Современный композитор - Валерий Гаврилин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:45, биография

Описание работы

Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин (1939–1999) занимает достойное место в ряду самых прославленных сыновей земли Вологодской — К. Батюшкова и В. Верещагина, В. Гиляровского и Н. Клюева, В. Шаламова и Н. Рубцова. В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня … это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях… Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае».

Файлы: 1 файл

Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин.docx

— 88.73 Кб (Скачать файл)

К опере Андрей Петров пришел позже. В 1975 году он написал «Петра Первого». Далее последовали опера-феерия «Маяковский начинается» и балет  «Пушкин». Три сочинения объединяются в музыкально-сценический цикл, который  посвящен великим сыновьям России. 
 
Дальше опять симфонические опусы. Это скрипичный концерт, фортепианный концерт, а так же фантастическая симфония «Мастер и Маргарита». И снова эстрадные песни и пьесы, и киномузыка. Они звучат в фильмах «Служебный роман», «Жестокий романс», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово» и телесериале «Петербургские тайны». Всего Андрей Петров написал музыку в более чем 80-ти картинам. 
Произведения Андрея Петрова очень разные, с отражением светлых и драматических сторон действительности, соединяются в некое органическое целое.  
 
Премии 
 
За творчество и талант Андрея Петрова неоднократно награждали. Первую премию композитор получил в 1967 году. Государственная премия СССР была присуждена за песни, которые автор написал в 1965 и 1965 годах. Это «Песня о моем отце», «песня о друге», «Голубые города», «На кургане» и «Я шагаю по Москве». 
 
В 1976 году за оперу «Петр Первый» Андрей Петров так же получил Государственную премию СССР. 
 
Следующая премия пополнила копилку Андрея Петрова лишь в 1992 году. Кинопремию «Ника» композитор получил за музыку к картине «Небеса обетованные». Спустя три года последовала Государственная премия Российской Федерации в области искусства и литературы. На этот раз маэстро наградили за концерт для фортепиано с оркестром и симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита». В 1997 году Андрей Петров получил сразу две награды. За заслуги в отечественном кинематографе «Золотой Овен» и приз за вклад в киноискусстве на пятом кинофестивале «Виват кино России!». В 1998 году в кармане музыканта оказалась премия «Золотой Остап». А в 1999 году Премия президента России в области искусства и литературы, и кинопремия «Ника» за музыкальное сопровождения фильма «Хрусталев, машину!».  
 
Семья 
 
Всю жизнь Александр Петров прожил с Натальей Ефимовной Петровой, которая старшего композитора на год. В браке, в 1956 году, родилась дочка Ольга. Сейчас она композитор и даже в соавторстве со знаменитым отцом написала несколько произведений. 
Не стало Андрея Петрова 15 февраля 2006 года. Похоронили композитора в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище в музее-некрополе «Литераторские мостики».  
 
Память 
 
Всероссийский конкурс композиторов имени Андрея Петрова проводят ежегодно осенью. Начинается он в день рождения композитора, второго сентября. Учредили конкурс Филармоническое общество, Союз композиторов Санкт-Петербурга, Российское авторское общество и фонд «Петербургское наследие и перспектива». А председателем жюри выступает композитор Андрей Эшпай. 
 
Первый конкурс композиторов имени Петрова прошел в 2007 году и начался на Литераторский мостках Волковского кладбища. Он состоялся в рамках фестивале «Почетные граждане Санкт-Петербурга». В этом же году на могиле Андрея Петрова открыли надгробный памятник, а в Петропавловской крепости организовали концерт памяти композитора. Открыли конкурс в Большом зале Филармонии имени Шостаковича. Награждения и гала-концерт прошел 9 сентября 2007 года.  
 
