Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

     Несмотря на различие  задач, поставленных на том или  ином занятии, каждое из них  имеет общие контуры. Л.Л. Куприянова определяет обязательные составные части занятия следующим образом:

  • распевание – комплекс разнообразных упражнений, готовящих к освоению материала, отрабатывающих различные исполнительские и творческие приемы;
  • разучивание нового материала;
  • работа с выученным материалом – повторение, отработка отдельных исполнительских приемов, стремление к художественной цельности и завершенности формы;
  • творческие задания – работа по импровизации и варьированию поэтического текста, напева, движений, постановочная работа и т.д. [22, с.15].

     Перечисленные разделы  могут включаться в занятие  в любой последовательности (даже  упражнения из распеваний применяются  не только в самом начале, но  и в середине и даже в  конце в зависимости от необходимости). Может меняться и пропорциональное соотношение частей – здесь прямая зависимость от поставленной педагогом задачи.

     Решая проблему развития  активности каждого ребенка, А.А. Люблинская отмечает, что на всех  ступенях она может быть выражена в трех основных формах:

  • подражание, проявляющееся зачастую непроизвольной
  • исполнение по требованию взрослых необходимых действий;
  • самостоятельные действия – высшая ступень активности, для достижения которой нужно обладать определенными знаниями, умениями, навыками. Такие действия имеют ярко выраженный творческий характер и достаточно отчетливо проявляются к шести годам[24, C.61].

     Следующий принцип, применяемый  при освоении музыкального фольклора, - комплексное освоение материала  – предполагает объединение в процессе обучения следующих компонентов: пения, декламации, движения. Это обусловлено синкретизмом музыкального фольклора, в котором органично сочетается слово, напев, движение. Ставя задачу комплексного освоения материала, нужно не только сочетать различные элементы фольклорных текстов, но и находить разумную пропорцию в их соотношении. Естественно, на хоровых занятиях главная роль принадлежит пению. Все остальные компоненты дополняют его.

     Принцип последовательности  осуществляется в ходе освоения музыкального фольклора детьми и может рассматриваться следующим образом:

  • последовательность в приобретении знаний, то есть в изучении жанров, средств художественной выразительности музыкальной и поэтической речи в народной песне, элементов движения;
  • последовательность в приобретении навыков исполнения и элементарного анализа звучания, ритмических рисунков и т.д.;
  • последовательность в применении имеющихся знаний и навыков, необходимых для самостоятельных творческих действий [22, с.39].

     Каждый из рассмотренных принципов определяет те или иные формы и методы, используемые на занятиях детского народно-хорового коллектива. Но в процессе освоения музыкального фольклора нужно учитывать системы взаимодействия этих принципов, так как каждый из принципов стимулирует использование остальных трех и помогает находить соответствующие формы применения.

     В работе с детским  народно-хоровым коллективом руководителю  необходимо реализовать систему  взаимодействия основных принципов  обучения, учитывая конкретные условия, свои творческие замыслы и возможности. Именно так, на основании общих закономерностей складывается яркая творческая индивидуальность каждого коллектива.

     В народно-хоровой  коллектив принимаются дети практически  без ограничения, по желанию родителей и самого ребенка, независимо от проявляемых к моменту приема способностей. Поскольку является общепризнанным то, что освоение истоков национальной культуры, духовного богатства, которым является музыкальный фольклор, должно быть доступно каждому ребенку. Наиболее подходящим для начала формирования творческого подхода к исполнительской деятельности детей на основе музыкального фольклора является дошкольный и младший школьный возраст, когда интенсивно развиваются способности и формируется личность ребенка.

     В нашей школе искусств  уже на протяжении нескольких  лет создаются группы дошкольников (5-6 лет) и младших школьников (7-10 лет). Эти дети занимаются по  общепринятой программе эстетического  отделения и занимаются два  раза в неделю по учебному  плану, в котором отводится два часа на музыкальные занятия (хор, музыкальная грамота и сольфеджио); один час – на ритмику и хореографию; один час – на занятия изобразительным искусством и историю музыкального искусства. Таких групп, в количестве 10-12 человек, у нас существует по 3-4 каждый год, и среди них есть группа, которая (по желанию детей и родителей) занимается в фольклорном направлении.

