (1989)

op.206

Музыка для фортепиано и камерного оркестра (1964)

 

Музыка к кинофильму "Агония" (1973-74)

op. 95

Музыка к кинофильму "Былое и думы" (1973)

op. 90

Музыка к кинофильму "Вальс" (1969)

op. 60

Музыка к кинофильму "Восхождение" (1977)

op.126

Музыка к кинофильму "Клоуны и дети" (1976)

op.115

Музыка к кинофильму "Комиссар" (1967)

op. 46

Музыка к кинофильму "Конец Санкт-Петербурга" (1992)

op.230

Музыка к кинофильму "Мастер и Маргарита" (1993)

op.238

Музыка к кинофильму "Осень" (1975)

op.106

Музыка к кинофильму "Повесть о неизвестном актере " (1977)

op.125

Музыка к кинофильму "Похождения зубного врача" (1965)

op. 40

Музыка к кинофильму "Приключения травки" (1977)

op.124

Музыка к кинофильму "Рикки-Тикки-Тави" (1976)

op.116

Музыка к кинофильму "Сказка странствий" (1983)

op.174

Музыка к кинофильму "Спорт, спорт, спорт" (1971)

op. 70

Музыка к кинофильму "Экипаж" (1980)

op.151

Музыка к кинофильму `Маленькие трагедии` (1980)

op.153

Музыка к кинофильму `Шестое июля` (1968)

op. 52

Музыка к мультфильму "Стеклянная гармоника" (1968)

op. 55

Музыка к мультфильму `Балерина на корабле`(1969)

op. 62

Опера `Джезуальдо` в семи картинах с прологом и эпилогом (1993)

op.232

Опера `Жизнь с  идиотом` по либретто В. Ерофеева (1990-91)

op.219

Опера `История  доктора Иоганна Фауста` (1994)

op.239

Пассакалия для  большого симфонического оркестра (1979-80)

op.142

Поздравительное рондо До мажор для скрипки и фортепиано (1973)

op. 91

Полифоническое  танго (1979)

op.137

Посвящение Григу  для двух скрипок соло и оркестра (1993)

op.233

Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу (1979)

op.139

Прелюдия и фуга (1963)

op. 31

Прелюдия памяти Д. Шостаковича для двух скрипок (1975)

op.104

Пять афоризмов  для фортепиано (1990)

op.215

Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха для тенора и малого оркестра (часть незавершенной Кантаты) (1994)

op.244

Реквием из музыки к драме Шиллера "Дон Карлос" для солистов, смешанного хора и  инструментального ансамбля (1975)

op.101

Септет (1981-82)

 

Симфония № 9 (неоконченная) (1996-1998)

op. 253

Симфония №0 (консерваторское  сочинение) (1956-57)

op. 17

Симфония №1 (1969-1972)

op. 78

Симфония №2 `Святой Флориан` для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в шести частях (1979)

op.135

Симфония №3 (1981)

op.155

Симфония №4 для  хора, солистов и камерного оркестра (1984)

op.176

Симфония №5 (Кончерто-гроссо №4) (1988)

op.200

Симфония №6 (1992)

op.225

Симфония №7 (1993)

op.234

Симфония №8 (1994)

op.241

Собранье песен  сих (3 часть Хорового концерта) в  переложении для струнного квартета (1997)

op.252

Соната для скрипки  и фортепиано (1954-55)

op. 8

Соната для фортепиано №1 (посвящена Владимиру Фельцману) (1987-88)

op.197

Соната для фортепиано №2 (посвящена Ирине Шнитке) (1990)

op.216

Соната для фортепиано №3 (1992)

op.229

Соната №1 для  виолончели и фортепиано (1978)

op.129

Соната №1 для  скрипки и камерного оркестра (1968)

op. 50

Соната №1 для  скрипки и фортепиано (1963)

op. 30

Соната №2 для  виолончели и фортепиано (1994)

op.246

Соната №2 для  скрипки и камерного оркестра `Quasi una sonata` (1987)

op.196

Соната №2 для  скрипки и фортепиано "Quasi una sonata" (1968)

op. 49

Соната №3 для  скрипки и фортепиано (1994)

op.248

Стихи покаянные  для смешанного хора без сопровождения  в двенадцати частях (1987)

op.203

Струнное трио (1985)

op.191

Струнный квартет  №1 До мажор (1966)

op. 43

Струнный квартет  №2, памяти Ларисы Шепитько (1980)

op.148

Струнный квартет  №3 (1983)

op.168

Струнный квартет  №4 (1989)

op.209

Сюита в старинном  стиле для скрипки и фортепиано (1972)

op. 80

Сюита из музыки к  кинофильму `Мёртвые души

op.182a

Тихая музыка для  скрипки и виолончели (1979)

op.138

Три духовных концерта

 

Три мадригала  для сопрано и пяти инструментов (1980)

op.144

Три стихотворения  Марины Цветаевой

op. 36

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1992)

op.227

Фортепианный квартет (1988)

op.204

Фортепианный квинтет (1976)

op.108

Фуга для скрипки  соло (1953)

op. 5

Шесть прелюдий для  фортепиано (1953-1954)

op. 6

Эпилог из балета "Пер Гюнт" для виолончели, фортепиано и магнитофонной записи (1993)

op.194B

Эскизы. Балет по мотивам Н.Гоголя

op.186

`Minnesang` для 52 голосов (1980-81)

op.147

`Moz-Art` для двух скрипок (1976)

op.111

`Musica Nostalgica` для виолончели и фортепиано (1992)

op.228

`Sounding Letters (Klingende Buchstaben)`, для виолончели соло (1988)

op.205

`Гоголь-сюита`  в восьми частях (Сюита из музыки  к спектаклю Театра на Таганке  «Ревизская сказка») (1981)

op.143

`Жёлтый звук`, сценическая  композиция для пантомимы, инструментального  ансамбля, сопрано соло и смешанного  хора (1974)

op. 94

`Куда б ни  шёл, ни ехал ты` для хора а cappella (1957)

op. 20

Магдалина` для  голоса и фортепиано на стихи Б. Пастернака (1977)

op.121

Музыка для воображаемой пьесы` для ансамбля (1985)

op.190

`Музыка для  камерного оркестра` (1964)

op. 35


 

 
 
 
 


Информация о работе Современный композитор - Валерий Гаврилин