Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

• адекватность эмоционального реагирования на музыкальное произведение;

 

• опыт определения содержательной сущности элементов музыкального языка;

 

• наличие и характер ассоциаций;

 

• обоснованность оценочных суждений;

 

• целостность и полнота постижения произведения;

 

• умение соотносить вербальную и исполнительскую интерпретации музыкального искусства.

 

К третьей группе относятся критерии самооценки своего эстетического отношения к музыкальному искусству. Эти критерии характеризуют склонность личности к самопознанию, творческой деятельности, ориентированной на самосовершенствование.

 

Главными показателями самооценки есть:

 

• готовность к самооценке своих художественных впечатлений;

 

• критичность оценки собственной подготовки к общению с музыкальным искусством;

 

• способность к осознанию имеющихся внутренних разногласий;

 

• стремление к самосовершенствованию;

 

• умение определять и планировать свое дальнейшее музыкальное развитие.

 

Ценностные ориентации, эстетичные оценки и самооценки тесно связанные между

 

собой как целостное функциональное образование и в своей совокупности определяют общий уровень сформированности музыкально-эстетического сознания личности.

 

Методы организации музыкально-эстетической деятельности и формирование опыта практического музыкального творчества

 

Эта группа методов определяется прикладным характером и направлена на создание практических (деятельностных) ситуаций в процессе музыкально-воспитательной работы. Главной задачей музыкально-педагогических работников в реализации методов организации музыкально-эстетичной деятельности и опыта практического музыкального творчества выступает формирование у воспитанников повседневного стремления к практической музыкально-творческой деятельности.

 

К методам организации музыкально-эстетичной деятельности и формирование опыта практического музыкального творчества следует отнести: приучение; упражнения; педагогическое требование.

 

Приучение - взаимодействие между участниками музыкально-воспитательного процесса, во время которых происходит привитие воспитанникам навыков практической музыкально-творческой деятельности.

 

С первым опытом общения с музыкальным искусством преподаватели приучают учеников к практическому исполнению музыкальных произведений, участию в музыкальном самодеятельном творчестве, коллективных музыкальных мероприятиях.

 

В процессе профессионального музыкального обучения методы приучения реализуется в повседневном участии студентов (учеников) в музыкальной жизни учебного заведения - посещении и участии в концертах, лекториях, других мероприятиях, направленных на распространение и пропаганду музыкального искусства.

 

Упражнения - многоразовые повторения определенных музыкально-творческих действий (задач), целью которых являются закрепление и усовершенствование практических навыков музыкального исполнительства.

 

В практике музыкального образования исполнение упражнений чаще применяется в музыкальном обучении и составляет одну из решающих условий технической подготовки музыканта. Поэтому в музыкальном воспитании этот метод приобретает эффективность в сочетании с другим методом воспитания - убеждением.

 

Педагогическое требование - педагогически целесообразный, спланированный или импровизированный поступок воспитателя направленный на смену личностного поведения воспитанника или его отношения к своей деятельности.

 

В практике профессиональной музыкальной подготовки педагогическое требование есть одним из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности будущего музыканта. Педагогические требования могут быть связаны как с учебно-воспитательной работой, так и с повседневностью.

 

Например, будущим инструментальным исполнителям во время самостоятельных занятий над программой по специальности преподаватели ставят требование разыгрываться не упражнениями и гамами, а отрывками произведений, которые изучаются; вокалистам запрещают принимать участие во внеурочном и самодеятельном творчестве и т.п..

 

Формирование опыта практического музыкального творчества будущего музыканта тесно связано с общественностью. Поэтому в его музыкальном воспитании значительную роль сыграет общественное музыкальное мнение - состояние массового отношения разных групп людей к событиям и фактам музыкальной действительности. Зачастую оно выполняет консультативную и контрольную функцию, становится своеобразным экспертом уровня практического совершенства музыканта.

