История возникновения ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:57, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 1. Предпосылки возникновения и распространения ислама…………………. 4
2. Процесс принятия ислама различными народами…………………………..6
3. Последствия принятия ислама………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………....13
Список использованных источников…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

                Московский гуманитарно – экономический институт

                                           Тверской филиал

                       Кафедра общегуманитарных дисциплин

 

 

 

                                                        Реферат

            по  дисциплине культурология  ( включая религиоведение )

                                 История возникновения ислама

 

                                                                                                                                                                       Выполнила:                                                                                                                   студентка Э-151 ТФ  МГЭИ                                                                                                Никулина ЮлияАндреевна                                                                                                                                                                    Проверил:                                                                                                                       преподаватель  Хохлова Ю.В.     

 

                                                  Тверь 2014                                                                                          

                                                    СОДЕРЖАНИЕ        

                                                                                                                                                               Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                                                                   1. Предпосылки возникновения и распространения ислама…………………. 4                                      

2. Процесс принятия ислама различными народами…………………………..6

3. Последствия принятия ислама………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………....13

Список  использованных источников…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ                                                                Ислам –одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так  мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном понимании ислам –и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" - предавший себя Аллаху. Ислам давно привлекает мое внимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма. Нестабильность этой религии лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа. Так как в нашей стране представителями ислама являются в основном жители  Кавказа, с которым Россия долгое время воевала и воюет, то мы имеем предвзятое отношение к исламской цивилизации, не вспоминая о высокой культуре Арабских стран, которая дала великих математиков, астрономов, географов. В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться и многие страны появившиеся в период арабских завоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения. 

 

 

                                                   

