Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

     Во всех эстетических  интересах эмоциональный компонент  существенен, но особенно важен  в музыкальном, так как познать, понять содержание музыки невозможно без эмоционального начала. Таким образом, эмоциональный компонент занимает определяющее место в области музыкального общения человека. Это объясняется тем, что без эмоциональной увлеченности и без создания условий ее возникновения, и существования невозможно привить детям интерес и любовь к музыке.

     Анализируя музыкально-педагогическую  литературу, В.Л. Яконюк выделяет  три различных мнения о взаимосвязи  интеллектуального и эмоционального  компонентов:

  • эмоции определяют интеллектуальный уровень восприятия музыки и музыкального интереса;
  • интеллект – основа эмоционального переживания;
  • реализация музыкального интереса возможна лишь при гармоничном сочетании 2-х уровней – эмоционального и рационального [51, с.20].

     Сторонники первой  позиции недооценивают роль обучения  и приобретенных знаний. Представители  интеллектуального крыла музыкальной  педагогики считают в методике  педагогического воздействия на  интеллектуальный уровень музыкального  интереса (важной предпосылки реализации музыкальной потребности) главной – мыслительно-эмоциональную сферу. В теории и практике музыкального воспитания более широкое отражение получило третье мнение о важности взаимовлиянии эмоционального и интеллектуального компонентов музыкального интереса. «Не только мысль, но и одухотворенное чувство» - писал Ф. Шопен [51, с.16].

     Более глубоко обосновала  педагогическую необходимость единства  эмоционального и сознательного  в массовом музыкальном воспитании  О.А. Апраксина. Она считала, что, добиваясь единства эмоциональности и сознательности при восприятии музыки, педагог ведет одних учащихся от непосредственной эмоциональной реакции «нравится» - «не нравится» к получаемым впечатлениям, а других, более рационального склада, напротив, к углублению переживаний музыки [1]. Большинство исследователей считает, что соотношение интеллектуального и эмоционального компонентов интереса определяет характер третьего элемента – волевого компонента. К такому выводу приходит и Е.Я. Бурлина, проводя соответствующий анализ мнений в статье «О понятии «музыкальный интерес»» 7, с.70-71].

     Вопросы развития  музыкального интереса у школьников  рассматривались Ю.Б. Алиевым, О.А. Апраксиной, Е.Я. Бурлиной, В.К. Белобородовой, Е.Я. Гембицкой, Н.Л. Гродзенской, Л.Л. Куприяновой, В.Н. Шацкой и другими.

     Авторы научных трудов  и публикаций по данной проблеме  указывают самые разные пути  и формы ее решения: через использование  различных видов музыкальной  деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И. Паламарчук); формирование музыкальной потребности у учащихся младших классов (З.П. Морозова) и их приобщения к просветительской деятельности (Т.А. Жданова); применение проблемно-творческого подхода к учебно-воспитательному процессу на уроках музыки при обучении школьников среднего звена (Ю.Б. Алиев, Т.П. Плеснина); формирование навыков полноценного восприятия музыки (М.Ю. Самакаева); воспитание слушательской культуры старшеклассников посредством включения в урок музыки творческих заданий (Л.А. Безбородова) и «погружение» школьников этого возраста в мировую художественную культуру (Е.Н. Ценкова). Ряд исследователей рассматривают вопросы развития интереса к музыкальному искусству через национальный фольклор (Л.С. Бабенко, Ю.В. Юзьбашян, З.М. Явгильдина и другие).

     Аналогичных исследований применительно к начальному профессиональному музыкальному образованию фактически нет. Следовательно, музыкальный интерес учащихся детской музыкальной школы, МО детской школы искусств и МООШ может рассматриваться как активное эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к познанию музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности. Применительно к музыкальному интересу учащихся МО ДШИ стадии познавательного интереса можно определить следующим образом:

  • любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к музыке, связанная с яростью эмоциональных впечатлений, обусловленных качеством и различными обстоятельствами ее исполнения, с исчезновением которых устраняется и избирательная направленность интереса;
  • любознательность – стремление ученика проникнуть за пределы увиденного и услышанного на музыкальном занятии и во внешкольной практике общения с музыкой (сильные эмоции радости, удивления; значимость этой деятельности для него);
  • познавательный музыкальный интерес – ценное качество личности, отличающееся познавательной активностью, устойчивой направленностью учащегося на овладение музыкальными ЗУН для их использования в различных видах деятельности;
  • теоретический музыкальный интерес – высшая стадия, связанная со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем музыкальной культуры, с использованием их как инструмента познания музыки.

     Музыкальная педагогика  выделяет три уровня проявления музыкального интереса: пассивный, полуактивный и активный (В.Л. Яконюк, Е.Я. Бурлина).

     Наличие активного  уровня у школьников свидетельствует  о развитом музыкальном интересе, показателями которого применительно  к учащимся детской школы искусств являются: потребность в разнообразных видах музыкальной деятельности; положительное отношение к музыке и активность на занятиях; самостоятельность выполнения заданий на уроке и дома; стремление к выполнению большого количества творческих заданий; инициатива в поисках дополнительной информации; желание продолжить свое музыкальное образование[7;50; 51].