 

Общественное мнение - это взгляды и суждение преподавателей, коллег, товарищей, знакомых и других людей по поводу практической музыкально-творческой деятельности студента (ученика), что положительно или отрицательно влияет на процесс формирования его музыкально-практического опыта.

 

Поэтому общественное музыкальное мнение необходимо выделить в специфический метод формирования опыта музыкально-творческой деятельности будущего музыканта, который характеризуется объективным проявлением, не зависимым от характера и содержания музыкально-воспитательной работы.

 

Методы стимулирования практической музыкальной деятельности

 

Стимул в музыкальном воспитании — это специально организованное влияние на сознание, мотивацию, чувство и волю личности с целью повышения ее музыкальнотворческой активности.

 

 

 

Стимулировать - означает побуждать к определенным действиям. Процесс стимулирования в общем значении можно рассматривать как движущую силу воспитания. С другой стороны - как совокупность специальных методов, которые применяются педагогом для создания ситуации побуждения личности к определенным действиям.

 

В качестве основного метода стимулирования в музыкальном воспитании становится педагогическое требование.

 

В свое время А.С. Макаренко разработал целую систему педагогических требований к детям, личности, коллективу. В его практической работе эти требования сыграли большую роль в формировании сознания и морального поведения его воспитанников.

 

 

 

В музыкальном воспитании форма требований имеет индивидуальный характер в зависимости от особенностей каждой личности: одному достаточно напомнить, намекнуть, другому необходимо высказать требование категорически.

 

Педагогическое требование может быть прямым (непосредственным) и опосредованным (косвенным).

 

Прямое требование выдвигается педагогом, как правило, декларативно, относится ко всем без исключений и подлежит соответствующему выполнению без всяких возражений.

 

Опосредованное (косвенное) требование в своем составе кроме прямого имеет рекомендательное или оценочное отношение преподавателя к деятельности ученика (студента) -это требование-совет, требование-намек, требование-просьба и т.п.

 

Другим методом стимулирования в музыкальном воспитании есть соревнования. Особенно этот метод приобретает значительную эффективность на начальном этапе формирования музыкальных качеств личности. Реализация его осуществляется в процессе участия студента (ученика) в разных конкурсах, показательных выступлениях, концертах и других мероприятиях, в которых он демонстрирует свои достижения в сравнении с другими.

 

В практике работы музыкальных учебных заведений метод соревнования применяется в проведении конкурсов на лучшее исполнение произведений отдельных композиторов, посвященных их юбилейным датам, академические концерты и прочее.

 

К методам стимулирования нужно отнести также поощрение и наказание.

 

Поощрение - моральное или материальное влияние на воспитанников, которое положительно характеризует их деятельность и побуждает к дальнейшему совершенствованию своих достижений.

 

Моральное поощрение может быть в форме одобрения определенных поступков и достижений, наград грамотами, дипломами, размещением портретов на досках наилучших студентов (учеников), другими отличиями.

 

К материальным формам поощрения принадлежат денежные вознаграждения, ценные призы и т.п.

 

Наказание — моральное, психолого-педагогическое влияние на личность, с помощью которого происходит коррегирование и коррекция поведения личности. Наказание вызывает неприятные переживания и чувство стыда за совершенные поступки или невыполнение общих принятых воспитательных требований. А.С. Макаренко образно называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". При применении методов наказания необходимо придерживаться высокой объективности и учитывать индивидуальные особенности будущих музыкантов. Несправедливые наказания в музыкальном воспитании могут создать конфликтную ситуацию или привести к тому, что ученик (студент) может потерять веру в возможность овладения музыкальным искусством по причине недостатка музыкальных способностей.

 

К наказанию в музыкальном воспитании нужно отнести: замечания, претензии, отрицательные выводы и оценки деятельности.

 

Основным требованием к применению методов стимулирования практической музыкальной деятельности есть их комплексное применение.

