Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Пассивно действенные — это мероприятия, которые не предусматривают активного практического участия участников и направленные на репродуктивное восприятие музыкальных явлений. К ним относятся посещение концертов, музыкальных лекториев, просмотр и прослушивания телерадиопрограмм и прочие.

 

 

 

Групповые (клубные) формы организации музыкального воспитания отмечаются небольшим количеством участников, которых объединяет определенный музыкальный жанр

 

 

 

или тематика. В практике музыкальной работы наиболее популярными являются: клубы любителей старинной музыки, так называемые фан-клубы почитателей определенных исполнителей, любителей современных музыкальных жанров, течений и т.п..

 

Индивидуальные формы организации музыкального воспитания чаще применяются в профессиональной подготовке музыкантов и тесно объединяются с учебным процессом.

 

В практике - это индивидуальные занятия, во время которых рядом с учебными задачами решаются вопрос воспитательного плана:

 

• знакомство с особенностями творчества композитора, произведение которого изучается, эпохи, в которой он жил;

 

• анализ средств выразительности и изобразительности музыкального произведения;

 

• создание ситуаций оценно-критического и сравнительного характера разбора музыкального произведения и прочие.

 

 

 

 

 

 

 

42.Использование наглядных, словесных и практических методов  в музыкальномвоспитании дошкольников

 

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

 

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование TCO — основное содержание этого метода.

 

Специфика музыкального искусства, как мы помним, состоит в том, что оно существует в триединстве процессов создания произведения композитором, воссоздания его исполнителем и восприятия слушателем (Б.В. Асафьев). Музыкальное произведение не может зазвучать без посредника — исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее до аудитории. От его таланта и мастерства, так же как и от таланта и мастерства композитора, в большой степени зависит успех восприятия музыкального произведения слушателем. А.Г. Рубинштейн называл исполнение музыки вторым творением, сравнивая исполнителя с актером.

 

Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

 

Музыка можетзвучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.

 

Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т.д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

 

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать). Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

 

Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т.д.

 

 Словесный метод.Словесный  метод в педагогике имеет универсальный  характер. В музыкальном воспитании  он также незаменим. Педагог организует  внимание детей, передает им определенные  знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет  музыкальные произведения, которые  они слушают, учит самостоятельно  применять освоенные исполнительские  и творческие умения и навыки. C помощью слова можно углубить  восприятие музыки, сделать его  более образным, осмысленным.

 

Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

 

1. Педагог должен обладать  речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В  беседе с детьми о музыке  важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной  выразительности создан образ.

 

Яркая, живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

 

Применение сказочного сюжета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно — объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

 

Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их

 

Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т.д.).

 

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

 

В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства.

 

При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. . Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми.

 

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию.

 

Практический метод, так же как и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуются прямой показ способов действий, передача практического опыта педагога детям. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.

 

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

 

 

 

44.Дидактическая игра как  метод музыкального воспитания  дошкольников, музыкально-дидактические  комплексы и музыкально-дидактические  пособия

 

Ценность музыкально-дидактических  игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Основная и важнейшая цель  использования  музыкально-дидактических  игр  и игровых упражнений с детьми дошкольного возраста -  развитие   творческих способностей дошкольников и последовательное  приобщение их  к музыкальному искусству. [9, с.4]

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - создание предметно-развивающей среды и условий дляформирования у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь дошкольникам разобраться в средствах музыкальной выразительности; побудить их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, воспитание  гармоничной личности. [5, с.6-12]

Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников – Н.А.Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки. Применение наглядных пособий в работе с дошкольниками имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия требуют привлечения вспомогательных, «немузыкальных» средств. Б.М..Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». [6, с.3-4]

Разнообразные по содержанию и красочно оформленные пособия по музыкально-дидактическим играм  привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку. Систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры могут быть представлены не только наглядными методическими пособиями,  но так же каким-либо процессом – например, движением, пением  и какой-либо ситуацией – например, драматизацией в соответствии с развитием музыкальных образов. [2, с.57]

Дидактические игры на музыкальных занятиях применяются с раннего возраста. Основным материалом для малышей становятся игрушки и детские музыкальные инструменты. Постепенно появляются  музыкальные игрушки, большее наименование музыкальных инструментов, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения. [5, с.6]

Во всех видах деятельности непосредственно образовательной области  «Музыка» (пение, слушание,  музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) могут  и должны быть использованы музыкально-дидактические игры или игровые приёмы.

Основная задача в процессе пения – заинтересовать детей, привить им любовь к вокальному исполнению. Создать эмоциональную настроенность детей, направить её на процесс освоения мелодии помогают игровые распевкиА.Евтодьевой. Они включают в себя два образа, две музыкальные фразы на  звучание голоса в разных регистрах. Наглядность и образность картинок к этим распевкам помогает  детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Благодаря такому игровому распеванию развивается образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильно выбранного голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Дети  начинают чисто интонировать мелодию, развивается дикция, артикуляция, дыхание в пении, формируется самоконтроль и умение анализировать своё пение и пение товарищей. [4, с.6] Использование музыкально-дидактических игр   в сочетании с попевками из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной развивает музыкальность у дошкольников и подготавливает их к обучению пению по нотам. [3, с.3] Для активизации памяти у детей применяются различные игровые приёмы. Дети учатся петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без него, «по ролям».

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"