Современные концепции демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

В переводе с греческого «демократия» означает власть народа. Возникает вопрос: народ - это часть общества или все общество в целом? И как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было бы всем: не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку? Ответы на эти вопросы человечество ищет более двух тысяч лет.

Файлы: 1 файл

Современные концепции демократии.docx

— 29.20 Кб (Скачать файл)

              Современные концепции демократии                                                         

                                           1.Введение                                                                             

    В переводе с греческого «демократия» означает власть народа. Возникает вопрос: народ - это часть общества или все общество в целом? И как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было бы всем: не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку? Ответы на эти вопросы человечество ищет более двух тысяч лет. В новое время многие политологи представляли демократию, как естественное и неизбежное состояние, которое непременно наступит независимо от противодействия отдельных индивидумов или групп людей; что развитие государственных форм неизбежно приведет человечество к демократии. С тех пор, как в большинстве стран демократия стала практической действительностью, в тоже время она сделалась предметом ожесточенной критики. Прежде демократию считали высшей и конечной формой управления, обеспечивающей уверенное и благополучное существование. А теперь ясно ощущают, что демократия более, чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. Пока демократию ждали, о ней говорили, что она непременно наступит. Когда она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. В странах, испытавших эту форму на практике, демократия уже давно перестала быть предметом поклонения. Противники демократии понимают, что при ней все же можно существовать. Сторонники демократии соглашаются, что ей свойственны многие недостатки. Демократия способна заблуждаться, порой вызывать протесты, но все же несмотря на силы, которые готовы остановить ее медленное и затруднительное движение демократия распространяется, в т. ч. и на нашу страну.

 

 

                                          2.Понятие демократии

    Понятие «демократия», (греч. demokratia) образовано от demos - народ и kratos - власть, восходит к античной Греции. Понятие «демократия» является одним из старейших понятий политической науки. В истории человечества были периоды, когда понятие «демократия» практически исчезало как из политической философии, так и из политической практики. В политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно приведет человеческое общество к демократии. На рубеже XXVIII - XIX веков это понятие воспринималось как характеристика определенной структуры общества, существа законов, актов и правил формирования власти и осуществления политики. Впоследствии содержание этого понятия расширялось. Термином «демократия» стали обозначать некоторый этап в развитии политической системы в противоположность авторитаризму и тоталитаризму; некоторые массовые общественные движения, в которых участвуют те или иные социальные слои, которые выступают против авторитарных режимов («демократическое антифашистское движение»); сохранилось понимание демократии как совокупность правовых норм и правил определенного содержания; демократия все чаще понимается с качественной точки зрения как мера реального участия населения в решении общественных, политических, экономических, социальных, культурных проблем.

    Античная политическая философия рассматривала демократию как один из типов государственного устройства, в котором происходит уравнивание граждан в правах, в том числе в праве принимать участие в управлении. Античные философы характеризовали демократию негативно и относили ее к несовершенным формам правления. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) демакратия - это тип управления обществом, который основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого крикливого демагога, это неэффективная система управления и поэтому неизбежно порождает свою противоположность - тиранию. Позднее политические мыслители видели в демократии правление большиства, выбранного на основе того или иного избирательного ценза и заботящегося о всеобщем благе.

    В период Нового времени происходит формирование концепции естественных прав и свобод личности, которые позднее становятся неотъемлемым атрибутом демократии, т.е. у каждого человека утверждается концепция наличия таких прав как: право на жизнь, право на свободу, право на частную собственность. В этот период формируются основные политические идеологии, наступает эпоха буржуазно - демократических революций и понятие “демократия” на этом этапе используется в качестве синонима понятия “республика”. В новейшее время отказались от тождественности понятий “демократия” и “республика”, а также происходит отказ от противопоставлени понятий “демократия” и “монархия”. Утвердилось современное понимание гражданского равноправия, что проявилось в признании принципа всеобщего равного избирательного права. Итак, сегодня демакратия рассматривается как достаточно универсальный тип политического режима, противостоящий авторитаризму и тоталитаризму.