 

Не целесообразно, например, строить воспитательный процесс исключительно на педагогических требованиях или на соревнованиях. Это, с одной стороны, может притупить творческий, инициативный подход личности к музыкальным занятиям. С другой стороны -это может развить нездоровый дух соперничества, что приведет к отрицательным моральным взаимоотношениям в коллективе и будет оказывать содействие развитию амбициозных отрицательных качеств будущего музыканта.

 

Методы музыкального самовоспитания

 

Общеизвестно, что самовоспитание - это процесс целенаправленной самостоятельной работы личности над совершенствованием своих личностных качеств.

 

Самовоспитание личности может осуществляться в интеллектуальной, моральнопсихологической и физической сфере. Оно приобретает характер самообразования, которое может быть организованной или спонтанной.

 

 

 

В процессе профессионального музыкального воспитания самовоспитания играет важнейшую роль. Ни один выдающийся музыкант, композитор не стал бы выдающимся без обучения и воспитания, но решающую роль в их становлении сыграло именно самовоспитание.

 

 

 

На основе общих известных психолого-педагогических определений методы музыкального самовоспитания можно условно поделить на подгруппы: методы самопознания; методы самовоздержания; методы самопринуждения, творческие и эвристические методы.

 

 

 

Самопознание - процесс определения своих музыкальных свойств в сравнении с требованиями, которые выдвигаются для определенного уровня музыкальной образованности. К методам самопознания относятся - сравнительное наблюдение за собой; самоанализ и сравнения себя с другими людьми - музыкантами более высокого уровня.

 

 

 

Самовоздержание - действия личности, направленные на ограничение или недопустимость отрицательных, не желательных поступков в своей деятельности. К методам самовоздержания нужно отнести самовнушение; самоотказ; самозапрет; самонаказание.

 

 

 

В практике профессионального музыкального воспитания методы самовоздержания могут реализовываться, например, в предотвращении участия в низкохудожественных музыкальных мероприятиях, не смотря на материальное вознаграждение, сдерживании себя от участия в так называемых "халтурных" выступлениях и т.п.

 

 

 

Самопринуждение - действия, направленные на совершенствование своих качеств свыше обязательных требований, которые выдвигаются перед личностью.

 

 

 

К основным методам самопринуждения необходимо отнести: соблюдение личного режима дня; выполнение личного плана самостоятельных занятий; обязательное посещение или участие в мероприятиях, связанных с будущей профессией.

 

 

 

Творческие и эвристические методы самовоспитания - это действия, направленные не на формальное, а на качественное, образцовое выполнение задач, добавление к ним своего личного творческого отношения. В воспроизведение каждого музыкального произведения, музыкальной фразы можно вложить своёнеповторимое звучание, свое открытие. Стремление к этому и является реализацией творческого или эвристического метода самовоспитания.

 

 

 

Но главным для будущего музыканта в самовоспитании есть соблюдения личного режима дня и добросовестное выполнение плана самостоятельных занятий.

 

 

 

Формы организации музыкального воспитания

 

 

 

Формы организации музыкального воспитания - внешние характеристики музыкального воспитательного процесса, которые предопределяются количеством его участников и видом музыкальной деятельности.

 

 

 

В музыкальном воспитании принято разделять такие формы его организации: массовые; групповые (клубные); индивидуальные.

 

 

 

Массовые формы организации музыкального воспитания, как правило, применяются в общественном воспитательном процессе. Они являются частью учебно-воспитательного процесса любого учебного заведения.

 

 

 

В общественной жизни массовые формы организации музыкального воспитания внедряются средствами массовой информации, разными творческими организациями, развлекательными учреждениями.

 

 

 

Массовые формы музыкального воспитания по степени их влияния на личность можно условно разделить на активно действенные и пассивно действенные.

 

 

 

Активно действенные формы нацелены на активное участие каждого участника. В практике - это массовые коллективные музыкальные мероприятия (совместное пение, музицирование, выполнение музыкально-ритмических упражнений, дискотеки и т.п.).

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"