Сад Андрея Петрова 
 
В Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте создан сад Андрея Петрова. Он расположился между 26-м и 28-м домами. Именно этот участок земли в 90-е годы прошлого столетия считался строительной лакуной, а в 2001 его отвели под застройку. Сад озеленили горожане и лично Андрей Петров. 29 января 2007 года сквер получил имя композитора. Спустя год его реконструировали и благоустроили. Здесь не обошлось без помощи вдовы Андрея Петрова Наталии Ефимовны. А автором архитектурной концепции сквера выступил А. Трумм. В саду поставили фонтан и скульптурную композицию под названием «Первая скрипка». Это восемь скульптур, которые символизируют миссию композитора. Сквер после реконструкции открыли летом 2008 года. Здесь планируют проводить концерты, музыкальные конкурсы и фестивали.

Одной из старейших музыкальных  школ города на Неве – номер 2 – присвоено  имя Андрея Петрова в 2007 году. В  том же году Правительство Санкт-Петербурга выпустило постановление, которым  учредила стипендию Андрея Петрова. Ее получают студенты высших и средних  профессиональных образовательных  учреждений, где готовят специалистов в области музыки. 
 
В 2010 году свет увидела книга «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников». Она вышла к 80-летию со дня рождения композитора. Ее писали на основе встреч и бесед обозревателя ИТАР-ТАММ Олега Сердобольского с друзьями, коллегами и родственниками музыканта. Издание получило премию «Золотое перо-2010».  
 
Интересные факты 
 
Одна из малых планет названа именем Андрея Петрова

МИКАЭЛ ТАРИВЕРДИЕВ

15 августа 1931 г., Тбилиси - 25 июля 1996 г., Сочи

Это имя хорошо известно каждому  в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким  как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы". Но помимо того, что  он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных  циклов, четырех балетов, четырех  опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957г.), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории - его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы "Кто ты?" начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера "Граф Калиостро" вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.

В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа ("Кассандра", "Полифоническая тетрадь"), "Десять хоральных прелюдий, Симфония для органа "Чернобыль", в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и "Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра", написанный композитором по заказу замечательного музыканта Юрия Башмета.

В Таривердиеве сочетаются два, казалось бы, несочетаемых качества. Его  музыку можно узнать с первых тактов. Независимо, в каком жанре она  написана - будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Она всегда отмечена его неповторимой интонацией, она  имеет свое лицо. И в то же время  он всегда находился в постоянном движении, он придумывал для себя все  время что-то новое, ставил какие-то новые задачи. В шестидесятые годы он, после оглушительного успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, романсов изысканных, утонченных, словно графика, написанная тушью, он провозглашает третье направление. Что это такое, в чем его философия? Это вызов академизму с одной стороны, а с другой - пошлости массовой культуры. Но когда это направление подхватывается другими, он возвращается к академическим жанрам. Но в отличие от тех, кто все еще плутает в дебрях авангарда, путаясь в усложненной математической технике, Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. Он наполняет музыку современной мелодикой, свежестью чувства, вновь и вновь перебрасывая мостик из сегодняшнего дня в прошлое, объединяя рассыпающуюся на разные направления музыку в одно целое. Где есть просто музыка.

Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975 г.), премии японской звукозаписывающей фирмы "Виктор"(1978 г.), трижды лауреатом премии за лучшую музыку к фильму года "Ника" (1991 г.,1994 г.,1997 г.),лауреатом Государственной премии СССР (1977 г.), лауреатом премии Ленинского комсомола (1977 г.), Народным артистом России (1986 г.).

Возглавлял со дня основания  гильдию композиторов кино Союза  кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной  программы "Новые имена".

Премия за лучшую музыку имени  Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля "Кинотавр" (учреждена в 1988г.)

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева (проходит раз в два года с 1999 года в Калининграде).

Григорий Федорович ПОНОМАРЕНКО

Григорий Федорович ПОНОМАРЕНКО (2.2.1921 — 7.1.1996), композитор, народный артист СССР (1990). Он автор таких популярных песен, как «Оренбургский пуховый  платок», «Ой, снег-снежок», «Волгоградская березка», «А где мне взять такую  песню», целого цикла песен на стихи  Сергея ЕСЕНИНА

Григорий Федорович Пономаренко, великий советский композитор, народный артист СССР, родился 2 февраля 1921 г. в  селе Моровск Остерского района Черниговской области УССР, в крестьянской семье.

