Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

В процессе музыкально-ритмических движений  развивается музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма ребёнка. Через игру, в занимательной игровой ситуации активно развивается и обогащается двигательная реакция детей, движения выполняются легко и непринуждённо. Играя, дети  увлекаются  самим процессом движения под музыку. Ведь давно известно: если ребёнку интересно, то  гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства. Чтобы научить детей  чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Так же помогают  и печатные музыкально-дидактические игры, используемые во время слушания. [5, с.6-12]

Игра на музыкальных инструментах - очень интересный и увлекательный вид деятельности. Но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация. В игре на звуковысотных  музыкальных  инструментах развиваются музыкально-слуховые представления, в дальнейшем помогающие в воспроизведения мелодии по слуху, активизируется детская фантазия. [3, с.3]

Использование пальчиковых игр на музыкальных занятиях направлено на развитие у дошкольников чувства  ритма,   дикционной  моторики   речи,     выразительно-речевого  интонирования, координации движений,   образно-ассоциативного мышления,   воображения.

Коммуникативные игры, используемые в музыкальном воспитании,   помимо становления доброжелательных отношений между детьми, помогают развитию музыкального  слуха, выразительности движений, ориентировке в пространстве, производят радостные положительные эмоции.       

В  играх на музыкальных занятиях перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы музыкально-дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Использование музыкально-дидактических игр   помогает в работе с детьми, разнообразит  занятия, побуждает детей к творчеству и приобщает их к прекрасному миру музыки.

47.Восприятие как основной  вид детской музыкальной деятельности. Его задачи иформы организации

 

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности.

 

 Слушание музыки –  один из наиболее развивающих  и в то же время сложных  для детей видов музыкальной  деятельности. В нём дети приобретают  самый большой, по сравнению с  другими её видами, объём музыкальных  впечатлений. Учатся слушать и  слышать музыку, переживать и  анализировать её. В процессе  слушания развивается музыкальное  восприятие - мышление.

 

 Элементарные представления  о языке музыкального искусства  формируются прежде всего в  разнообразных видах детской  музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях. Кроме этого, на музыкальных праздниках  и вечерах создаётся особая  атмосфера удивительного единения  детей и взрослых, доверия друг  другу, доброжелательности, которая  способствует успешному вхождению  ребёнка в мир музыки.

 

 В дошкольном детстве  многие музыкальные впечатления  ребёнок получает не столько  от самой музыки, сколько от  эмоциональной реакции близких  – матери, отца, бабушки, дедушки  и других. «Человек стал человеком, – писал В.Сухомлинский – когда  услышал шепот листьев и песню  кузнечика, журчание весеннего ручья  и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем  небе, шорох снежинок, ласковый плеск  волны и торжественную тишину  ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет  чудесную музыку жизни. Умей и  ты слушать эту музыку, умей  наслаждаться красотой».

 

 В искусстве, особенно  в музыке, ребёнку необходимо  быть свидетелем эмоционального  воздействия, ему нужен эмоциональный  пример. Это один из основных  музыкальных уроков детства. Сами  взрослые должны не только  любить музыку, знать её, обладать  достаточным уровнем музыкальной  культуры, но и понимать самоценность  дошкольного периода детства  для вхождения ребёнка в мир  музыки.

 

 В. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести  до сердца красоту музыкального  произведения, если в звуках ребёнок  почувствует многогранные оттенки  человеческих чувств, он поднимется  на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута  никакими другими средствами».

 

 Музыка вызывает у  слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость  или лёгкую печаль. Музыкальное  искусство, отражая жизнь в её  многообразии, расширяет кругозор  ребёнка, обогащает его духовный  мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет  эстетическое наслаждение. Воздействуя  на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному  сопереживанию.

 

 В целом восприятие  музыки представляет для дошкольников  большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой  музыкального художественного образа, с другой – с возрастными  особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам  с неустойчивым вниманием и  малым по объёму запоминанием  трудно воспринять и понять  развивающийся во времени музыкальный  образ. Им нужно помочь войти  в мир музыки, помочь её услышать  и понять.

 

 В связи с этим  проведение занятий по восприятию  музыки предусматривает:

 

 специальный подбор  музыкального репертуара;

 

 использование соответствующих  возрасту методов работы с  ним;

 

 использование других  видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);

 

 использование различных  видов художественной деятельности  детей, произведений художественной  литературы и изобразительного  искусства (слушание стихов и  прозы; рисование, просмотр репродукций  картин, слайдов, видеоматериалов и  т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное  произведение опирается на доступные  для него изобразительное искусство  и художественную литературу, является  наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают  ребёнку в раскрытии музыкального  художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление  художественных образов и выразительных  средств этих видов искусства  облегчает ребёнку овладение  сложным музыкальным языком. Подбор  музыкального репертуара осуществляется  на основе принципов художественности  и доступности детям дошкольного  возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор.

