Возникновение и распространение ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории и обществознания мы узнали, что религиозные представления зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни.

Файлы: 1 файл

islam (2).docx

— 278.64 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского и водного  хозяйства Республики Узбекистан

Ташкентский институт ирригации  и мелиорации 
 
 

Самостоятельная работа

По основам духовности

На тему: «Возникновение и распространение ислама» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                 Галиева Э.Э.

Руководитель:                                      Абдуллаева С.А. 

Ташкент- 2011

Введение  

Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории и обществознания мы узнали, что религиозные представления  зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим  разнообразием. Важным этапом в истории  человечества стало появление таких  мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна  роль религии и в наши дни.

Но что вообще такое религия? И как она возникла? Нам важно это знать для  того, чтобы сделать вывод о  том, долго ли будет существовать религия, когда и при каких  условиях она исчезнет. По-моему, дать точное определение нельзя, ведь в  каждой стране люди относятся к религии  по-своему, но все же попытаюсь обобщить это понятие. Я думаю, что религия-это определенные взгляды людей и соответствующие обряды, а вот верящие дают свое понятие, по их мнению, религия- это связь человека с богом. Но как я уже сказала, у каждого свое мнение и каждый в праве думать по-своему. Сердцем религии является вера.

В мире существует много  верований, сект и церковных организаций. Это и национальные религии, и  мировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать про такую  мировую религию, как ислам.

           
 
 
 
 

1.Ислам

 Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась тем же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно–культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, мифологии, заповедях морали и т.п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины ислам, возникший сравнительно поздно, в основном ограничился заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам имеет не только свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации.

 Ислам сыграл  огромную роль в истории и  культуре не только арабов, его  первых и основных адептов,  но и всех народов ближневосточного  региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения  Африки. В результате арабского  завоевания и под прямым воздействием  ислама складывались не только  судьбы народов «исламского мира»,  но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и  морали, мифопоэтические и эпические  образы и предания, которые и  сегодня во многом определяют  их жизнь. Конечно, покоренные  арабами страны и народы сохраняли  и развивали собственные доисламские  культурные традиции, - и тем более  это относится к странам, куда  ислам проник мирным путем.  Однако на протяжении веков  почти абсолютного господства  ислама доисламские традиции  либо безвозвратно уходили в  прошлое, либо настолько преобразовывались,  исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать ее чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для всех них ислама.  

2.Возникновение ислама.

 Ислам возник  в Азии на Аравийском полуострове,  в его западной части – области  Хиджаз, в начале VII века. Он возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В Хиджазе и в смежных с ним областях Аравии происходило разложение патриархально-родового строя и формирование классового общества. В отдельных местах полуострова уже длительное время существовали рабовладельчество и работорговля, а в некоторых областях, особенно на юге, появились зачатки раннефеодальных форм эксплуатации. Уже более века в жизни арабов чувствовалось назревание значительных идейных и социальных сдвигов, перемен, получивших отражение едва ли не во всех сферах их бытия. Обострение этих процессов в немалой мере было связано с событиями, происходившими не только в самой Аравии, но и в смежных с нею странах. Дело в том, что народы обширного Аравийского полуострова, расположенного на стыке Азии, Африки и Средиземноморского бассейна, издавна были вовлечены в торговые, политические и культурные связи с близкими и далекими странами Востока и Запада. Особое значение для них в столетия, непосредственно предшествовавшие возникновению ислама, имели отношения с двумя крупнейшими государствами региона – Ираном и Византией. В свою очередь каждая из этих монархий, учитывая экономическое и стратегическое значение Аравии, стремилось установить над нею свое господство - прямое или косвенное, используя для этой цели своих саттелитов как на севере, так и на юге полуострова. Задача противодействия агрессивным намерениям соседних Ирана и Византии в немалой мере способствовала возникновению нескольких союзов арабских племен, действия которых порой становились весьма эффективными, но, как правило, сами эти союзы были не долговечными, эфемерными. Вместе с тем образование почти каждого из союзов племен, отражаясь в сфере идеологии, по условиям времени сказывалось и на их религиозных воззрениях, культе. Возникновеннию племенных объединений порой предшествовала деятельность проповедников, выступавших в роли пророков и прорицателей и широко использовавших религиозные мотивы.

 Процесс разрушения  обычаев и культов патриархально-родового  строя был весьма длительным  и протекал не одновременно  в разных областях Аравии. Их  преодоление продолжалось века  и до сих пор не всюду  может считаться полностью завершенным.

В мире насчитывается  около 1 миллиарда мусульман и, по прогнозам специалистов, в ближайшее  время их число возрастёт примерно на 30%. В нашей стране ислам исповедует около 10% верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.

Существовал и культ  единого верховного бога – отца всех богов. Его называли Аль-иллах. Был и общий культовый центр – храм в Мекке, где стояли идолы всех племенных богов и находился общий предмет почитания – Чёрный камень, упавший, согласно легенде, с неба.

        

В Мекке находился  древний центр паломничества, а  вся прилегающая местность являлась священной. Это благоприятствовало развитию торговли, но богатство, плывущее в Мекку, вызывало социальные трения.

3.Мухаммед

Основателем ислама считается пророк Мухаммед (согласно иудейской, христианской и мусульманской  религии, пророк — это человек, якобы  удостоившийся беседы с Богом  и получивший задание открыть  его волю людям).

