Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста
Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни улучшается если:
- изучить процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни;

Файлы: 1 файл

титульник.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучием природы, прививает умение и потребность  ассоциировать различные явления окружающего мира.

А.Н. Ветлугина считает, что музыка для ребенка – это  мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним мир, надо развивать у него музыкальные способности. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. [8]

Большинство детей не являются культурными слушателями высокохудожественной классической музыки, они малоактивны и не способны на собственное суждение о воспринимаемой ими музыке, не всегда могут определить свое отношение к услышанному. Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низок- это проблема сегодняшнего дня.

Таким образом, тему курсовой работы «Развитие интереса к музыке детей третьего года жизни» можно считать актуальной.

 Проблема исследования: каковы педагогические условия способствующие развитию интереса к музыке у детей третьего года жизни

 Цель исследования: решение данной проблемы.

 Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста

 Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.

 Гипотеза исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни улучшается если:

- изучить процесс развития интереса  к музыке у детей третьего  года жизни;

- изучить особенности влияния  среды на развитие у детей  интереса к музыке;

- провести работу с родителями;

- изучить особенности организации  досуговой деятельности детей.

 Цель, объект и предмет исследования определяют необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. изучить теоретические аспекты развития интереса к музыке детей третьего года жизни.
  2. выявить экспериментальным путем педагогические условия и особенности развития интереса к музыке детей третьего года жизни.

Методологические основы исследования: теория музыкальной деятельности Н. А. Ветлугиной [8], психология музыкальных способностей         Б. М. Теплова [33] , педагогические технологии развития интереса к музыке А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская [13], теоретические труды современных психологов Д.Б Эльконина, Г. С. Абрамовой, Э.А. Барановой[4], педагогические разработки в области музыкального обучения Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева [2] .

 Методы исследования:

-анализ музыкальной, психолого-педагогической литературы;

-наблюдение

- проведение эксперимента

-количественный и качественный  анализ полученных данных

-методы статистической обработки

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №178» города Чебоксары Чувашской Республики.  В исследовании принимали участие 50 детей третьего года жизни.

Апробация исследования: результаты нашего исследования были представлены в докладе на студенческой научно-практической конференции факультета дошкольной и коррекционной педагогики  и психологии ФГБОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и примечания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы проблемы развития интереса к музыке у детей третьего года жизни

1.1 Проблема развития интереса к музыке у детей третьего года жизни в психолого-педагогической и музыковедческой литературе

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова понятие «интерес» фигурируют четыре значения. Первое связывает интерес с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям. [24] В других значениях интерес выступает как занимательность, нужда, потребность или выгода. Словарь «Психология» и «Российская педагогическая энциклопедия» трактуют понятие «интерес» с точки зрения познавательной направленности личности, как форму проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес выступает наиболее существенным стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному и глубокому отражению действительности. [24]

Существование разных точек зрения на содержание понятия "интерес" зависит от круга изучаемых проблем и явлений. О самых разнообразных толкованиях интереса писали М.Ф.Беляев, Л.И.Божович. Они указывали, что понятие «интерес» охватывает большое количество процессов, имеющих кроме общих черт, много отличительных, специфических. Отмечено частое смешивание трактовок интереса с любопытством, любознательностью, занимательностью. Такая путаница в понятиях происходит, по мнению исследователей, из-за того, что при изучении и объяснении такого многогранного качества как интерес делается акцент на одной из его сторон, чаще познавательной.

Интерес - это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под влиянием интереса развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность. [6]; [22]

В отечественной музыкальной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых. Современная ситуация в обществе, культуре, науке обусловила переориентацию целей дошкольного образования на освоение детьми общечеловеческой культуры. Проблемы эстетического воспитания детей решаются путем гуманизации и демократизации педагогического процесса. Переход к личностно-ориентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновление его содержания. Во многих программах дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования ценностного отношения к окружающему миру средствами музыкального искусства. В контексте переосмысления некоторых аспектов социально-культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность и необходимость по-новому рассмотреть ряд проблем, связанных с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста и, в частности, проблему интереса к музыке. [16]

В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Н.Г.Морозова, В.А.Сухомлинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Г.И.Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить [5]. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей. Известный российский психолог С.Л.Рубинштейн писал, что интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения. Интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы с одной стороны и главной целью и задачей обучения с другой [3].

Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды — О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Н.А.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая и другие — неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Ученые предостерегали педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки определенных умений, от превращения в самоцель овладение техническими навыками. Знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения[3];     [10]; [17]; [29]; [33] .

Педагоги-музыканты В.Н.Шацкая и Д.Б.Кабалевский считали развитие  интереса первоосновой музыкального воспитания [17]. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Он создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного обогащения человека [17].

Разрабатывая вопросы обучения детей пению и развития певческих способностей, отмечают, что заинтересованность является решающим фактором в познании искусства, а процесс обучения пению будет воспитывающим и развивающим только при условии развития у детей положительного эмоционального отношения к процессу обучения и наличия интереса к данному виду музыкальной деятельности. Ю.Б.Алиев среди задач музыкального образования дошкольников называл воспитание интереса к музыке, развитие эмоциональной сферы, становление социально-художественного опыта и приобщение к "золотому" музыкальному      фонду  [2 ].

О.П.Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке ученый называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству. В авторской программе "Музыкальные шедевры" ею предложены конкретные методы и приемы формирования основ музыкальной культуры дошкольников [30].

Музыкальный интерес представляет собой «осознанную потребность», то есть осознанное отношение человека к музыкальной культуре. Это отношение становится чертой личности, превращается в ценность для человека. Интересы лежат в основе духовных ценностей человеческого сознания. Интерес - стремление к определенной деятельности. По самой своей природе он динамичен, активен, отсутствие деятельности и интерес - это полное противоречие [6] .

Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным «компасом», направляющим эстетическую деятельность ребенка на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры [6]; [28].

Важные идеи при анализе понятия «музыкальный интерес» высказаны известным музыковедом А.Н. Сохором [32]. Анализируя понятие «музыкальный интерес», автор выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В основе интереса к музыке лежит знание, приобретаемое в процессе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции являются побудительной силой к определенным действиям и влияют на поведение индивида в целом. Исследования Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Зубачевской, Т.Д. Сусловой также отражают структуру музыкального интереса. Авторы указывают на единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Однако Е.Я. Бурлина пишет, что познание носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает, что основой музыкального интереса является познавательный элемент. В исследовании Т.Д. Сусловой определены показатели развития музыкального интереса. К ним относятся эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный характер музыкальных знаний и умений, наличие отношения к музыкальному произведению, проявление себя в креативной деятельности, развитие творческого мышления.

Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы дошкольников не были предметом специального научного          исследования [16]; [35] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Используемые приемы для развития детей на уроках музыки в детском саду

На протяжении всей своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, развиваются наиболее успешно.

Восприятие музыки у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. В дошкольном возрасте закладываются элементарные основы музыкальной культуры. На младших этапах развития дети в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие и яркие по своим образам произведения, особенно песни. Их эмоции в виде удивления, восхищения выражаются в прихлопываниях, подпрыгиваниях и быстро возникая, также быстро исчезают. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, дети могут воспринимать музыку более осмысленно. Появляется заинтересованность содержанием произведения, возникают вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка, выразить свои настроения после прослушивания музыкального произведения [17] .

Большой интерес у детей вызывает музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. Ими широко используют в детских дошкольных учреждениях, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольный период: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. Некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные дидактические пособия, которые помогают педагогу развивать музыкально - сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх в младших группах детского сада [19].

Известный педагог и музыкальный деятель Н.А. Метлов уже в 20-е годы XX столетия говорил о важной роли этого вида детской музыкальной деятельности. Он стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах, провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, а затем и смешанного). Н.А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов - музыкантов и воспитателей детских садов. В своих публикациях он дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения и характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых окрасок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка [21].

Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни