Распространение джаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование истории и распространения джаза, его необходимость существования в современной культуре.
Цель обозначала задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
1. Рассмотреть теоретические аспекты
2. Определить роль джаза в культуре прошлых лет и современном мире
3. Выявить перспективы развития в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЖАЗА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ………………………………………………………………...............5
1.1 Новоорлеанский джаз ……………………………………………………..….6
1.2 Развитие джаза в США в первой четверти XX века ……………................ 6
1.3 Биг-бэнды ………………………………………………………………….....8
1.4.Мейнстрим …………………………………………………………….….…..9
1.4.1 Северо-восточный джаз. Страйд ………………………………….….10
1.4.2 Стиль Канзас-сити ………………………………………………….…11
1.4.3 Джаз Западного побережья …………………………………………...11
1.5 Кул (прохладный джаз) ………………………………………….……….…12
1.6 Прогрессив-джаз ………………………………………………………….....12
1.7 Хард-боп …………………………………………………………………..…13
1.8 Ладовый (модальный) джаз ……………………………………………..….14
1.9 Соул-джаз ………………………………………………………………..…..15
1.9.1 Грув ……………………………………………………………….…....16
1.10 Фри-джаз ……………………………………………………………….…..16
1.11 Криэйтив …………………………………………………………………...17
1.12 Фьюжн ………………………………………………………………….…..18
1.13 Постбоп ………………………………………………………….…………19
1.14 Эйсид-джаз …………………………………………………………….…...20
1.15 Смуc-джаз ……………………………………………………….……….…21
1.16 Джаз-мануш …………………………………………………….………….22
Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА ……………………..……………24
2.1 Джаз в СССР и России ……………………………….……………………..24
2.2 Латиноамериканский джаз …………………………………….…………...27
2.3 Джаз в современном мире …………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..

Файлы: 1 файл

Отличная курсовая.docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЖАЗА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ………………………………………………………………...............5

1.1 Новоорлеанский джаз ……………………………………………………..….6

1.2 Развитие джаза в  США в первой четверти XX века ……………................ 6

1.3 Биг-бэнды  ………………………………………………………………….....8

1.4.Мейнстрим …………………………………………………………….….…..9

1.4.1 Северо-восточный джаз. Страйд ………………………………….….10

1.4.2 Стиль Канзас-сити ………………………………………………….…11

1.4.3 Джаз Западного побережья …………………………………………...11

1.5 Кул (прохладный джаз) ………………………………………….……….…12

1.6 Прогрессив-джаз ………………………………………………………….....12

1.7 Хард-боп …………………………………………………………………..…13

1.8 Ладовый (модальный)  джаз ……………………………………………..….14

1.9 Соул-джаз ………………………………………………………………..…..15

1.9.1 Грув ……………………………………………………………….…....16

1.10 Фри-джаз ……………………………………………………………….…..16

1.11 Криэйтив …………………………………………………………………...17

1.12 Фьюжн ………………………………………………………………….…..18

1.13 Постбоп ………………………………………………………….…………19

1.14 Эйсид-джаз …………………………………………………………….…...20

1.15 Смуc-джаз ……………………………………………………….……….…21

1.16 Джаз-мануш …………………………………………………….………….22

Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА ……………………..……………24

2.1 Джаз в СССР и России ……………………………….……………………..24

2.2 Латиноамериканский джаз …………………………………….…………...27

2.3 Джаз в современном  мире …………………………………………….……29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………….……33

Введение

 

Актуальность  исследования. На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Сфера культуры не успевает выпускать все больше качественных передач и запускать известные джазовые стандарты на радио. Несмотря на то, что молодое поколение подвержено сильному влиянию действующих, на данный момент, принципов и взглядов, о том, что попса – это самое что ни на есть модное и профессиональное, джаз имеет своих продвиженцев и тем более достойную историю, о которой я и расскажу в данной работе.

Объектом исследования данной работы является история, которая рассказывает нам, как, каким образом и за счет кого и чего джазовое искусство проникло в мировую культуру.

Предметом исследования выступили различные музыкальные течения и люди, которые способствовали развитию джаза.

Цель работы: исследование истории и распространения джаза, его необходимость существования в современной культуре.

Цель обозначала задачи, которые можно свести к следующим пунктам:

1. Рассмотреть теоретические аспекты

2. Определить роль джаза в культуре прошлых лет и современном мире

3. Выявить перспективы развития в России

Методологической  основой исследования явились: история джазового исполнительства ( В.Фейертаг, Е.Барбан и др.), джазовые опыты ( Е.Барбан), джазовая одиссея и легенды джаза ( О.Питерсон).