Еще с детства у Григория Федоровича проявилась любовь к музыке. В пятилетнем возрасте он тайно поигрывал на музыкальных  инструментах своего дяди - Максима  Терентьевича Пономаренко – известного музыкального мастера-самородка. В 6 лет, когда на одной из сельских посиделок  дядя отложил баян в сторону и пошел передохнуть, маленький Григорий взял инструмент в руки и заиграл плясовую. Все были поражены. Азы нотной грамоты он постиг в 8 лет в церковном хоре.

В 1933 году Григорий Пономаренко переезжает жить в город Запорожье, в семью  дяди Максима, который определяет его  учеником к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. В 14 лет мальчик начинает работать баянистом в городском Доме пионеров. По долгу своей работы Григорий с баяном часто сопровождал туристов, прибывших в Запорожье. Руководитель отряда киевских школьников, с которым Пономаренко провел несколько дней, предложил баянисту поехать в Киев. Киевом юноша бредил давно! И, конечно же, согласился. В Киеве юный Пономаренко устроился на работу аккордеонистом в джаз-оркестр. Здесь его приметил музыкант ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД УССР и привел на прослушивание к художественному руководителю ансамбля Семену Семеновичу Школьнику, который после прослушивания предложил Григорию стать воспитанником ансамбля. Там он остается до 1949 года и пишет первые песни «По широкой улице проходили конники» (1938 г.), «Кровь за кровь», «Смерть за смерть» (1941 г.). С ансамблем он прошел всю войну, в основном гастролировали на западных рубежах страны. За время войны награжден медалями: «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны» II степени. С 1950 по 1952 гг. Пономаренко работал в Народном оркестре имени Осипова (солистом баянистом), который базировался в Москве. С 1952 г. Григорий Федорович - музыкальный руководитель Волжского народного хора, в Куйбышеве. Там он пишет такие замечательные песни, как «Ивушка (зеленая над рекой склоняется)» (1957 г.) с поэтом В.Г. Алферовым, «Эх, Волга - речка» (1959 г.) в соавторстве с В.П. Бурыгиным. «Молодой Агроном» ( 1959 г.) с Виктором Боковым. В 1959-60 гг. Федор Григорьевич вместе с В.Ф. Боковым готовят программу для Оренбургского народного Хора и создают знаменитую песню - «Оренбургский пуховый платок».  
 
С 1963 по 1973 гг. Пономаренко - руководитель Народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. В Волгограде композитор начинает тесное сотрудничество с поэтессой Маргаритой Агашиной - их первую песню «Что было, то было» - сразу же исполнила Л.Г. Зыкина по Всесоюзному радио (1964 г.).  
 
В 1972 г., по приглашению первого секретаря Краснодарского Крайкома Золотухина, Григорий Федорович приезжает на фестиваль «Кубанская музыкальная весна».  
 
Ему настолько понравилось на Кубани, что он уже в конце лета того же года становится местным композитором.  
 
На Кубани Пономаренко пишет на стихи местных поэтов такие известные песни, как - «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица родная станица» (на стихи Ивана Вараввы), «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады», (на стихи Сергея Хохлова), «Посадила я сады». «Хутора» (на слова Татьяны Голуб), «Краснодарская улица Красная»(на слова поэта Николая Доризо).  
 
В 1980 году была создана оперетта «Старым казачьим способом» (либретто А.В. Софронова).  
 
К 40-летию победы над фашистской Германией Григорий Федорович написал песенно-хоровую ораторию «Епистиния Степанова- мать девятерых сыновей». В 1989 Пономаренко написал несвойственное для себя произведение: «Всенощное бдение» для церковного хора (исполненное в Колонном зале в Москве и в Смольном Санкт-Петербурга).  
 
Также на Кубани Пономаренко пишет музыку на цикл стихов Александра Блока (11 песен) и Сергея Есенина (14 песен). Эти песни исполняет И.Д. Кобзон.  
 
Г.Ф.Пономаренко лауреат премии им. К.В.Россинского администрации Краснодарского края (1995), почетный гражданин города Краснодара (1993), почетный член Краснодарской государственной академии культуры (1994).  
 
Фирмами грамзаписи СССР, России, Англии, Японии, ФРГ, Финляндии выпущены более 30 пластинок произведений Г.Ф.Пономаренко, 4 компакт-диска, издано около 30 сборников песен. Он является автором музыки к спектаклям, поставленным на сценах Малого театра СССР, театров Омска, Куйбышева, Горького, Ростова. Краснодара и др. городов. Им написаны песни к кинофильмам «Мачеха», «Безотцовщина», «Ах, осень, осень» и др.  
 
В начале 90-х в Краснодарском театре оперетты состоялась премьера оперетты «Лебединая верность» (либретто В. Мхитаряна и К. Обойщикова).  
 
В 1985 Г.Ф. Пономаренко было присвоено звание народного артиста РСФСР, в 1990 - народного артиста СССР.  
 
Умер Григорий Федорович трагически - в автокатастрофе, 7 января 1996 года, не дожив месяца до 75-летия. За всю свою жизнь Г.Ф.Пономаренко написал музыку к около 970 произведениям.  
 
2 февраля 2001 г. был установлен памятник Григорию Федоровичу Пономаренко и мемориальная доска на том доме, где он жил.  
 
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.06.2002 года № 700 образован Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко, целью которого является сбор, изучение и популяризация творческого наследия композитора, русской музыкальной культуры. Открытие музея состоялось в начале 2005.

 

БИОГРАФИЯ

Бори́с Алекса́ндрович Чайко́вский (1925—1996) — советский и российский композитор.

Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной  премии СССР (1969).Родился 10 сентября 1925 года в Москве в интеллигентной семье: отец — специалист по статистике и  экономической географии, мать —  врач (Борис Чайковский не является родственником П. И. Чайковского). Они  хорошо знали литературу и искусство, любили музыку. Этическая основа, заложенная родителями, на всю жизнь стала  внутренним стержнем композитора.

В возрасте 9 лет  Боря Чайковский поступил в Гнесинскую музыкальную школу, продолжил музыкальное образование в училище имени Гнесиных, а затем — в МГК имени П. И. Чайковского (1949) по классу фортепиано у Л. Н. Оборина, композиции — у Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича. Некоторое время работал редактором на Всесоюзном радио, однако в 1952 году принял решение полностью посвятить себя композиции.

В последующие годы композитор много сочинял, с 1989 года вплоть до самой кончины был профессором  кафедры композиции Института (Российской академии музыки) имени Гнесиных.

Скончался 7 февраля 1996 года. Похоронен в Москве на Армянском  кладбище (участок № 3).Чайковский принадлежит к так называемым «композиторам второго поколения», унаследовавшим и развившим как традиции русской классической музыки XIX века (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, А. К. Лядов, так и испытывавшим влияние Д. Д. Шостаковича. В сочинениях Чайковского органично сочетаются интеллектуальное и лирическое начало, философская глубина и утончённость. Его композиторская техника основана на классических средствах с использованием новейших приёмов; после экспериментов с серийной техникой (в Камерной симфонии) и полистилистикой (Вторая симфония) он принимает решение обратиться к традиционной тональности и программной музыке, зачастую используя их, тем не менее, в весьма необычном ракурсе.

Стиль Чайковского  отчасти перекликается с творчеством  его учителя Николая Мясковского, и отмечен новизной идей, темпераментом и динамизмом. Заметной чертой многих сочинений композитора является использование им простых, зачастую коротких тем и дальнейшее их полифоническое, тематическое, остинатное развитие, что часто приводило к созданию крупных одночастных произведений. Оркестровые работы Чайковского отличаются серьёзностью замысла и индивидуальностью в композиционном решении.

С легкостью используя  любые сверхсовременные композиторские средства, Б. Чайковский прежде всего стремился к максимальной простоте и выразительности ключевых элементов музыкальной речи. Его ярчайшая индивидуальность проявлялась в первую очередь на «молекулярном» уровне построения мелодии. Интонация композитора всегда узнаваема — будь то короткий мотив или неторопливо разворачивающаяся тема. Дар глубокого философски-поэтического понимания мира проявился уже в ранних сочинениях композитора. Этот дар позволял ему неизменно оставаться самим собой на всех этапах его непростой творческой эволюции.