     Введение предмета  «Русское народное музыкальное  творчество» в учебный план  Детской школы искусств №6 представляется нам необходимым и  чрезвычайно важным. По данной программе школа работает с 1995 года.

     Цель данного курса:

  • воспитание общей культуры ученика;
  • формирование интереса к бытовой истории, к нитям, связывающим прошлое с настоящим;
  • знакомство учащихся с частью традиционной культуры крестьянина, отраженной в народном календаре или тесно связанной с ним;
  • возрождение национальных традиций (обрядов, праздников, игр, гуляний, песен);
  • формирование эмоциональной отзывчивости и открытости учащихся.

     Основу программы составляет курс фольклора, включающий в себя лекционный (теоретический), обрядово-бытовой (народные праздники, игрища, гуляния) и музыкальный (слушание и заучивание наизусть) аспекты. Название аспекты и формы работы идут параллельно с вокально-хоровыми занятиями. Это интегрированный курс, сочетающий в себе музыку, литературу, историю, этику общения, хореографию. Предмет «Русское народное музыкальное творчество» является базовой дисциплиной для учащихся музыкально-хорового отделения, занимающихся в фольклорном ансамбле Детской школы искусств №6.

     Теоретические занятия  проходят один раз в неделю  по 45 минут; вокально-хоровые – два  раза в неделю по два (академических) часа.

     Программа, согласно  учебному плану, рассчитана на  восемь лет.

     В данной работе представлена первая часть программы для начальных классов (с 1 по 4 классы), вторая часть программы рассчитана на изучение предмета «Русское народное музыкальное творчество» в старших классах (с 5 по 8 классы), где учащиеся смогут познакомиться с особенностями областных певческих стилей (уральского, западного, южного, северного, казачьих); историей собирания и изучения русской народной песни (XVIII-XXвв.); историей русского народного театра.

     Программа начальных  классов построена по принципу  циклического возращения, повторения и закрепления материала, исходя из возрастных особенностей детской психологии, то есть здесь присутствует один из важных принципов педагогики – повторение (повторение темы, но с более глубоким содержанием и расширением радиуса знаний).

     Теоретически изучая  и практически соприкасаясь с  русским земледельческим календарем  мы выходим на занятиях за  рамки календаря и соприкасаемся  со сферой мифологии восточных  славян, эпоса, смеховой культуры, геральдики  и др.

     В конце каждой четверти проходят обобщающие занятия, которые представляют собой своеобразную форму отчетности учащихся о пройденном и изученном материале, о новой терминологии. Эти занятия могут проводиться в различных формах – собеседования, устных опросов и рассказов, в форме диалогов и «ансамблевых» обсуждений, иногда педагог может предложить работу в письменной форме.

     Очень важно, чтобы  атмосфера на всех занятиях  была творческая и непринужденная, помогающая формированию интереса  учащихся к истории отечественной культуры, их мыслей, наблюдений и собственного мнения по тем или иным вопросам и понятиям.

     В данной работе  сделана попытка объединить в  рамках единого исполнительного  коллектива принципы работы с  фольклорным ансамблем и народным  хором. Мы исходим из убеждения, что гибкое сочетание этих методических аспектов вовсе не противоречит друг другу, а, наоборот, несет важные дополняющие друг друга компоненты. Именно таким образом происходит целостное освоение теоретического и практического курса.

     Параллельно теоретическим и практическим занятиям учащиеся принимают участие в подготовке концертных программ, народных праздников и обрядов (праздник уборки урожая, капустные вечорки, обряд колядования, масленица, красная горка, встреча весны, семицко-троицка обрядность и т.д.).

     Работа фольклорного  ансамбля в Детской школе искусств  ставит целью развитие вокально-хоровых  навыков учащихся. Поэтому работа  детского народно-хорового коллектива  должна строиться, в первую очередь, на активном восприятии и воспроизведении лучших образцов музыкального фольклора. Естественное, звонкое пение, творческий подход к созданию образа при помощи слова, музыки, движения – таковы основные признаки коллектива.

