Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

 

     Такая положительная  динамика в конце учебного  года свидетельствует о высоком  уровне развития интереса у детей к народной музыке, что находит выражение в: самостоятельной инициативе в поисках дополнительной полезной информации (чтении книг, бесед с родителями, просмотре специальных музыкальных передач, таких как: «Играй гармонь», конкурс частушек «Семеновна» и т.д.); общении с музыкальным искусством (походы в театр, на концерты фольклорных коллективов, выставки народного творчества, ярмарки);  активной творческой деятельности на занятиях фольклорного ансамбля; концертных и праздничных выступлениях; участии в конкурсах, фестивалях народной песни. К тому же, опрос родителей показал, что дети стали больше интересоваться народной музыкой и в свободное время: активно поддерживают беседы о народном искусстве в кругу родных и друзей, с удовольствием поют и подбирают на музыкальном инструменте любимые народные песни и напевы, часто повторяют дома выученный на занятиях песенный репертуар, сопровождая пение движением и обыгрыванием содержания песни, и даже устраивают домашние концерты со своим сольным выступлением.

    Уровень развития интереса учащихся к эстрадной музыке, которая занимала лидирующее положение в начале года, к концу учебного года вырос на 14,5% и составил 45% от максимально возможного показателя. Это указывает на то, что интерес у детей к популярной эстрадной музыке остается постоянным и практически не меняется.

     Интерес же школьников  к классический музыке в конце  учебного года также вырос, по  сравнению с результатом начала  учебного года, на 12 баллов и составил 32%.

     Уровень интереса  учащихся к джазовой музыке в конце учебного года оказался без изменений и составил – 21,6% со знаком «-», точно также как в начале учебного года.

     Таким образом, сопоставление  данных, полученных по всем видам  проверок опытно-экспериментальной  работы, подтвердило эффективность используемых методов развития интереса младших школьников к народной музыке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Анализ психолого-педагогической  и музыкально-педагогической литературы, а также проведенная опытно-экспериментальная  работа позволили сделать следующие выводы:

     Понятие «познавательный  интерес» представляет собой  сложный психический процесс, выступающий  как избирательная направленность  личности на объекты и явления  окружающей действительности; тенденция, стремление, потребность человека  заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, интенсифицирующий психические процессы и деятельность; особое избирательное отношение личности к окружающему миру.

     Огромная значимость музыкальной культуры для эстетического и начального музыкально-профессионального обучения и воспитания школьников обуславливает особое внимание к педагогической задаче развития музыкального интереса учащихся Детской школы искусств, Детской музыкальной школы и Музыкальной общеобразовательной школы. Народная музыка в системе начального музыкального профессионального образования обладает большими педагогическими возможностями в развитии музыкального интереса школьников.

     Народно-песенное творчество  обладает большими возможностями в развитии музыкального интереса учащихся: включение детей в разнообразные виды музыкальной деятельности позволяет развивать их общие и музыкальные способности, формировать познавательный интерес к народной музыке.

          Развитие интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля может успешно осуществляться через реализацию принципов развивающего обучения с опорой на творческие формы деятельности.

     Эффективность учебного процесса, направленного на развитие интереса к народной музыке у учащихся, связана с использованием методов обучения, направленных на выявление исторических, стилистических, жанровых особенностей содержания музыкального учебного материала (метод «погружения» в содержание музыкального материала, метод игры, метод создания ситуации творческого поиска, метод создания проблемной ситуации и метод творческих заданий).

     Показателями интереса  к народной музыке у учащихся  Детской школы искусств являются: отношение к народной музыке, уровень активности на занятиях фольклорного ансамбля, уровень  выполнения творческих заданий; потребность в музыкальном самообразовании; использование знаний, умений и навыков, полученных на занятиях фольклорного ансамбля, в самостоятельной творческой жизни.

     К основным направлениям  развития  интереса учащихся к  народной музыке на занятиях  фольклорного ансамбля можно  отнести:

