Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

     Внимание детей к  моменту поступления в школу  должно стать произвольным, обладающим  нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека.

     Младшие школьники  могут переходить с одного  вида деятельности на другой  без особых усилий и внутренних  затруднений. У ребенка может  доминировать один из типов  восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной. С 6 до 14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

     Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей  имеет мышление. При поступлении  в школу оно должно быть  развито и представлено во  всех трех основных формах: наглядно–действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной, тем более, словесно-логической форме. Бывает и наоборот, ребенок может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в силах решать успешно практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

     За первые три-четыре  года обучения в школе прогресс  в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного размышления логикой школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладания операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте осуществляется в нескольких различных направлениях:

  • усвоение и активное использование речи, как средства мышления;
  • соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;
  • выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз:
    • подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план);
    • исполнительной фазы – этим план реализуется практически.

     У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четверных классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

     Углубленная и продуктивная  умственная работа требует от  детей усидчивости, сдерживания  эмоции и регуляции естественной  двигательной активности, сосредоточенности  и поддержания внимания. Многие дети быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы волн для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой. До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы – представления об известных им событиях, объектах, не воспринимаемых в данный момент времени, и эти образы в основном статичные. Продуктивные образы представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.

     Основные виды деятельности, которыми большей частью занят  ребенок младшего школьного возраста  в школе и дома – это учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных для детей данного возраста, выполняет специфические функции в их развитии.

     Учение способствует  приобретению знаний, умений и  навыков, развитию креативности (при  специально организованном обучении, включающем систему творческих заданий).

     Немаловажное значение  для успеха в обучении имеют  коммуникативные черты характера  ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и т.д.

     Особенно важную роль  в интеллектуальном развитии  младших школьников играет труд, который представляет для них  сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический  интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощрения в труде должен заслуживать инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.

     Музыкально-художественная  деятельность протекает в форме  учебной деятельности тогда, когда учащиеся воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора и исполнителя. При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явления действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка перед ними предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни.

     Расширение сферы  и содержания общения с окружающими  людьми, особенно взрослыми, которые  для младших школьников выступают  в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать.

     Игра совершенствует  предметную деятельность, логику  и приемы мышления, формирует  и развивает умения и навыки  делового взаимодействия с людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях труда в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра, для младшего школьника продолжает занимать второе место после учебной деятельности, как ведущей, и существенно влияет на развитие детей. Большой интерес в этом возрасте представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверять и развивать свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает смелость и настойчивость, целеустремленность, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые необходимы детям для их будущей взрослой жизни. В таки играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное.

     Говоря о мотивационной  готовности детей к учению, следует  также иметь в виду потребность  в достижении успехов, соответствующую  самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успеха у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанных с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

     В младшем школьном  возрасте оформляется характер  ребенка, складываются его основные  черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те их них, которые в процессе обучения еще продолжают активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию определенных способностей. Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоение абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

 

2.1. Основные принципы работы с  детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля

Детской школы искусств

 

     Петь в фольклорном  ансамбле может любой ребенок, обладающий музыкальным слухом  и вокальными данными. Как показывает  практика, дети со средними музыкальными  способностями довольно быстро развиваются в обстановке активного творчества, к которому обязывает работа над народной песней. Пение в народной манере вполне целесообразно для детей, поскольку оно отвечает природе их голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Об этом свидетельствует наш опыт работы в качестве руководителя фольклорного ансамбля Детской школы искусств №6 Ленинского района, города Екатеринбурга.

     Поскольку дети приходят  в школу из разных семей, представляют  различные социальные группы  населения, имеют различные физические, индивидуально-психологические особенности и музыкальные данные, различный уровень информированности и степень подготовленности к началу хоровых и теоретических занятий, мы считаем целесообразным и необходимым в начале занятий получить наиболее полные данные о каждом поступающем. Но такая возможность появляется лишь тогда, когда дети осваиваются в новой обстановке. С этой целью проводятся несколько хоровых занятий со всеми участниками ансамбля, разучиваются простейшие песни, игры, тексты. Это дает возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что на каждого направлено благожелательное, но в то же время достаточно требовательно внимание педагога. Большое подспорье для работы – опрос родителей. С их помощью можно наиболее точно установить круг интересов ребенка, приблизительный объем его музыкального «багажа», степень активности, проявляемой в привычной обстановке (в частности, творческой активности). Постепенно, в процессе занятий все более выявляются данные каждого ребенка. Получить общее представление о музыкальных способностях детей помогает следующие моменты: исполнение знакомых и любимых песен, повторение вслед за педагогом (с голоса) отдельных фраз песен, или коротких напевок, выстукивание ритмов и т.п.

     Л.Л. Куприянова в  своей работе «Основные принципы  работы с детским народно-хоровым  коллективом» выделяет четыре  главных дидактических принципа, которые определяют общую направленность  процесса освоения музыкального  фольклора детьми:

  • индивидуальный подход;
  • активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
  • комплексное освоение музыкального материала;
  • последовательность в освоении.

     Из них первые два  в большей мере относятся к  коллективу детей, а третий и  четвертый – преимущественно к фольклорному песенному материалу[17, с.6].

     Суть индивидуального  подхода – в создании оптимальных  условий для развития способностей  каждого ребенка. Этот принцип  может быть реализован в первую  очередь при учете возрастных  особенностей детей.

     Принцип активизации  восприятия образного мышления  и творческой инициативы имеет  важное значение для всего  процесса системного освоения  музыкального фольклора. Беря за  основу тезис А.А. Люблинской о  том, что «вне активности ребенка  нет его общения со средой, а вне общения нет и развития»[24, с.59]. Можно сказать, что без активности самого ребенка весть процесс освоения фольклора не окажет на него должного воздействия, не даст ему необходимых знаний, умений и навыков, не разовьет музыкальные творческие способности. Поэтому усилия педагога-хормейстера должны быть направлены на развитие активности каждого учащегося.

     Активное восприятие  и мышление возможны только  при наличии внимания. А.А. Люблинская  в работе «Детская психология»  различает непроизвольное и произвольное внимание. «Произвольное внимание направляется волевым усилием человека»[24, с.190]. Наблюдается переход одного вида внимания в другой. Чистота таких переходов или доминирование одного из видов зависит от особенностей нервной системы ребенка. А.А. Люблинская отмечает, что внимание детей с повышенной или легкой возбудимостью быстро направляется на «необходимый предмет, но фиксируется на нем с большим трудом, нежели у детей с медленной возбудимостью и трудной переключаемостью нервной деятельности. Чем менее активен ребенок, тем чаще его внимание переключается и отключается, и, наоборот, устойчивое внимание свидетельствует об общей активности»[24, с.185].

     У детей младшего  школьного возраста, согласно системе  детского музыкального воспитания Карла Орфа, внимание поддерживается достаточно легко с помощью интереса к процессу и результату деятельности. Поэтому нужно строго отбирать материал для занятий, тщательно придумывать план проведения каждого из них. Закономерными должны стать живой характер занятий и общий эмоциональный подъем. При этом очень важно постоянно тренировать и направлять внимание детей. Хорошей тренировкой внимания является подчинение общим требованиям и, в соответствии с ними, работа в едином темпе. Прежде всего, в соответствии с ними, работа в едином темпе. Прежде всего, занятия должны включать различные по своим целям задания с разнообразными формами их выполнения. Пение, движение, декламация… Громкое и тихое звучание… Игра в самых разнообразных проявлениях… Отдыхать от одного вида заданий, переключаясь на другой, - действуя согласно этому правилу, можно достаточно долго владеть вниманием детей даже самого младшего возраста.

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)