Мухаммед – реальная историческая личность, жизненный путь его изложен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно Сунне, Мухаммед родился в Мекке  в 570 г. Рано осиротел и вынужден был  зарабатывать на жизнь, участвуя в караванных переходах.Благодаря своим способностям уже в юности стал караван-баши (начальником каравана) и прославился своим умением быстро и без потерь доставлять караваны к месту назначения. Среди своих заказчиков он приметил умную и предприимчивую женщину по имени Хадиджа и вступил с нею в брак, став солидным и уважаемым гражданином Мекки. Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.

Однако сытая, бездуховная  жизнь его не удовлетворяла, и  в возрасте 40 лет Мухаммед пережил  глубокий душевный кризис, уверовав в  то, что его предназначение не в  подобной жизни.

Уйдя в пустыню, он долго постился и молился, и  в результате ему привиделся ангел  Джебраил (Гавриил), который прочитал принесённый из рая Коран (священную  книгу мусульман) и поведал о  воле Аллаха, приказавшего Мухаммеду  проповедовать Коран людям. Естественно, он не мог ослушаться.

Вернувшись в Мекку, основатель ислама призвал возлюбить  бедных и посвятить свои жизни  служению богу. Жители Мекки отнеслись  к его новой деятельности по-разному: бедные чрезвычайно сочувственно, а  богатые резко отрицательно и  даже пытались его убить, считая опасным  бунтовщиков.

Мухаммед был вынужден, как в своё время семейство  Иисуса Христа, бежать. Он и 70 семейств, вставших на его сторону, отправились  в Медину. Это бегство (по-арабски  – “хидджа”) стало началом мусульманской эры.

В Медине к нему отнеслись  сочувственно, поскольку помнили  его как житейски мудрого человека и многоопытного караван-баши. Как нельзя кстати пришёлся он и в качестве посредника, поскольку мединцев раздирала вражда между двумя группами родов из-за раздела имущества, внешне проявлявшаяся в спорах религиозных, поскольку одни были иудеями, другие придерживались традиционных арабских верований.

Мухаммед предложил  принцип решения разногласий  и закон, регулирующий межродовые отношения (определение доли наследства при  отсутствии завещания, запрещение кровосмесительных  браков и т. д.). Большинство населения  признало справедливость предлагаемого, а поскольку Мухаммед утверждал, что он выполняет волю Аллаха, то сторонники арабской религии признали его пророком Аллаха.

Иудеев, отказавшихся подчиниться новоявленному пророку, Мухаммед частью (два рода) изгнал из Медины, а частью (мужчин третьего рода) приказал убить.

Число сторонников  новой религии росло, они стали  называться мусульманами (араб. – “желающие стать истинно верующими”), а новая вера получила наименование ислам (араб. – “покорность”). Когда у Мухаммеда собралось достаточно много людей, выяснилось, что он не забыл изгнавших его мекканцев.

Война была его ответом. После нескольких побед (в 630 г.), Мухаммед продиктовал им условия мира: признать его пророком и принять ислам. Условия были приняты. Из храма Кааба  выбросили языческие символы  и сделали главной мусульманской  святыней.

В 632 г., после смерти пророка Мухаммеда, духовным и светским главой мусульман стал назначенный  им халифом (араб. — “преемником”) его тесть Абу-Бекр, а после гибели последнего власть захватил сподвижник пророка (однако уже не родственник), а выходец из рода Омейя – Омар.

Дальнейшее распространение  ислама происходило с помощью  странствующих проповедников и  купцов, они принесли веру в Аллаха в Центральную Африку, Индию, Малайзию, Поволжье. Тактика везде была сходная: прежде всего обратить в ислам правящую верхушку и уже с её помощью влиять на местное население.

4. Аллах

          

«Аллаху акбар!» (Велик Аллах!)- призыв на молитву. «Ла иллаха илла - ллаху» (нет божества,  кроме Аллаха) -обязательно произносит правоверный. Во всех подобных выражениях есть имя мусульманского Бога - «Аллаха», это слово произошло от арабского  «илах» - божество. Священное писание ислама - Коран - это как бы прямая речь Аллаха, обращенная к людям. В исламе считается, что Аллах также бог иудеев и христиан, это он послал людям пророков Мухаммеда и Иисуса Христа, но они донесли до людей лишь часть истины.  Образ Аллаха в Коране создают его 99 «прекрасных имен», которые повторяются на протяжении всей книги: Аллах милосердный, милостивый, всевидящий, всезнающий, дающий надежду, прощающий и т.д. Правоверный обязан как можно чаще произносить эти имена и непременно несколько раз в день и вот уже 14 веков мусульманские ученые не теряют надежду найти еще одно имя бога- сотое по счету. Не все мусульмане едины в вопросе о взаимоотношении людей и Аллаха, но любой из них, восхитившись чем- либо, удивившись чему - либо или не в силах понять что - либо, скорее всего, воскликнет: «Аллах акбар!» - «Велик Аллах!»

5.Шариат

Шариат (мусульманское  право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической  энциклопедии «Шариат - свод религиозных  и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных  преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного  права». Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу божественного единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии право понимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

Информация о работе Возникновение и распространение ислама