                   1. Предпосылки возникновения и распространения ислама                                          Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в начале 7 века. В те времена большая часть арабов исповедовала язычество, поклонялась разнообразным божествам, камням, деревьям и т.д. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм, а иные (в основном Бахрейне и Йемене) находились под влиянием зороастризма. На Аравийском полуострове в те времена были два государственных образования: княжество Гассанидов, вассалов Византии и княжество Лахмидов - союзников сасанидского Ирана.  
После похода на Мекку эфиопского царя (этот поход упоминается в Коране в суре Слон) в 570 году и чудесного спасения мекканцев на протяжении длительного времени центральная Аравия была предоставлена сама себе. Основателем ислама считается пророк Мухаммед. В классических источниках отражено различие между исламом, исповедуемым мусульманином, и иманом, или верой мумина (верующего). В ходе изначальных войн, итогом которых явилось объединение Аравийского полуострова, подчинение себя (выражение покорности) Богу, каким бы искренним оно ни было, происходило через его представителей в миру: пророка Мухаммеда и его последователей. Таким образом основной предпосылкой возникновения и принятия ислама является фактор объединения и сплочения народа, возможность противостоять врагам и завоевательные походы. Также ислам послужил уничтожению многобожия, происходившему до его принятия. В Коране (священная книга мусульман) упоминается случай, когда группе арабов-бедуинов, утверждавших, что они уверовали, Бог сказал устами пророка: «Вы не уверовали, но говорите: «Мы покорились», ибо еще не вошла вера в ваши сердца» (Коран 49:14).                                                                                    В результате колоссальных завоеваний арабами огромных территорий во время первых походов по мере возможности проповедовался ислам. Изначально распространение ислама шло через племена. Первыми подчиняли себя «Аллаху и Пророку его» сметавшие все на своем пути бедуины. За покорностью мусульманскому пророку последует вера, за привлекательностью его божественной харизмы -убежденность. Вполне закономерно, степень такой убежденности, требующаяся от верующего, стала объектом теологических споров. Пуритански настроенные хариджи (раскольники) подходили к этому вопросу однозначно, отказывая закоренелым грешникам в праве называть себя мусульманами. Этот же пуританский подход был возрожден воинствующими группировками в наши дни, которые исключают непоследовательных, или номинальных, мусульман из уммы - всемирного сообщества верующих. Оппоненты такой позиции - мурджииты - допускали, что практически каждый мог считаться мусульманином, если он публично произносил шахаду - символ веры: «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - Посланник Его». Большинство же классических источников смотрело на эту проблему шире. Абу Ханифа, чье имя носит одна из четырех официально признанных школ ислама суннитского толка, утверждал, что «те, кто, молясь, обращаются в сторону Мекки, являются истинными верующими, и никакие их действия не могут поколебать их веру». Со временем большинство мусульман пришло к пониманию того, что ислам и иман представляют собой внутренний и внешний аспекты приверженности религии, веры и связанных с этим действий. Экзотерическое, или «внешнее», проявление веры через соблюдение ритуалов и приверженность законам шариата определяет мусульманина в окружающем его мире. Однако многие пришли к пониманию того, что истинное благочестие содержится только в эзотерическом формате веры, доступном лишь духовной элите. В отсутствие формализованной иерархии (церкви), представителей этой элиты отличало доскональное знание религиозных догматов и владение методами духовной практики, несвойственное массе верующих. Шиитское меньшинство причисляло к этой элите только духовных наследников пророка Мухаммеда и членов его семьи. Эзотерика, включающая поиск скрытых значений, или традиционных, религиозных практик, стала отличительной чертой движений, расходившихся с основной массой в вопросах религии и политики. Широко распространенная толерантность экзотерического ислама, признающая отличие ислама от имана, дала возможность возникнуть и свободно развиваться великому множеству разнообразных духовных течений. Несмотря на то, что все претенденты на политическую власть использовали религиозную символику с не меньшим удовольствием, чем их западные коллеги, рутинно обвиняя своих оппонентов в ереси, история ислама, хотя и запятнана насилием, на удивление свободна от любых форм проявления религиозной нетерпимости, ярким примером которой была испанская инквизиция. В наше время для большинства верующих мусульман характерно внутреннее чувство приверженности Аллаху, мало связанное с такими внешними императивами, как ритуал и закон. И это в значительной степени способствовало тому, что вера стала частным делом. Ни одна религия не смогла бы выжить и процветать вплоть до наших дней, как это удалось исламу, если бы она сводилась к исключительно внешним, экзотерическим, формам. Не в меньшей степени, чем другие распространенные современные религии, ислам содержит в себе широкое разнообразие концепций, символики и духовных дисциплин, которые помогают верующим сохранять свою индивидуальность и чувство причастности, контакта с Богом. Кризис, который многие мусульмане переживают в связи с необходимостью адаптироваться к реалиям современности, не является результатом негибкости, присущей их духовному миру.

Теперь мы видим, что на протяжении всей своей истории ислам  демонстрировал исключительную способность  адаптироваться к разнообразию культурных форм в «семье» Авраама, объединяющей, наряду с исламом, такие монотеистические религии Западной Азии, как иудаизм  и христианство.