 

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней.

 

 В соответствии с  этой целью главной воспитательной  задачей по восприятию музыки  является формирование первоначальных  основ музыкальной культуры, а  именно:

 

 знакомство детей с  доступными для их восприятия  современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным  творчеством, распределяя их по  жанрам и видам;

 

 формирование у детей  музыкальной восприимчивости, способности  эмоционально откликаться на  музыку, сопереживать выраженным  в ней чувствам;

 

 развитие способности  запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства  музыкальной выразительности; постепенное  формирование представлений о  музыке;

 

 воспитание оценочного  отношения к музыке и её  исполнению, что является проявлением  музыкального вкуса;

 

 формирование навыка  слушания музыки;

 

 создание фонда любимых  детских произведений.

 

В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа:

 

 Ознакомление с музыкальными  произведениями, их запоминание, накопление  музыкальных впечатлений.

 

 Развитие музыкальных  способностей и навыков культурного  слушания музыки.

 

 Развитие способности  различать характер песен, инструментальных  пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

 

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

 

 На первом этапе  музыкальный руководитель должен  пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это  обязательное требование. Первое  исполнение музыкального произведения  должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление  в душе ребёнка. На этом этапе  необходимо приучать детей активно  вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать  её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть  кратким, образным. Очень важно продумать  вступительное слово перед первым  слушанием музыки, а также и  все последующие пояснения.

 

 По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица  ребёнка в процессе слушания  мы можем судить об их активном  музыкальном восприятии и заинтересованности.

 

 На втором этапе  перед педагогом стоит задача  активизации процесса восприятия  музыки. Музыкальный руководитель  обращает внимание на наличие  вступления, заключения, а также  на основные средства музыкальной  выразительности. Можно использовать  игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически  связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным  восприятием музыки уже неоднократно  слышанной, путём привлечения внимания  к отдельным элементам музыкальной  выразительности, развитием музыкальной  памяти.

 

 На третьем этапе  слушания музыкальных произведений  ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся  представлениях о музыке. В результате  частого повторения произведений  дети запоминают, выделяют наиболее  понравившиеся. Появляется избирательное  отношение к музыке. Дети просят  исполнить их любимые произведения  потому, что хотят вновь испытать  и пережить вызванные ими чувства.

 

 Восприятие музыки  в младшей и средней группах  является как самостоятельным  видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и  музыкально-ритмические движения, так  как прежде чем дети сами  начнут петь и исполнять игры  и пляски, они должны получить  запас музыкальных впечатлений.

 

 В младшей группе  музыкальный руководитель стремится:

 

 накапливать у детей  музыкальные впечатления, вызывать  у них радостное настроение;

 

 развивать умение различать  звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение  до конца, запомнить его;

 

 развивать умение чувствовать  характер музыки, различать простейшие  формы, рассказывать о чём поётся  в песне, узнавать знакомые музыкальные  произведения.

 

В средней группе в процессе слушания педагог должен:

 

 формировать умение  слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь  на её характер и настроение;

 

 развивать память, путём  узнавания песни, инструментальной  пьесы по сыгранной мелодии  или пропетой без слов;

 

 воспитывать интерес  и любовь к музыке, желание  слушать её, накапливать музыкальные  впечатления;

 

 содействовать возникновению  чувства любви к окружающему  средствами музыки.

 

На занятиях дети в процессе восприятия получают ещё ограниченные сведения, разъясняющие характер произведений, поэтому важно требовать от них точных и конкретных ответов.

 

 Систематические упражнения  в слушании музыки вырабатывают  у детей устойчивость слухового  внимания. Это помогает ребёнку  эмоционально и сознательно воспринимать  музыку. Музыка для восприятия  детьми младшего и среднего  возраста должна быть светлой  и жизнерадостной. Тематика произведений  – самой разнообразной, но должна  относиться к близким и понятным  детям явлениям жизни.

 

 В старших группах  продолжается и углубляется работа  по восприятию музыки. Оно выступает  и как раздел занятия, и как  методический приём работы, и  как самостоятельное занятие. Восприятие  детей этого возраста становится  более осознанным, управляемым. Развивается  произвольная память, внимание. Дети  замечают сходство музыкальных  произведений одного жанра, сопоставляют  знакомые произведения по их  образному содержанию, характеру  звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные  произведения. У детей достаточно  развита речь, богатый словарный  запас. Они могут высказывать  свои суждения о музыке, пользоваться  различными терминами. Дети живо  и эмоционально реагируют на  исполнение произведений педагогом.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"