Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных, способностей Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятые музыкальная одаренность.

 

Б.М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей»

 

1. У каждого человека  имеется оригинальное сочетание  способностей, определяющее успех  протекания той или иной деятельности.

 

«Проблема музыкальности, — подчеркивает Б.М. Теплов, — это проблема прежде всего качественная, а не количественная».

 

2. У всякого нормального  человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать  педагога, не вопрос о том, насколько  музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его  музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.

 

Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии

 

3. Способности зависят  от врожденных задатков, но развиваются  в процессе воспитания и обучения.

 

Важным выводом, сделанным Б.М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело, — пишет ученый, — что способности проявляются е деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»

 

4. Поэтому при диагностике  способностей бессмысленны какие-либо  испытания, тесты, не зависящие от  практики, обученности, развития.

 

Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

 

Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих ионятшмузыкальностъ, важно определить специфику содержания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для его восприятия), а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения).

 

Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки), Б.М. Теплов полемизирует с представителем немецкой эстетики Э. Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искусство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.

 

Б.М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на музыку как искусство, имеющее различные возможности отражения жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внутреннего мира человека.

 

Выделяя две функции музыки — изобразительную и выразительную, Б.М. Теплов отмечает, что программно-изобразительная музыка, имеющая конкретные, «зримые» прообразы (звукоподражания, явления природы, пространственные представления — приближение, удаление и т.д.), определенное название или литературный текст, сюжет, передавая конкретные жизненные явления, при этом всегда выражает определенное эмоциональное содержание, эмоциональное состояние.

 

Подчеркивается, что и изобразительная, программная, музыка (доля которой в музыкальном искусстве ничтожно мала) и неизобразительная, непрограммная, всегда несут в себе эмоциональное содержание — чувства, эмоции, настроения. Специфику музыкального содержания определяют не изобразительные возможности музыки, а наличие эмоциональной окрашенности музыкальных образов (и прохраммно-изобразительных, и непрограммных). Таким образом, главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу — эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку

 

 

 

37.Определение и структура  музыкальности в исследованиях  Н.А. Ветлугиной

 

НА. Ветлугина определяет: «Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства - их высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации... В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности» [7, с.151].

 

С появлением интонационной выразительности возникают простейшие музыкальные художественные образы, формируются лады. Постепенно у людей совершенствуется восприятие музыки.

 

Из всего объема музыкального опыта, накопленного человечеством, педагог отбирает то, что наиболее успешно может быть усвоено ребенком данного возраста. При этом он знакомит его с уже выработанными приемами исполнительства.

 

 

 

38.Определение и структура  музыкальности в исследованиях  К.В. Тарасовой

 

В исследованиях К. В. Тарасовой формирование чувства ритма предлагается путем усвоения системы ритмических эталонов, которая строилась на положении Л.А Венгера о генезисе специальных сенсорных способностей как формировании специфических перцептивных действий и представлений об их структуре.

 

В развитии чувства ритма основное место занимает не овладение операциями соотнесения, а, как предлагает К.В. Тарасова, усвоение новой системы эталонов

 

Современные исследования (К.В.Тарасова) позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонироватъ мелодию голосом.

 

Первый, начальный этап, характеризуется тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни в определённом ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца. На втором этапе можно уже распознать интонирование одного-двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня. На третьем этапе интонируется

 

 общее направление  движения мелодии. Четвертый этап  отличается от предыдущего тем, что на фоне воспроизведения  общего направления мелодии появляется  достаточно «чистое» интонирование  отдельных ее отрезков. На пятом  этапе «чисто» интонируется вся  мелодия. Эти пять этапов выявлены  в условиях пения с фортепианным  сопровождением. На шестом этапе  необходимость в аккомпанементе  отпадает: ребенок относительно  верно интонирует мелодический  рисунок без сопровождения.

 

 

 

 

 

40.Диагностика музыкальных  способностей и контроль за  их развитием в дошкольном  возрасте

 

роблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

 

 

 

Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

 

 

 

Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

 

 

 

В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

 

 

 

В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

 

 

 

Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

 

 

 

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

 

 

 

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

 

 

 

Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?

 

 

 

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

 

К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

 

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

 

1.      Способность  воспринимать музыку, чувствовать  ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально  откликаясь на нее, выражающаяся:

 

·         в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

 

·         в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;

 

·         в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

 

2.      Способность  выразительно, непринужденно, ритмично  двигаться под музыку, проявляющаяся:

 

·         в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;

 

в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

 

·         в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

 

·         в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

 

3.      Способность  оценивать красивое в музыке  и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в  пределах, возможных для данного  возраста, которая выражается:

 

·         в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

 

·         в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

 

В настоящее время педагогом О. П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей (табл. 13). Ведущий диагностический метод О. П. Радыновой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Короткие тестовые задания, скрининги для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина. Образцы этих заданий мы приводим в таблице 14.

 

Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

 

Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра» (СНОСКА: Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"