Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста
Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования: процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни улучшается если:
- изучить процесс развития интереса к музыке у детей третьего года жизни;

Файлы: 1 файл

титульник.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис. 3 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у детей третьего года жизни в экспериментальной группе на констатирующем этапе (методика «Игровые индивидуальные задания» по А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская)

                  Рис. 4 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у детей третьего года жизни в контрольной группе на констатирующем этапе (методика «Игровые индивидуальные задания» по А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская).

По результатам диагностики, проведённой на констатирующем этапе исследования, можно заметить, что у большинства детей развитие интереса к музыке находится на среднем уровне (64%). Высокий уровень имеют 28 % детей. У 8% детей является низкий уровень развития интереса к музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Распределение детей третьего года жизни по уровню развития интереса к музыке  по результатам двух методик на констатирующем этапе

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

12

24

16

32

Средний уровень

30

60

28

56

Низкий уровень

8

16

6

11


 

 

Рис. 5 - Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровням развития интереса к музыке по результатам двух методик в экспериментальной группе на констатирующем этапе

 

 

 

Рис. 6 - Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровням развития интереса к музыке по результатам двух методик в контрольной группе на констатирующем этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация педагогической работы по развитию интереса к музыке у детей третьего года жизни

Целью педагогической технологии является развитие интереса к музыке у детей младшего дошкольного возраста.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

  1. Музыка – постоянный спутник человека с первых лет жизни, она чрезвычайно близка эмоциональной натуре ребенка (Н.А Ветлугина.,      А.Н. Зимина, А.В. Кенеман и другие). Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы. Музыка – один из важнейших каналов эмоционально- образного познания ребенком окружающей жизни и средств становления его личности (О.П. Радынова,  Л.А. Беренбойм, К.В. Тарасова и другие).
  2. В раннем возрасте познание мира осуществляется чувственным путем, в силу чего приоритетными задачами становится сенсорное воспитание ребенка и становление его сенсорной культуры. Обогащение звукового сенсорного опыта- основа для успешного музыкального развития ребенка.
  3. Элементарная музыкальная деятельность доступна детям начиная с третьего года жизни. В этом возрасте впервые проявляются музыкальные предпочтения и интересы детей.
  4. Создание интереса – основа музыкального развития. Интерес вызывает положительные  эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой субъективных проявлений.
  5. Интерес к музыке индивидуален у каждого ребенка. Он может проявляться в виде предпочтения музыки разных жанров и характеров либо различных видов музыкальной деятельности.
  6. Основная роль в становлении интереса к музыке принадлежит родителям ребенка: от того, какая музыка окружает ребенка дома, зависит содержание его музыкального опыта.
  7. Развитие интереса к музыке у детей младшего дошкольного возраста происходит в том случае, если:

- на основе интересов, потребностей  и особенностей каждого ребенка  проектируются индивидуальные пути развития интереса к музыке;

- создание условия для первых  субъективных проявлений ребенка  в музыкальной деятельности;

- силами педагогов и родителей  вокруг ребенка создается особая  «музыкальная атмосфера» [13].

Условия реализации технологии:

  1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога и музыкального руководителя.
  2. Место и время реализации технологии: организация режимных моментов под музыку; использование музыки на занятиях; музыкально - обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, музыкальные занятия; музыкально-дидактические игры, индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми.

Этапы педагогической технологии:

1 этап. Разрабатываем индивидуальные  маршруты развития интереса к музыке для каждого ребенка.

2 этап. Развиваем у детей интерес  к музыке в процессе совместной  с педагогом деятельности.

3 этап. Организуем самостоятельную  музыкальную деятельность у детей.

4 этап. Разрабатываем рекомендации  для родителей , желающих развивать интерес к музыке у своих детей.

На первом этапе совместно с музыкальным руководителем  и при участии родителей проектируем  индивидуальные маршруты развития интереса к музыке для каждого ребенка.

Индивидуальный маршрут развития интереса к музыке – это определение приоритетных задач и содержания музыкального воспитания для каждого ребенка на ближайшую и более отдельную перспективу. При особой организации педагогического процесса индивидуальный маршрут развития интереса к музыке может стать составной частью общего образовательного маршрута ребенка.

В основе проектирования индивидуального маршрута лежат данные диагностики особенностей развития музыкальных способностей малыша и его первых музыкальных представлений.

