Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

     В свою очередь, низкий  уровень – это элементарная  стадия избирательного отношения  к народной музыке, связанная  с яркостью эмоциональных впечатлений, обусловленных качеством и различными  обстоятельствами ее исполнения, с исчезновением которых устраняется и избирательная направленность интереса.

    В процессе констатирующего  этапа опытно-экспериментальной  работы для выявления вышеназванных  уровней развития музыкального  интереса учащихся была разработана  специальная методика диагностирования  под названием «Карта интересов», нацеленная на выявление общего уровня развития и направленности музыкальных интересов младших школьников.

    Инструкция: Для определения Вашего ведущего интереса в области музыки, предлагаю перечень разных видов деятельности. Подумайте, насколько они для Вас привлекательны, вызывают желание заниматься тем или иным видом деятельности. Если нравится, поставьте знак «+»; если очень нравится «++»; если сомневаетесь – «0»; если не нравится – «-»; если очень не нравится – «--». Свои оценки проставьте в конце каждого вопроса.

Опросник

     Любите ли вы? Хотели  бы Вы? Нравится ли Вам?

  1. Слушать народную музыку?
  2. Играть произведения композиторов классиков?
  3. Приобретать аудиокассеты с эстрадной музыкой?
  4. Играть на инструменте джазовые произведения?
  5. Посещать концерты с участием фольклорных коллективов?
  6. Слушать по радио и телевидению классическую музыку?
  7. Петь в свободное время популярные эстрадные песни?
  8. Интересоваться литературой об исполнителях джазовой музыки?
  9. Выступать на концертах, конкурсах, фестивалях народной песни?
  10. Читать литературу о композиторах классиках?
  11. Смотреть по телевидению концерты с участием популярных эстрадных артистов?
  12. Посещать концерты джазовой музыки?
  13. Петь народные песни в кругу родных, друзей, на семейных праздниках?
  14. Покупать аудиозаписи с классической музыкой?
  15. Интересоваться событиями из жизни поп-звезд?
  16. Научиться сочинять джазовую музыку?
  17. Связать свое дальнейшее образование с народным искусством?
  18. Посещать концерты классической музыки?
  19. Сочинять популярную эстрадную музыку?
  20. Импровизировать джазовые мелодии?

Ключ

  1. Народная музыка.
  2. Классическая музыка.
  3. Эстрадная музыка.
  4. Джазовая музыка.

Обработка результатов

     В «листе ответов»  каждая таблица соответствует  определенному направлению в  музыке. Подсчитывается сумма баллов  набранных в каждом столбце таблицы, затем суммируются начало и конец учебного года соответственно. Балльные значения оформляются в виде диаграммы «Уровень интересов».

    Также, на констатирующем  этапе опытно-экспериментальной  работы были использованы следующие методы: наблюдение (непосредственное и опосредованное с помощью родителей и учителей) за реальным поведением школьников на занятиях и вне (в библиотеке, дома, в театре, на концертах, конкурсах, фестивалях), в общении с музыкальным искусством (наблюдение велось в естественных и специально созданных ситуациях); опрос родителей по результатам их наблюдений.

      Результаты констатирующего  этапа (см. приложения 2, 3) опытно-экспериментальной  работы показали следующее: в  начале учебного года показатель  уровня интереса у учащихся к эстрадной музыке превысил остальные (составил 40% от максимально возможного показателя). Дети с удовольствием приобретают аудиокассеты с эстрадными песнями, интересуются событиями из жизни любимых поп-звезд, смотрят по телевидению концерты с их участием, и даже пробуют сочинять эстрадную музыку. На наш взгляд, такой интерес вызван тем, что в настоящее время эстрадное искусство наиболее активно популяризируется, именно в области эстрады и шоубизнеса преобладает достаточно большой объем увлекательной информации, который можно получить с помощью средств массовой информации (телевидение, радиовещание, газеты и молодежные журналы, видеоклипы, рекламные ролики, клубы и любительские объединения фанатов поп-звезд и т.д.), а также просто в общении со сверстниками, друзьями, родителями.

  Уровень интереса к народной  музыке у детей в начале  учебного года составил 23% (от  максимально возможного результата) и оказался очень близок показателю  уровня интереса учащихся к  классической музыке (22% от максимально возможного результата), что приятно радует, и в принципе, естественно для учащихся Детской школы искусств. Более подробно проанализировав уровень интереса школьников к народной музыке (см. приложение 2.1.) можно сказать следующее: на вопрос: «Любите ли вы слушать народную музыку?», - семь человек (58,3%) ответили положительно (+), четыре человека (33,3%) – сомневались в точном ответе (0), и один ребенок даже ответил «нет». На вопрос «Нравится ли вам посещать концерты с участием фольклорных коллективов?», - 58,3% детей ответили «да», а 41,6% - высказали неопределенное отношение. Вопрос «Нравится ли вам выступать на концертах, конкурсах, фестивалях народной песни?», вызвал сомнения у 25% учащихся фольклорного ансамбля (3 человека), и один ребенок дал отрицательный ответ, а остальные восемь человек, что составило 66,6% ответили положительно. Следующий вопрос: «Любите ли вы петь народные песни в кругу родных, друзей, на семейных праздниках?», вызвал положительный ответ у пяти учащихся, что составило 41,6%, сомнение у 50% опрощенных и отрицательно ответил один школьник. И вопрос «Хотели бы вы связать свое дальнейшее образование с народным искусством?», - отрицательный ответ дали 25% учащихся фольклорного ансамбля (три человека), 16,6% (два человека) – не определились с ответом, и 58,3% (семь человек) – дали положительный ответ. 