Творческое наследие Чайковского включает в себя единственную оперу «Звезда», оркестровые и  камерно-инструментальные сочинения, а также многочисленные романсы. Среди исполнителей его произведений — С. А. Самосуд, А. В. Гаук, В. И. Федосеев, Квартет имени Бородина и другие выдающиеся музыканты. Композитор также является автором музыки более чем к тридцати театральным спектаклям и кинофильмам (среди которых «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66», «Гори, гори, моя звезда» и др.).

Вот что писал  о Борисе Чайковском его выдающийся современник Моисей Вайнберг.Его симфонии, концерты, квартеты, сонаты показывают, что нет отмирающих жанров, ибо в лаборатории, где царствует талант, любой жанр является в основном стимулом и толчком для фантазии, вдохновения, общения с людьми, реализации вынашиваемых или спонтанно возникающих идей.

ДЕНИСОВ, ЭДИСОН ВАСИЛЬЕВИЧ (1929-1996), русский композитор, музыковед, общественный деятель. Родился в  Томске 6 апреля 1929 в семье инженера и первоначально получил образование  на физико-математическом факультете Томского университета, одновременно занимаясь в городском музыкальном  училище. В 1950 послал несколько своих  сочинений Д.Д.Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил в 1951 в Московскую консерваторию, в класс композиции В.Я.Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии — композиции). В последние годы жил и работал во Франции, не порывая, однако, связей с Россией. 
 
Денисов заявил о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения (А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, в республиках — А.Пярт, В.Сильвестров и др.), стремившегося воспринять достижения западной современной музыки. Ключевое произведение этого периода — кантата Солнце инков на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964), написанная в свободно трактованной 12-тоновой технике, а также кантата Плачи на русские народные тексты (1966). Денисов оставался до конца дней ведущей фигурой направления, имел много учеников и последователей (в том числе среди выпускников Московской консерватории). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с представителями "авангарда" в других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; с этого же времени сочинения Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в западных издательствах. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Денисов выступил пропагандистом русского музыкального авангарда 1920-х годов (Н.А.Рославец, В.М.Дешевов, Л.А.Половинкин, А.В.Мосолов и другие); в 1989 создал в Москве Ассоциацию современной музыки (преемницу одноименной международной организации, имевшей в 1920-х — начале 1930-х годов свои отделения в Москве и Ленинграде). 
 
Жанровый диапазон творчества Денисова достаточно широк: его центральным сочинением считается опера Пена дней по Борису Виану (1981), а также ряд сочинений для оркестра и в особенности для солирующих инструментов с оркестром (концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и гобоя с оркестром, созданные в основном по заказам известных исполнителей). В 1980-1990-е годы Денисова привлекали крупные вокально-инструментальные формы (например, Реквием для солистов, хора и оркестра, в котором разноязычные стихи Франциско Танцера соединяются с традиционными латинскими текстами, 1980; сочинение в жанре пассионов История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа, 1992). В 1990-е годы Денисов осуществил завершение и оркестровку ранней оперы К.Дебюсси Родриго и Химена (1993), а также реконструкцию духовной оперы-оратории Ф.Шуберта Воскрешение Лазаря (1994). 
 
В отличие от большинства советских "авангардистов", Денисов творчески был с самого начала сориентирован не на немецкую (Шёнберг, Веберн и их последователи), а на французскую культуру, наиболее крупным авторитетом среди современников для него являлся П.Булез; инструментальное и оркестровое письмо, вообще сонорный облик музыки Денисова, культура звука обнаруживают преемственность с традицией французского импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное совмещение техник сериализма, алеаторики, сонористики и т.д. Ключевой категорией своей эстетики сам композитор считал понятие "пластики". 
 
Умер Денисов в Париже 24 ноября 1996.

Информация о работе Современный композитор - Валерий Гаврилин