                           3.Ценности демократии

    Всеобщность демократии, ее распространение на все отношения и на всех членов общества означает равенство во всем: в народном собрании, в участии в государственных делах, в создании законов и в их исполнении. Равенство составляет основу демократии и является средством ее расширения. Другим политическим системам такое равенство не присуще. Извечная проблема демократии - найти всеобщую основу равенства, на которой люди оказались бы равными друг другу в каком - либо всеобщем отношении при всех природных, социальных, политических и других различаях между ними. Такое всеобщее отношение выражается равенством перед законом, правовым равенством, которое также стало основой демократии, - равноправием. Возникла проблема права и закона, которые будут формировать общие и равные для всех демократические начала общественной и политической жизни и охранять их. Право и закон регулируют отношения в обществе, устанавливают правила поведения, при этом они запрещают действия, которые противоречат этим правилам, карают за нарушение запрета и предписывают действия, признаными необходимыми. Однако общество может распределить их неравно: разрешать одним то, что запрещается другим, создавать преимущества для одних и подавлять других. Задача демократии состоит в преодолении правового неравенства.

    Между равенством и свободой существует наибольшее соотношение. Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и в этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении в всеобщему освобождению. Для того чтобы освободить человека от всех форм угнетения и зависимости, ограничивающих демократию, разрушающих равенство и равноправие требовались тысячелетия борьбы, революций, реформ, побед и поражений. Равенству и свободе, как и самой демократии, пришлось обучать и обучаться, овладевать умением создавать демократию со всеми ее принципами, научиться подчиняться им, жить в соответствии с ними и делать все для того, чтобы право и закон не только равно всех подчиняли, но и равно освобождали от подавления и страха. В этом состоит назначение свободы.

    Право, свобода, равенство, полнота демократического участия общества в определении его собственной судьбы стали принципами и целями демократии. Вместе они образуют основу одного из начал демократии - справедливость. Понятие «справедливость» условное, оно определяется общественными отношениями, политическим строем общества, типом его государственности, уровнем его культуры. Вся история человечества наполнена борьбой за справедливость. Человечество решало и решает до сих пор сложную задачу создания общества, в котором понимание справедливости перестало бы быть спорным и относительным. В системе ценностей «право- свобода - равенство» достаточно убрать хотя бы одно звено, и общепризнанное понимание справедливости распадется. Только во взаимодействии всех принципов этой системы обеспечивается справедливость. Это и есть демократическое понимание справедливости. Справедливость осуществляется неполно и не сразу, поэтому одна из главных задач демократии - завоевание справедливости вместе со всеми составляющими ее принципами. История борьбы за справедливость постепенно подвела человека к представлению о таком обществе, в котором демократия стала бы возможной. Продвигаясь к пониманию этой идеи, общество уяснило, что в основание демократии заложено множество ценностей, которые могут быть объединены в единое целое на новой социальной базе.

                             4.Теории демократии

                                       демократия теория равенство

Современная политическая наука различает несколько  теорий демократии.

    Идентирная теория. Предполагает тождественность интересов управляющих и управляемых, интересы государства и народа, существование единой воли народа, отказ от принципа разделения властей и т.д. Соответственно, депутаты выступают лишь в качестве уполномоченных народа, а их власть не может быть суверенной. Только народ вправе изиенить форму правления, он же и должен утверждать законы. В классическом виде прямая демократия существовала в полисах Древней Греции, в древней и средневековой Руси. Например в виде вече - народного собрания для решения вопросов войны и мира, призвания или изгнания князей и т. д. В новое время многими мыслителями прямая демократия рассматривается как идеальная форма демократии, при которой сам народ путем всенародных собраний или референдума участвует в принятии политических решений. Но в связи с невозможностью реализации прямой демократии на больших территориях она рассматривалась скорее как идеал, чем цель, которую можно достичь. Элементы прямой демократии сохранились до наших дней в виде законодательно закрепленного права на референдум.

    Теория представительной демократии. Предпологает, что народ является источником власти. Прямое участие граждан в управлении возможно только в небольших сообществах. Но небольшие административные единицы, даже если они демократические, не могут противостоять большим государствам. Для разрешения этого был предложен механизм политического представительства. Граждане выбирают своих представителей, создают представительные органы, которые осуществляют власть в пределах полномочий. В новое время сложилось два основных подхода к пониманию политического представительства, которые существуют до сих пор. Первый подход касался того, чьи интересы должны представлять политические представители - своих избирателей или сообщества в целом. Второй подход затрагивал проблему магната, т.е. представители могут действовать свободно или должны четко следовать инструкции своих избирателей. Но не один из подходов не был реализован в чистом виде. Представители пытаются максимально свободно высказывать свою точку зрения, но они не могут полностью игнорировать общественное мнение и наказы своих избирателей. А с появлением политических партий представители вынуждены учитывать и партийные интересы. Практическая реализация представительной демократии может быть различной, что обусловлено историческими и политико-культурными особенностями страны.

