Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

2.Бесписьменная и  письменная музыкальная культура  В музыке слово “импровизация”  обозначает, обычно, один из двух  возможных и принципиально контрастных  между собой способов музицирования. Импровизация противоположна тому  способу музицирования, при котором  исполнитель решает свою задачу, точно следуя плану, предначертанному  авторским нотным текстом. Попросту  говоря, если исполнение не предварено  полным нотным текстом, то это - импровизация (частичная или полная). В противном случае мы имеем  “игру по нотам” или “игру  наизусть”. Таким образом, согласно  существующей терминологической  традиции, импровизацией называют  принцип музицирования в бесписьменных  культурах, тогда как музицирование  в культурах, имеющих музыкальную  письменность, называют обычно исполнением. Однако, цели и смысл импровизации  в фольклорной МК и импровизационной  МК кардинально различны. Соответственно  различны в этих двух случаях  и аудитории, поскольку “вооружены”  несхожими между собой установками  и способами (“техниками”) восприятия.

 

16.Современные стили и  направления музыкального искусства (jazz, rock, popи Джаз (англ. jazz) — форма  музыкального искусства, возникшая  в конце XIX — начале XX века в  США в результате синтеза африканской  и европейской культур и получившая  впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального  языка джаза изначально стали  импровизация, полиритмия, основанная  на синкопированных ритмах, и  уникальный комплекс приёмов  исполнения ритмической фактуры  — свинг. Дальнейшее развитие  джаза происходило за счёт  освоения джазовыми музыкантами  и композиторами новых ритмических  и гармонических моделей.

 

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»

 

Ка́нтри(англ. Country от countrymusic — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке. Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII веков и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка.

 

Электро́ннаяму́зыка (нем. ElektronischeMusik, англ. Electronicmusic, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают с помощью таких инструментов, как терменвокс, синтезатор и компьютер.

 

Рок-му́зыка (англ. Rockmusic) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.

 

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, мерсибит, до агрессивных жанров - хэви-метала, глэм-метала, треш-метала, блэк-метала и брутальных поджанровдэт-метала, грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и так называемой «попсе». Более определённо можно говорить о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание)

 

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования предпринимались попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки.

 

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания — «реггей»[28]) — ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х[29]. Название иногда употребляется для наименования всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими жанрами — рокстэди, ска и другими.

 

Название данного музыкального стиля, согласно разным предположениям, либо происходит от словосочетания «рэггид-ритм» (англ. reggedrhythm — рваный, истрёпанный ритм), или от слова, обозначающего проститутку в Кингстоне, «стреггей» (streggae), или от названия негритянского племени в Таганьике, «регга» (regga)[30]. Стиль регги тесно связан с растафарианством[31], то есть песни связаны с идеями данной религии (согласно которой африканцы — богоизбранный народ, все библейские персонажи были чёрными, Вавилон — весь западный мир, а Земля Обетованная — это Эфиопия), исполнение сопровождается использованием атрибутики растафарианства (например, использованием красно-жёлто-зелёного триколора)

 

20.Характеристика инструментов  симфонического оркестра, их классификация

 

Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

 

Cимфонический оркестр  состоит из инструментов, история  которых неразрывно связана с  историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте  на симфонический оркестр (также  называемая «симфонической»), как  правило, принимает во внимание  стиль (жанровую специфику, музыкальный  язык, вплоть до ограничений, налагаемых  конструктивными особенностями  данного инструмента[1]), сложившийся  в рамках европейской музыкальной  культуры.

 

Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные[2]. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

 

Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём духовых инструментов: состав оркестра, в котором играют два флейтиста, два гобоиста (труб при этом также две, а валторн может быть одна или две пары) и т. д., называют па́рным, состав с тремя флейтистами и т. д. — тройным. В тройном составе к паре основных деревянных духовых инструментов добавляется его разновидность: к флейтам - флейта-пикколо, к гобоям - английский рожок, к кларнетам - бас-кларнет, к фаготам - контрафагот. При этом исполнитель на этих видах инструментов может совмещать их с основным типом, то есть флейтист-пикколист играть также и на третьей флейте, исполнитель на английском рожке - на третьем гобое, и т. д. При дальнейшем увеличении состава (четверном, пятерном) в группы деревянных духовых инструментов могут быть добавлены альтовая флейта, малый кларнет (пикколо) inEs, гобой д'амур, а в группы медных духовых - вагнеровские (валторновые) тубы, басовая труба или труба-пикколо, разные виды басовых туб, чимбассо.

 

35.Подходы к определению  понятия «музыкальность»  (исследования  Ревеша, Сишора и др.)

 

Г. Ревеш понимал музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в ее настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля.

 

Он не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет ее как единое неделимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на ее наличие.

 

Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врожденность музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, много) не могут воспитать ее в себе.

 

С. Сишор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой музыкальных способностей (их он насчитывает 25), которые сводятся в пять больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект, музыкальное чувствование. По мнению С. Сишора, в основе музыкальности лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкальности, названы элементными, т.е., с его точки зрения, не зависящими от практики, упражнений, возраста и т.д. Диагностируемые качества человека признаются, таким образом, врожденными, данными от природы.

 

Таким образом, С. Сишор является автором первой системы тестовых измерений музыкальных сенсорных способностей.

 

Тесты, построенные на признании в понятии музыкальность ведущей роли простейших сенсорных способностей - различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На основании измерения мелких градаций чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и т.д. определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если ребенок обнаруживает чувствительность к различению высоты звуков до трех герц, то, по мнению С. Сишора, он может стать музыкантом; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке.

 

Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходится в своих конечных выводах с Г. Ревешем.

 

 

 

36.Определение и структура  музыкальности в исследованиях  Б.М. Теплова

 

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т.д.

 

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

 

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.

 

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

 

Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения1.

 

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

 

Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности2.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"