В ходе написания данной работы использовались следующие методы:

Теоретические – изучение и анализ джазовой культуры, использование методических пособий, авторской биографии и поддержка интернет ресурсов.

В качестве теоретической базы написания данной контрольной работы выступили работы как отечественных, так и иностранных специалистов области джаза: В.Б Фейертаг, М.М Митропольский. Так же использованы материалы интернет ресурсов на заданную тему.

Структура и объем  контрольной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития джаза

 

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур  и национальных традиций. Первоначально  он прибыл из африканских земель. Для  любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и  прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный  жанр - регтайм. Впоследствии ритмы  регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу. Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан. Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха [2].

 

    1. Новоорлеанский джаз

 

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане  в период между 1900 и 1917 годами, а также  новоорлеанских музыкантов, которые  играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и  на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также  как «Эпоха джаза». И это понятие  также используется для описания музыки, исполняемой в различные  исторические периоды представителями  новоорлеанского возрождения, стремившимися  исполнять джаз в том же самом  стиле, что и музыканты новоорлеанской школы [3].

 

    1. Развитие джаза в США в первой четверти XX века

 

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь  на северные и северо-восточные провинции  США. Но его широкому распространению  конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного  квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился  рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому  континенту. С другой стороны представления  менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений  афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву  для прихода джаза. Многие будущие  знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго  до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи. Ещё с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звёзд. Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Ещё один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создаётся стиль, получивший прозвище чикагский джаз [4].

    1. Биг-бэнды

 

Классическая, сложившаяся  форма биг-бэндов известна в джазе  с начала 1920-х годов. Эта форма  сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие  в большинство биг-бэндов как  правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки  вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое  звучание, ставшее известным как  «звуки биг-бэнда» («the big band sound»). Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров  Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт  Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли  Барнет сочинили или аранжировали и  записали на пластинки подлинный  хит-парад мелодий, которые звучали  не только по радио, но и повсюду  в танцевальных залах. Многие биг-бэнды  демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».

Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно  снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими  часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых  течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан  Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали  новые понятия в гармонии, инструментовках  и импровизационной свободе. Сегодня  биг-бенды являются стандартом в  джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций. В 2008 году на русском языке вышла каноническая книга Джорджа Саймона «Большие оркестры эпохи свинга», являющаяся по своей сути почти полной энциклопедией всех биг-бэндов золотого века с начала 20-х по 60-е годы XX века.

 

    1. Мейнстрим

 

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху  биг-бендов, когда музыку больших  оркестров на сцене стали теснить  маленькие джазовые ансамбли, свинговая  музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно  устраиваемых джемах в небольших  клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Причем это были не только те, кто  работал в качестве «сайдменов»  в больших оркестрах, такие как  Бэн Уэбстер, Коулмен Хоукинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак  Клэйтон и другие. Сами руководители биг-бэндов — Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Не принимая новаторские приёмы наступающего бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий. Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших название «комбо», в рамках которых было гораздо больше простора для импровизаций. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим, или главное течение. Некоторых из самых прекрасных исполнителей этой эпохи можно было услышать в прекрасной форме на джемах 1950-х, когда аккордная импровизация уже получила преимущественное применение по сравнению с методом раскрашивания мелодии, характерная для эпохи свинга. Вновь возникнув как свободный стиль в конце 1970-х и 1980-х, мейнстрим впитал в себя элементы кул-джаза, бибопа и хард-бопа. Термин «современный мейнстрим» или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.

 

      1. Северо-восточный джаз. Страйд

 

Хотя история джаза  и началась в Новом Орлеане  с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг  оставил Новый Орлеан, чтобы создать  новую революционную музыку в  Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого  миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию  постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял  музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая  Семёрка, но также и других, включая  таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада  из Austin High School помогла возрождению  Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты  классического джазового стиля  Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни  Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся  в конечном счёте в Нью-Йорк, создали  там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как  Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился  и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл [4].

 

      1. Стиль Канзас-сити

 

В эпоху Великой депрессии  и сухого закона, джазовая сцена  Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х  и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего  в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся  как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся  для посетителей кабачков с подпольно  продававшимся спиртным. Именно в  этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего  в Канзас-сити в оркестре Уолтера  Пэйджа и впоследствии у Бенни  Моутена. Оба этих оркестра были типичными  представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также  целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королём»  среди которых был многолетний  солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные  блюзовые «фишки» разученные им в  оркестрах Канзас-сити и составившие  впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е [3].

Информация о работе Распространение джаза