    • применение принципов развивающего обучения;
    • тщательный отбор содержания учебного музыкального материала;
    • использование методов побуждения и активизации учащихся;
    • разнообразие видов учебной деятельности;
    • включение различных форм организации учебного процесса.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Алиев Ю.Б. Музыка и ее воспитательная функции// Домашнее воспитание. 1998. №4. С.57-61.
  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983, 224с.
  3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1973. 452с.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192с.
  5. Божович В.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.
  6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высшей педагогических учебных заведений. М.: Изданий центр «Академия», 2000. 192с.
  7. Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1975. Вып.2. 214с.
  8. Буторина Н.И. Развитие музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио: Автореферат диссертации … кандидат педагогических наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. 21с.
  9. Василевский А.К. Искусство и школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. 288с.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 453с.
  11. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сборник статей /Сибирский институт развития обучения. Томск: Пеленг, 1995. С.8-46.
  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240с.
  13. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность: Сборник статей. Томск: Пеленг, 1995. С.47-88.
  14. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании// Избранные педагогические высказывания. М.: Учпедгиз, 1939. 448с.
  15. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987. 424с.
  16. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека/ Лен.гос.ун-т им.Л.Л. Жданова. Л., 1957. Т.1. 262с.
  17. Кузьмина Н.Л.. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Издательство ЛГУ, 1985. 32с.
  18. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором: Учебное пособие. М.: Музыка, 1977. С.162-164.
  19. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982. Т.1 656с.
  20. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1982. С.74-82.
  21. Куприянова Л.Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом: Методические рекомендации. М.: Министерство Культуры СССР, 1981. 192с.
  22. Лейчук С.И. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографический кружков: Методические рекомендации. М.: Министерство культуры СССР, 1987. 23с.
  23. Леонтьев А.Н. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. 392с.
  24. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 260с.
  25. Маколдина Н.Г. Русское народное музыкальное творчество: Учебная программа для младших (1-х – 4-х) классов детской музыкальной хоровой школы. Екатеринбург, 1995. 184с.
  26. Мешко Н.К. Вокальная работа с исполнителями русских песен// Клубные вечера. М., 1976. Выпуск 2. 180с.
  27. Музыка: Большой энциклопедический словарь/ Главный редактор Г.В. Келдыш. М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1998. 672с.
  28. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников// Народные песни. Минск, 1996. С.73-87.
  29. Новейший философский словарь/ Составил А.А. Грицанов. Минск, 1999. 878с.
  30. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с
  31. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов педагогических вузов/ Под редакцией С.А. Смирнова. М.: Академия, 2001. 4-е издание 512с.
  32. Педагогический словарь. В 2-х томах. М.: Издательство АПН, том 1, 1960. 774с.
  33. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 1951. 416с.
  34. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1979. С.18-36.
  35. Психологический словарь/ Под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика – Пресс, 1999. 2-е издание. 440с.
  36. Психология: Словарь/ Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494с.
  37. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. Том 1. 476с.
  38. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1981. Том 1. 653с.
  39. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Современный композитор. 1983. 301с.
  40. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1962. Выпуск 3. 64с.
  41. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей: год первый и второй/ Собрание сочинений. М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1949. 448с.
  42. Философский словарь/ Под редакцией И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 600с.
  43. Философский энциклопедический словарь/ Под редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лубченко. М.: Инфра, 1998. 576с.
  44. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815с.
  45. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе// Воспитание музыкой. М., 1991. С.148-160.
  46. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984. 176с.
  47. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208с.
  48. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560с.
  49. Этнокультурное образование на Урале: теория, методология, региональный опыт: Материалы областной научно-практической конференции. Екатеринбург, 4-6 ноября 1996/ Редактор-составитель Т.И. Калужникова, Н.П. Лабзенко. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. Выпуск 1. 120с.
  50. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения): Автореферат диссертации кандидат педагогических наук. М., 1997. 16с.
  51. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: Высшая школа, 1979. 103с.

 

Приложение 1.

 

 
 
Приложение 2.1.

 

Народная музыка

 

Фамилии и имена учащихся

Номер вопроса

1

5

9

13

17

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

1.

Алесеева Настя

+

++

0

+

+

+

0

+

-

0

2.

Белых Анна

0

+

0

+

+

+

0

+

-

0

3.

Макеева Ольга

0

++

+

++

+

++

+

++

+

++

4.

Терещенко Юлия

-

++

+

++

+

++

+

+

+

+

5.

Хохлачева Даша

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

6.

Шадрина Наталья

+

+

0

+

+

+

-

+

+

+

7.

Ширяева Катя

0

+

+

++

+

++

0

++

+

++

8.

Ширяева Юлия

0

+

0

++

+

++

+

++

+

++

9.

Токарев Григорий

+

++

+

++

0

++

0

+

+

+

10.

Тарасовец Дмитрий

+

+

+

++

0

+

0

+

0

+

11.

Моисеев Слава

0

+

+

0

0

0

0

0

0

+

12.

Скоробогатов Миша

+

++

+

++

+

++

+

++

+

+

Общая сумма баллов

6

17

7

18

7

17

4

15

4

13


 

 

Приложение 2.2.

 

Классическая музыка

 

Фамилии и имена учащихся

Номер вопроса

2

6

10

14

18

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

1.

Алесеева Настя

+

0

+

+

+

0

+

0

+

+

2.

Белых Анна

-

+

+

+

+

+

+

+

+

0

3.

Макеева Ольга

+

+

0

+

0

+

0

+

0

+

4.

Терещенко Юлия

0

0

+

+

+

+

0

0

-

0

5.

Хохлачева Даша

+

0

+

0

0

+

+

0

+

+

6.

Шадрина Наталья

-

+

0

+

-

+

-

+

0

+

7.

Ширяева Катя

0

+

0

+

+

+

+

+

0

0

8.

Ширяева Юлия

+

+

+

+

+

0

+

+

+

+

9.

Токарев Григорий

+

0

+

0

0

+

0

+

0

+

10.

Тарасовец Дмитрий

-

+

0

+

+

+

+

+

-

+

11.

Моисеев Слава

+

+

+

+

+

0

0

0

+

0

12.

Скоробогатов Миша

+

0

0

0

0

+

0

0

+

0

Общая сумма баллов

5

7

7

9

6

9

5

7

4

7


 

 

 

Приложение 2.3.

 

Эстрадная музыка

 

Фамилии и имена учащихся

Номер вопроса

3

7

11

15

19

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

Нач. уч. года

Конец уч. года

1.

Алесеева Настя

++

+

+

0

++

++

+

0

+

+

2.

Белых Анна

+

+

0

+

+

+

0

++

+

+

3.

Макеева Ольга

++

+

+

+

0

+

+

+

0

+

4.

Терещенко Юлия

0

0

+

+

+

+

+

0

+

+

5.

Хохлачева Даша

+

+

+

+

+

+

++

+

+

+

6.

Шадрина Наталья

+

+

++

0

+

+

0

+

+

+

7.

Ширяева Катя

+

+

+

+

++

++

+

+

+

+

8.

Ширяева Юлия

+

+

0

+

+

+

0

0

0

+

9.

Токарев Григорий

+

+

+

+

0

+

0

+

+

+

10.

Тарасовец Дмитрий

0

0

+

+

+

+

0

+

0

+

11.

Моисеев Слава

+

+

+

+

+

+

++

+

+

+

12.

Скоробогатов Миша

+

+

0

0

+

+

0

+

+

+

Общая сумма баллов

12

10

8

9

12

14

8

10

8

12

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)