     Методика работы с  детскими коллективами опирается  на социальную, возрастную психологию и педагогику. Л.Л. Куприянова отмечает, что в основе подобной методики лежит практический опыт, современные достижения фольклористики, народно-хорового исполнительства. Это обуславливает следующие характерные особенности работы:

  • варьирование и импровизация как обязательная составная часть всей системы занятий;
  • значительная роль движения и слова;
  • специфический подход к вопросам вокальной работы и анализа исполняемого материала.

     Вокально-хоровые навыки  формируются как в процессе работы над разучиваемыми песнями, так и на специальных упражнениях. Наличие специфики народного пения и особенностей детского голоса побуждает остановиться на принципах звукообразования, дыхания, дикции, рассмотреть вопрос использования специальных вокально-хоровых упражнений в занятиях с детьми, способы достижения строя и ансамбля в коллективе.

     Характерные качества  голоса начинают развиваться  в младшем школьном возрасте (7-10 лет), когда в основе диапазона  лежат так называемые примерные  тоны. В это время механизм голоса сообразования у мальчиков и у девочек абсолютно идентичен, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, т.к. пение осуществляется краевым натяжением связок, а голосовая мышца еще только образуется. Небольшой диапазон голосов от До –Ре1 до До2 –Ре2 позволяет без затруднений определить область примерных тонов. Именно на этих звуках проявляются лучшие качества детского голоса, которые постепенно распространяются на весь диапазон. Обычно примерные тоны у маленьких певцов прослушиваются в диапазоне Ми1, Си1, До2. Искать эти звуки следует при эмоционально-ярком, выразительном исполнении высоко-художественного произведения, когда с ребенка снимается всякая скованность, и он свободно изливает свои чувства в пении. В этом случае можно использовать народные мелодии, имеющие нисходящее движение. Таким образцов в фольклоре можно найти довольно много, в частности, среди колыбельных и прибауток.

     При прослушивании  детей обращается внимание на  естественность звукоизвления, близкое, «разговорное» произношение слов или слогов при пении, отсутствие крикливости. Путем транспонирования несложной попевки по полутоном вверх или вниз от звуков примерной зоны (Ре1, Фа1) выявляется диапазон голоса.

     Главнейший способ  донесения содержания песни до  слушателя – четко сказанный текст, понятные слова. Не может быть художественного результата без хорошей дикции. Н.К. Мешко, художественный руководитель Государственного Северного русского народного хора, в своей статье «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен» рекомендует для выработки разговорного положения рта при пении:

  • проговаривать желаемую фразу в разговорной манере;
  • проговаривать эту фразу нараспев в два-три раза медленнее, следуя за артикуляцией и положением рта, соответственно разговорному;
  • проговаривать ту же фразу нараспев на одном звуке в ритме песни, следуя за разговорным, идущим от слова посылом звука;
  • петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука [26, с.85].

     От качества звука, четкости слова зависят и другие  элементы хоровой звучности. В частности, правильная певческая позиция, единая манера звукообразования – необходимое условие для достижения устойчивой певческой интонации. Постоянное внимание уделяется выработке наиболее употребительного и существенного приема в народном пении – навыка «цепного» дыхания. Певцы берут дыхание по очереди, где им удобно, но не между фразами. Этим достигается плавность переходов от куплета к куплету, текучесть музыки.

     Руководитель народно-хорового  коллектива должен иметь необходимые  теоретические знания фольклора, областных песенных традиций, владеть практическими навыками в области народного пения. Только в этом случае личный показ является убедительным фактором воздействия на исполнителей. Народной традиции, для которой момент «подражания» является одним из важнейших условий существования и устной передачи фольклора, соответствует метод разучивания песен и упражнений на слух, с голоса. В тех местностях, где дети ближе к фольклорному первоисточнику, они подражая взрослым, успешно осваивают местный репертуар и приемы его исполнения. При разучивании на «слух» внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, партии, ансамбля в целом. Фортепиано или баян используется минимально: для настройки либо для уточнения трудного места в партитуре.

     На уроках музыкальной  грамоты, сольфеджио, теории музыки  учащиеся теоретически и практически  овладевают нотной грамотой. Поэтому, своей задачей мы считаем также  использование имеющихся у детей  навыков пения по нотам (в старших классах).

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)