       Таким образом, общая сумма баллов, определяющая уровень интереса  у учащихся к народной музыке, в начале учебного года – 28 (при максимальном количестве  баллов – 120), что составляет 23%. Как следует из результатов проведенного нами анкетирования, наблюдений за учебной деятельностью учащихся на занятиях фольклорного ансамбля и бесед с родителями, два человека, обучающихся в Детской школе искусств, на начало учебного года имели высокий уровень развития интереса к народной музыке, шесть человек – средний уровень развития интереса, четыре человека – низкий уровень развития интереса к народной музыке (см. таблицу 1).

                                                                                                         Таблица 1.

Фамилии и имена учащихся

Уровни развития интереса к народной музыке

Высокий

Средний

Низкий

1.

Алесеева Настя

   

+

2.

Белых Анна

   

+

3.

Макеева Ольга

+

   

4.

Терещенко Юлия

 

+

 

5.

Хохлачева Даша

   

+

6.

Шадрина Наталья

 

+

 

7.

Ширяева Катя

 

+

 

8.

Ширяева Юлия

 

+

 

9.

Токарев Григорий

 

+

 

10.

Тарасовец Дмитрий

 

+

 

11.

Моисеев Слава

   

+

12.

Скоробогатов Миша

+

   

Количество человек.

2

6

4

 

16,6%

50%

33,3%


  

    По результатам опроса  родителей и учителей общеобразовательной школы, где учатся ребята, можно лишь подтвердить то, что эстрадная популярная музыка  вызывает  у детей  наибольший   интерес   и    любопытство   (просмотр

телевизионных музыкальных передач, концертов популярной эстрадной музыки, канал MTV – молодежный, приобретение наклеек, значков, фотографий любимых поп-звезд и т.д.).

     К сожалению, уровень  интереса у младших школьников  к джазовой музыке принял отрицательное  значение – (21,6%). На наш взгляд, это происходит потому, что в настоящее время далеко не каждая музыкальная школа, а уж тем более школа искусств, имеет в штате квалифицированных преподавателей по джазовым дисциплинам, не во всех школах преподается история джазового искусства. Да и средства массовой информации, журналы, газеты не уделяют, должным образом, достаточного внимания этому направлению музыкального искусства; также, не велик объем специальной литературы по джазу.

     По результатам наблюдений  родителей можно судить о том, что некоторые дети не имеют  даже общего представления о джазовой музыке: как она звучит, кто ее исполняет и на каких музыкальных инструментах. Это подтверждают  высказывания некоторых детей: «Так ведь это сейчас не модно, поэтому ничего о ней не знаю и не интересуюсь».

    Анализ результатов исследования на контрольном этапе (см. приложение 2, 3) опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы: текущий учебный процесс внес изменения интереса учащихся к народной музыке в положительную сторону. Показатели, определяющие уровень музыкального интереса у учащихся фольклорного ансамбля, выросли почти по всем музыкальным направлениям. Лидирующее положение на этот раз занимает народная музыка, уровень интереса, к которой, в конце учебного года составляет 66% (80 баллов, при максимальном количестве баллов - 120), и по сравнению с началом учебного года вырос на 43%. На вопрос «Любите ли вы слушать народную музыку?», со знаком «+»(« люблю») ответили семь человек, что составляет – 58,3%, а 41,6% - пять человек со знаком «++» («очень люблю»). На вопрос: «Нравится ли вам посещать концерты с участием фольклорных коллективов?», - неопределенно ответил только один человек, положительно ответили – 33,3% учащихся (четыре человека), а со знаком «++» - 58,3% (семь человек). На следующий вопрос: «Нравится ли вам выступать на концертах, конкурсах, фестивалях народной песни?», - 50% учащихся фольклорного ансамбля (шесть человек) ответили – «очень нравится» («++»), также положительный ответ дали пятеро детей, что составляет 41,6%. На вопрос: «Любите ли вы петь народные песни в кругу родных, друзей, на семейных праздниках?», - 58,3% учащихся (семь человек) ответили, что нравится («+»), а 33,3% (четыре человека) – что очень нравится («++»). И на последний вопрос: «Хотели бы вы связать свое дальнейшее образование с народным искусством?», - затруднились в точном ответе два человека (16,6%), семь человек (58,3%) ответили – «да», а трое учащихся (25%) – «очень хотели бы» («++»).

     Исходя из анализа  результатов проведенного нами  анкетирования, наблюдений за учебной деятельностью учащихся на занятиях фольклорного ансамбля и бесед с родителями, можно сказать, что семь человек, обучающихся в Детской школе искусств, на конец учебного года имели высокий уровень развития интереса к народной музыке, четыре человека – средний уровень развития интереса и один человек – низкий уровень развития интереса к народной музыке (см. таблицу 2).

                                                                                                    Таблица 2.

Фамилии и имена учащихся

Уровни развития интереса к народной музыке

Высокий

Средний

Низкий

1.

Алесеева Настя

 

+

 

2.

Белых Анна

 

+

 

3.

Макеева Ольга

+

   

4.

Терещенко Юлия

+

   

5.

Хохлачева Даша

 

+

 

6.

Шадрина Наталья

 

+

 

7.

Ширяева Катя

+

   

8.

Ширяева Юлия

+

   

9.

Токарев Григорий

+

   

10.

Тарасовец Дмитрий

+

   

11.

Моисеев Слава

   

+

12.

Скоробогатов Миша

+

   

Количество человек

7

4

1

 

58,3%

33,3%

8,3%

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)