    Теория конкурентной демократии. Основывается на принципе различия интересов, возможности их открытых столкновений, существования минимума общих взглядов. Наличие общей воли невозможно, так как люди действуют, исходя из принципа личной пользы, а не общественной. Понимание общественного блага возникает как результат компромисса интересов. Избранные представители не связаны какими-либо обязательствами и имеют свободный мандат. Здесь демократия понимается не как власть народа, а как власть с согласия народа.

                           5.Реальная демократия

     Реальная демократия представляет собой воплощение на практике демократических ценностей через создание соответствующих институтов. К основным институтам современной представительской демократии относят:выборность должностных лиц ;свободные и честные выборы; свобода слова, печати, собраний и т.д.; доступ к альтернативным источникам информации; автономия ассоциаций, в т.ч. политических партий; всеобщие гражданские права.

     Основными институтами современной демократии являются также система разделения властей, представительство интересов, признание права граждан на управление государством, верховенство закона и т. д. Разделение властей предпологает самостоятельность и независимость друг от друга трех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной. Но при разделении ни одна власть не должна доминировать или преобладать над другими. Разные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Таким образом, важная роль в разделении властей принадлежит механизму сдержек и противовесов. В современном мире институт разделения властей стал одним из неотъемленных признаков правового государства. Большое значение для современной демократической теории имеет принцип политического представительства; выборность представительных и законодательных органов, а также должностного лица на определенный срок. Подотчетность выборных органов и выборных должностных лиц избирателям; регулярное проведение выборов в установленные законом сроки; всеобщее и равное избирательное право. Все это позволяет обеспечить эффективное управление государством, а также контроль за деятельностью правительства.

                     6.Современная демократия

    Постепенное укоренение современной демократии и повышение ее влияния на стороны жизни привели к тому, что в наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только характеристики формы политического правления, но также идеологические подходы к отношениям между людьми, философские рассуждения о человеческом существовании в условиях современности. Принципиальная проблема демократии, как и любой другой политико-идеологической системы, заключается в том, каким образом она сочетается с природой человека, исходит она из реальной противоречивости современной личности, ограниченности ее ресурсов, из наших предрассудков и комплексов, или ориентируется на некий идеал человека. До сих пор нередко утверждают, что демократия вообще, включая и современную, не только нормативна, но и основана на бескомпромиссных требованиях благости и совершенства людей. Свойственные современной демократии представления о многообразии и изменчивости человеческой природы, о необходимости постоянного критического обсуждения и пересмотра не только политических курсов, но и критериев их определения задают очень высокий уровень требований и к обществу в целом, и к каждому из состовляющих его граждан. Снятие всевозможных сословных и других ограничений сделало человека более свободным - в современном смысле. Но в то же время на человека легла тяжесть ответственности за решения, касающиеся его собственной судьбы. Современная демократия невозможна без признания прав и свобод граждан, которые включают в себя не только личностные, но и политические права и свободы - право граждан создавать политические ассоциации и партии, свободно критиковать власть и выражать свою волю, участвовать в конкурентной борьбе за занятие руководящих косударственных должностей. Таким образом, современная демократия невозможна без существования правового государства, основными признаками которого являются: верховенство закона, соблюдение прав человека, разделение властей, независимость судебной власти. В правовом государстве действует принцип равной ответственности - как государства перед человеком, так и человека перед государством. Это проявляется в защите государством прав и свобод личности и соблюдении со стороны граждан действующих в государстве законов. Сегодня демократия считается тем универсальным механизмом, который способствует цивилизованному разрешению возникающих в обществе проблем при уважении прав и свобод личности. Она не зависит ни от формы правления, ни от формы государственного устройства и может существовать с любой из них. Двадцатый век характеризуется дальнейшей экспонсией демократии на новые государства. Но не всегда демократические транзиты оказываются успешными. Многие возникающие режимы только условно можно назвать демократическими. Форма правления не лишена определенных недостатков. Возможности демократических институтов достаточно ограничены. Это говорит о том, что шансы на появление стабильного демократического режима выше в тех странах, где страна обладает политической культурой демократии, которая передается из поколения в поколение. Многие специалисты рассматривают демократию, как цель истории и называют переход к демократии подлинной мировой революцией. Они доказывают, что демократия - единственная форма человеческого общества, свойственная только человеку. Поэтому эволюционное развитие человека в конце концов приводит к торжеству демократии как еще одной ступени к цивилизации.

Информация о работе Современные концепции демократии