Составляя индивидуальный маршрут в произвольной форме. Он может быт представлен либо описательно, либо в форме таблицы. Промежуточная диагностика по результатам работы на первом этапе: проектирование индивидуальных маршрутов каждого ребенка, их обсуждение с другими педагогами, психологом, музыкальным руководителем, родителями.

На втором этапе развиваем  у детей интерес к музыке в процессе совместной с педагогом деятельности, для этого:

– проводим занятия по расширению немузыкального звукового опыта детей;

– играем в музыкально-дидактические игры;

–используем музыку на разных занятиях.

Промежуточная диагностика по результатам работы на втором этапе: результативность данного этапа определяется динамикой музыкального развития детей, диагностика которого приведена выше (второе направление диагностики).

На третьем этапе организуем самостоятельную музыкальную деятельность детей. Для этого:

– обновляем музыкальный уголок группы;

– используем музыку в свободной деятельности детей и в режимные моменты;

– составляем для родителей рекомендации по музыкальному развитию ребенка.

Музыкальный уголок группы.

Обогащаем музыкальную среду как музыкальными, так и немузыкальными, но звучащими предметами.

Это могут быть:

– баночки  из – под кофе, чая, сока , горохом, песком, пуговичками.

– ожиренье из пуговиц, фольги;

– сосуды с водой в разных количествах.

Желательно изготавливать подобные звучащие предметы – игрушки на глазах у детей, а потом и вместе с ними. Игрушки должны всегда быть в полном распоряжении детей.

Звучащая в течение дня музыка обогащает музыкальный опыт детей и развивает детские интересы.

На четвертом этапе разрабатываем рекомендации для родителей, желающих развивать у своих детей интерес к музыке. Для этого:

– создать «музыкальный фонд» для родителей;

–предлагаем общие и конкретные рекомендации по вопросам музыкального развития и воспитания ребенка.

Для родителей создаются:

–фонетика с записями произведений, которые можно использовать для слушания, пения  и музыкально – ритмических движений;

– картотека с музыкально – дидактическими играми;

– библиотека с литературой по музыкальному развитию дошкольников и взрослых [13].

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результат контрольного эксперимента.

Заключительным (контрольным) этапом экспериментальной работы стало повторное исследование интереса  к музыке у детей третьего года жизни после проведения методических работ по его развитию.

Диагностика осуществлялось по той же схеме, результаты были обработаны в таблице и переведены в проценты.

Анализируя результаты методики «Музыкальный магазин», мы видим, что результаты улучшились. Высокий уровень в экспериментальной группе  на контрольном этапе составил 36 %. Средний уровень составил 56%. Низкий уровень составил 8%.

В контрольной группе количество детей с высоким уровнем составляет 40%. Средний уровень - 60%, а детей с низким уровнем показателя  развития интереса к музыке не было обнаружено.

Таблица 4 – Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровню развития интереса к музыке (методика. «Музыкальный магазин»)

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

9

36%

10

40%

Средний уровень

14

56%

15

60%

Низкий уровень

2

8%

0

0 %




 

 

 

 

 Рис. 7 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у детей в экспериментальной группе на контрольном этапе (методика «Музыкальный магазин»).

Рис. 8 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у детей в контрольной группе на контрольном этапе (методика «Музыкальный магазин»).

 

Анализируя результаты методики  А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Игровые индивидуальные задания», мы видим, что результаты также значительно улучшились. Так, например, высокий уровень в экспериментальной группе на контрольном этапе составил 40%, что на  24% выше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень составил 56%. Низкий уровень составил 4%.

В контрольной группе количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20% , и таким образом он составил 48% . Средний уровень составил 48%. Низкий уровень составил 4 %.

 

Таблица 5 – Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровню развития интереса к музыке (методика  А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Игровые индивидуальные задания»).

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

10

40%

12

48%

Средний уровень

14

56%

12

48%

Низкий уровень

1

4%

1

4%




 

 

 

 

Рис. 8 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у младших дошкольников на экспериментальной группе контрольного этапа (методика  А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Игровые индивидуальные задания»).

 

 Рис. 9 - Анализ результатов исследования уровня развития интереса к музыке у младших дошкольников  на контрольной группе контрольного этапа (методика  А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Игровые индивидуальные задания»)

Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей 3-его года жизни