Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами:

 

Пение для развития музыкального восприятия:

 

- слушание песен, не предназначенных  для пения;

 

- слушание песен, предназначенных  для последующего их исполнения;

 

- пение мелодий и упражнений  для развития представлений о  высоте, тембре, длительности, силе  звуков (развитие сенсорных способностей).

 

Исполнение песен:

 

- пение с сопровождением  и без него;

 

- пение с собственным  сопровождением на детских музыкальных  инструментах;

 

- пение для сопровождения  движений (хороводы).

 

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

 

- пение упражнений для  приобретения певческих навыков  и музыкальных знаний;

 

- педагогический анализ  песен (наиболее яркие выразительные  средства, структура, характер).

 

Песенное творчество:

 

- импровизация;

 

- сочинение мелодий к  заданным текстам;

 

- сочинение хороводов.

 

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, и песенное творчество. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

 

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:

 

Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

 

Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

 

Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

 

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

 

Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

 

В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

 

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

 

51.Характеристика вокальных  и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса  и меры по его охране

 

Особенности вокального развития дошкольников.

 

Музыкальное воспитание имеет большое значение в эстетическом и нравственном

 

становлении ребёнка. В процессе восприятия музыки у детей развивается

 

познавательный интерес, расширяется кругозор, совершенствуется мышление,

 

обогащается эмоциональная сфера. Музыкальное воспитание способствует:

 

* развитию эмоций

 

* развитию речи

 

* развитию движений

 

* обогащению самостоятельной  игры и деятельности детей

 

Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:

 

* дать детям радость  и побуждать их к активности

 

* дать яркие художественные  музыкальные впечатления

 

* привить интерес к  музыке, развивать музыкальную восприимчивость,

 

музыкальную активность ребёнка

 

Методика музыкального воспитания строится с учетом возрастных особенностей

 

детей и уровня их развития. Чем меньше возраст, тем меньше группа, короче

 

время урока и чаще смена видов деятельности для переключения внимания.

 

Малыши до 3х лет занимаются вместе с мамами, которые принимают активное участие.

 

Всех дошкольников можно условно разделить на возрастные группы:

 

1. группа раннего дошкольного  возраста (с рождения до 3х лет)

 

2. группа младшего дошкольного  возраста (3-4 лет)

 

3. группа среднего дошкольного  возраста (4-5 лет)

 

4. группа старшего дошкольного  возраста (6-7 лет)

 

Первый год жизни. Предпосылками для певческой деятельности можно считать

 

первоначальные ответные голосвые проявления ребёнка, связанные с восприятием

 

пения взрослого. Гуление характеризуется продолжительностью звука, которая

 

является признаком певческой интонации. Период лепета отличается

 

преобладанием речевой интонации, в них можно уловить непроизвольно

 

возникающий ритм. К концу первого года ребёнок может подпевать отдельные звуки,

 

подражая взрослому. Репертуар для работы с детьми первого года несложен.

 

Он включает народные мелодии, спокойные и подвижные.

 

Второй год жизни. Певческие интонации возникают в новом качестве.

 

У детей появляется подпевание, воспроизведение мелодии. Подстраивание к

 

звукам голоса взрослого лежит в основе чистоты интонирования в пении,

 

однако эти проявления носят случайный характер. 2х летние дети уже начинают

 

подпевать подговаривая концы фраз. Репертуар становится разнообразнее

 

и включает песни разной тематики для слушания.

 

Четвёртый год жизни. Дети на уроке могут уже находиться без мамы.

 

Строят отношения со сверстниками. Можно начинать формирование вокально-

 

хоровых навыков. Наиболее удобный звуковой диапазон (ре1-ля1). Пение

 

становится достаточно протяжным, точным, ритмичным. Разучивая песни, дети

 

должны петь естественным звуком, без напряжения и крика. Полезно развивать

 

чувство метроритма, сопровождая пение движениями, выделяя сильную долю.

 

Дети должны учиться слышать то, что поют, не перекрикивать друг друга,

 

не отставать и не опережать друг друга, передавать характер песни.

 

Песни должны быть в умеренном движении, фразы удобные по дыханию. Надо

 

следить, чтобы ребёнок правильно брал дыхание перед фразами.

 

Пятый год жизни. Голос, слух и мышление продолжают развиваться. Необходимо

 

помнить, что певческий голос ещё хрупок и нуждается в охране и требует негромкого

 

звукоизвлечения. Наиболее удобный диапазон - ре1-си1. Программа обучения

 

предусматривает воспитание заинтересованности, эмоционального отношения

 

к песням. Дети должны точно и выразительно интонировать, передавать

 

содержание и настроение песни, петь протяжно, брать дыхание между музыкальными

 

фразами, не прерывая их, ясно и правильно произносить слова, вместе

 

начинать и заканчивать фразы. Песенные мелодии должны быть доступны по

 

диапазону, мелодике и ритму. Образно-эмоциональный строй песни расширяется,

 

включая песни игрового, веселого характера и протяжные.

 

Шестой год жизни. Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются,

 

налаживается вокально-слуховая координация. Голос приобретает высокое,

 

звонкое звучание, появляется тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы,

 

у некоторых звучат и более высокие ноты. Нужно добиваться освоения навыков -

 

чистое и выразительное интонирование. В коллективном пении нужно добиваться

 

интонационной стройности общего хорового звучания, чувство ансамбля по

 

динамике, темпу и ритму, а также по произношению. В репертуар включаются

 

песни со скачками на большие интервалы.

 

Седьмой год жизни. Смыкание связок краевое, поэтому звучание фальцетное.

 

Пение в умеренной динамике, звучание естественное, лёгкое.

 

Диапазон расширяется, но злоупотреблять крайними нотами не стоит.

 

Лучше всего голос звучит от до1 до ре2 (большинство детских песен написано

 

в этом диапазоне.) развивается ладотональный слух и музыкальная память.

 

В голосе звонкость и напевность, но сохраняется открытое звучание.

 

 

 

Обучать ребёнка пению лучше всего, используя для этого свой собственный

 

голос. Голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного

 

отношения. Основной принцип обучения - от простого к сложному.

 

Подбор песни:

 

* содержание песни долнжо  отражать круг интересов ребёнка. Репертуар

 

должен быть разнообразным по характеру, стилю, навыкам

 

* текст интересный и  запоминающийся. Новые слова для  ребёнка нужно

 

объяснить

 

* объём звуков не должен  превышать возможности певческого  диапазона ребёнка

 

* протяженность музыкальных  фраз должна соответствовать  возможностям

 

дыхания у детей

 

* усложнение мелодического  и ритмического рисунка должно  идти постепенно,

 

с ростом певческихнавыыков ребёнка

 

Разучивание песни.

 

* песню нужно продемонстрировать  и увлечь детей предстоящей  работой.

 

обсудить услышанное - характер, интонацию, ритм

 

* мелодию разучивать без  текста на слог, с малышами  с текстом

 

* подвижные и медленные  песни учить в умеренном темпе

 

* сложные фрагменты поучить  отдельно.

 

* следить за певческой  утсановкой

 

* перед пением голос  разогреть. Распевки

 

* атмосфера заинтересованности

 

52.Характеристика песенного  репертуара для детей дошкольного  возраста

 

Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения — основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интере­сам и потребностям детей.

 

 Большое значение имеют  особенности музыкального языка  детской песни. Она должна быть  написана в удобной тесситуре  с учетом голосовых возможностей  дошкольников. Например, певческий  диапазон детей 6—7 лет расположен, как это указывается в программе, в пределах ре первой октавы  — до второй октавы. Ноты до  первой и ре второй октав  помещены в скобках, т. е. они

 

употребляются как проходящие и должны звучать редко. В песне «Встречай май» В. Герчик нота ре второй октаны звучит всего один раз:

 

[Весело]

 

 Значит, песня написана  в удобной для детского исполнения  тесситуре.

 

 Если мелодия первых  тактов  располагается  на  предельно  высоких звуках детского диапазона, например таких:

 

то можно говорить о неудобной для пения тесситуре.

 

 Сложность исполнения  мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся песни, основанные  преимущественно на устойчивых  звуках лада (I, III, V ступенях). Это  можно проследить в песне «Елочка»  М. Красева:

 

[Не очень скоро]

 

В этом мелодическом движении только два неустойчивых звука (IV и II ступени в предпоследнем такте).

 

 Помимо мелодии, качество  исполнения песни зависит от  размера музыкальных фраз, ритмического  рисунка, темпа и динамики оттенков.

 

 Обычно в песнях  для детей преобладают небольшие  музыкальные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых  и четвертых долей; темп не  быстрый, но и не медленный; сила  звучания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая (форте).

 

 Репертуар для каждой  возрастной группы подбирается  в определенной последовательности. Однако последовательность эта  весьма относительна. В той или  иной песне могут встретиться  отдельные «трудные» места, например  необычный интервальный ход, пунктирный  ритм и т. д. Необходимы дополнительные  упражнения по усвоению этих  сложных для детей заданий.

 

 Перед тем как разучивать  с детьми песню, музыкальный руководитель  должен  внимательно  проанализировать  ее  примерно  по следующей  схеме:

 

1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального  воплощения.

 

2. Литературный текст: общая  оценка художественных качеств, особенности текста — наличие  обращений, диалогов, наиболее значительные  в выразительном отношении слова.

 

3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

 

4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

 

5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.

 

 

 

Проанализируем по этой схеме, например, русскую народную попевку «Петушок» в обработке М. Красева.

 

 Русская народная попевка  спокойного, колыбельного характера. Слова народные, простые, с образными  эпитетами («золотой гребешок», «шелкова  бородушка»). Есть обращение «Петушок-петушок»у  вопрос: «Что ты рано встаешь?»  Мелодия напевная, имеет равномерное  движение (изображает «укачивание»), построена на удобных интервалах (большая секунда, чистая кварта). Диапазон — ми-ля первой октавы, тесситура удобная. Размер 4. ритмический  рисунок повторяется в каждом  такте (две восьмые, четвертная). Фортепианное  сопровождение изобразительного  характера, в музыкальном вступлении  и заключении звучит «пение  петушка». Структура песни (форма) —  одночастная.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"