     Таким образом, музыкальный  интерес играет решающую роль  в обучении, являясь важным стимулом  музыкальной деятельности учащихся, необходимым средством для ее осуществления. Музыкальный интерес выступает как предпосылка формирования музыкальной культуры и, одновременно, является результатом ее сформированности…

     Музыкальный интерес  есть избирательная направленность  личности на познание музыкального  искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, через активное стремление к музыкальной деятельности, основными признаками которого являются положительное отношение, стремление к разнообразной музыкальной деятельности и к тем или иным музыкальным произведениям[50, с.5].

     Приводя в заключение  данного параграфа наиболее точные  формировки музыкального интереса, необходимо подчеркнуть, что они  относятся к области высшего  профессионального и массового  музыкального воспитания. Музыкальный интерес и его развитие в рамках начального профессионального образования до настоящего времени почти не исследовался. Можно лишь назвать диссертационное исследование Н.И. Буториной, посвященное проблеме развития музыкального интереса у учащихся на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе.

 

1.2. Роль народной музыки в  воспитании подрастающего поколения

 

     Народное музыкальное  творчество – одна из самых  важных областей художественной  культуры каждой страны, каждого  народа. С давних времен складывают люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; и вместе с тем им присущи глубина и значительность художественного замысла. Народная музыка (музыкальный фольклор) – неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями. Традиционность – определяющий признак народной музыки как музыки устной традиции. Художественные традиции ранних общественных формаций исключительно устойчивы, на много веков определяют специфику фольклора. Из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства – песенные, инструментальные, танцевальные – с их последующей интеграцией в синтетические виды творчества.

     Жанры народной музыки  складывались веками, в зависимости  от разнообразия ее социально-бытовых  функций, связанных с экономико-географическими  и социально-психологическими особенностями  формирования этнической общности. Основные виды народной музыки – песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, танцевальные мелодии, плясовые припевки (частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Обрядовый фольклор содержит древнейшие жанры народных песен (календарные, свадебные). Плясовые и игровые песни первоначально входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов. Пляски сопровождаются как пением, так и игрой на музыкальных инструментах. Лирические песни не ограничены тематикой, не связаны местом и временем исполнения, известны в самых различных музыкальных формах. Это – наиболее динамичный жанр в системе традиционного фольклора. Народная музыка явилась основой практически всех национальных профессиональных школ (от обработок народных мелодий до индивидуального творчества, претворяющего фольклорное музыкальное мышление).

     На протяжении многовековой  истории человечества песни сопутствуют  трудовой деятельности людей, отражают  их отношение к происходящим  событиям.

     «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы вырастают города. Под песни … пеленается, женится и хоронится русский человек» - писал В.Н. Гоголь[по 21, с.76].

      Многообразен мир  чувств и мыслей, выраженных в  народной песне; разнообразны исторические  события, отображенные в ней; различны  средства музыкальной выразительности, использованные гениальными создателями  ее. А непреложным всегда остается одно: любовь к родной земле, к родному народу, ко всему живому.

     Песни – самый  массовый и популярный жанр  фольклора. Их поет весь народ  от мала до велика. Поистине, песня  – душа народа. Извечные народные  стремления к добру и красоте  нашли в ней глубоко-эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир человека.

     В течение веков  в народе сложились специальные  песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые, хороводные и т.д. Педагогическое  чутье подсказывало их безымянным  творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.

     Издавна народ придает  своему песенному творчеству  большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но  и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей  действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный мир детей.

     Народные песни и  напевы становятся символами  различных жизненных явлений  и чувствований. И то, что они  проходят сквозь душевный строй ряда, поколений и что они выдерживают столь длительное испытание прочности и несомненности их воздействия, - превращает их в необычайно стойкие звуковые отложения. В их ритмах люди ощущают свои жесты, позы и движения во время знакомой им всем работы или игры; в мелодической сопряженности тонов, содержащей исконные попевки, комбинации их, социально сроднившиеся группы лиц испытывают, вследствие одинакового раздражения, одинаковые чувства. Отсюда вполне понятны свойства народной песни: касание «глубоких изгибов человеческой души», деликатность, нежность, всепрощение, «тонкий и едкий юмор», стальная воля, «могучий и широкий взмах мышления». Неоценимы музыкально-педагогические достоинства народно-песенного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека его природных физиологических возможностей. Мелодический рисунок народных песен органично связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи, возгласов – кличей. В детских песнях особенно заметна эта непосредственная связь с речевым интонированным. Поэтому именно знакомство с народным песенным творчеством открывает ребенку богатство национальной духовной культуры, что имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании, помогает лучше понимать классическую музыку. Знакомство детей с народным творчеством формирует их художественный вкус, что особенно важно в наши дни, когда слушатель оглушен музыкой очень разного – и далеко не всегда самого высокого – качества. Мир народной песни – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель, это мир помогающий ребенку войти в атмосферу поэтических образов. И важной задачей при знакомстве и освоении народной песни является развитие творческой личности, знающей свою культуру, этику, историю, имеющей собственные нравственные и эстетические представления. Народная музыка, устное народное творчество, систематически используемые в работе с детьми, дают возможность лучше чувствовать и понимать характер, настроение музыкальных произведений, более выразительно передать замысел, идею содержания того или иного произведения, будь то сказка, прибаутка или закличка, песня или игра; воспитывают чувство любви к природе, родному краю, языку, русскому народу, а главное – формируют интерес к народному искусству. А народное искусство, в свою очередь, пробуждает интерес к истории народа, его культуре, быту, расширяет и углубляет знания литературы, способствует воспитанию и самообогащению, развитию творческих способностей.

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)