                                2. Процесс принятия, история ислама

Как нам уже известно, что Мухаммед был пророком и основателем  ислама, как религии. Мухаммед родился  в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время  торговой поездки незадолго до его  рождения, и мальчик оказался под  опекой деда Абд аль-Муталлиба, главы  клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких  детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице  в семью кочевников. Мать Мухаммеда  Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Мухаммед пережил еще одно крупное  горе - смерть деда и опекуна Абд  аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб - дядя Мухаммеда и новый  глава клана Хашим. Абу Талиб  был довольно крупным торговцем  того времени, он водил караваны и  нередко брал с собой в деловые  поездки Мухаммеда. Примерно к двадцати годам Мухаммед начал вести самостоятельную  жизнь, без формальной опеки со стороны  дяди. К тому времени он уже был  довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам                                                      Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5 текст Корана). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман Коран.           Первоначально Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом, а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, признававших в нем пророка и внимательно  слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность  этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Мухаммеда - мусульман. Сам Мухаммед находился  под защитой своего клана и  его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей  обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда  Хадиджа и Абу Талиб, главой клана  Хашимов стал Абу Лахаб, который  отказал Мухаммеду в покровительстве.    Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в сентябре 622 года.  Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.             Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль - Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным камень стал позже из - за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).                                Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны. В 624г мусульмане разгромили мекканские войска при Бадре, хотя мекканцев было в 3 раза больше. В плен попало значительное количество мекканцев. В качестве выкупа Пророк потребовал у пленников обучать детей мусульман грамоте. Правда, в 625 году мекканцам удалось взять реванш при Ухуде, но воспользоваться своей победой они не смогли. Через год огромное войско мекканцев подошло к Медине, чтобы навсегда покончить с Исламом. Мусульман было в 4 раза меньше, но благодаря разумному расположению армии мусульман и фортификационным сооружениям, мекканцы не добились успеха и ушли восвояси. А в 630 году Мухаммад занял Мекку. К этому времени значительная часть Аравии была под контролем мусульман.  
Согласно преданию, Мухаммад послал письма правителям Египта, Эфиопии, Ирана и Византии, с призывом принять Ислам. Все правители приняли послов более менее почтительно, а иранский царь Хосров Парвиз в гневе растоптал это письмо, а через некоторое время после этого умер. 
К 632 году Ислам приняли практически все арабские племена. В этом году умер Пророк. 
После его смерти группа сподвижников Пророка избрала халифом (заместителем) Пророка Абу Бакра. Абу Бакр умер через два года после избрания, однако, за это время вернул к Исламу отколовшиеся арабские племена , которые говорили, что согласны подчиняться Пророку а Абу Бакру подчиняться не хотят, и начал боевые действия против Византии и Ирана, самых могущественных держав того времени. Пред смертью назначил своим преемником Омара. 
Второй халиф Омар продолжил войну против Византии и отнял у нее Сирию, Палестину, Египет, часть Магриба (Северная Африка). В то же время мусульмане нанесли тяжелые поражения сасанидской армии (Сасаниды - династия, правившая в Иране примерно 500 лет) при иракском селении Кадисии (эта битва красочно описана в Шахнаме Фирдоуси) и Нихавенде, заняли столицу Сасанидского государства Ктесифон (около Багдада), а также провинции Ирак, Хузестан, Азербайджан, Армения, Мазендаран, частично Фарс, т.е. большую часть Ирана. 
Кроме военных достижений, Омар произвел реформы и заложил основы государства, определил порядок налогообложения, установил законы. Политика Омара на покоренных территориях отличалась веротерпимостью. Например, Омар дал охранную грамоту христианам в Дамаске, которая гарантировала сохранность жизни, собственности и свободу вероисповедания и, кстати, продолжает действовать до сих пор. 
После смерти Омара халифом был избран Осман, который мало проявлял внимания к государственным делам, на важные посты назначал своих родственников Омеядов, которые любили брать взятки и грабить. В конце концов, Османа стали критиковать и, в результате бунта, он был убит мятежниками. Организаторы мятежа и убийства Османа впоследствии пытались обвинять в своем преступлении четвертого халифа Али, и заодно захватить власть, организовали мятеж, но потерпели поражение. Важным достижением Османа является составление канонического текста Корана. До этого Коран хранился в памяти некоторых людей, хафизов, которые при жизни Мухаммада выучили все аяты Корана наизусть. Но после того, как в одной из битв погибло 70 хафизов, по приказу Османа был собран весь Коран в письменном виде. Кроме этого при Османе в состав халифата вошли некоторые области Закавказья, Западного Афганистана и Магриб. 
После смерти Усмана халифом люди избрали Али бен Аби Талиба, известного своим мужеством, справедливостью и заслугами перед Исламом. Он начал бороться с коррупцией, пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов, чем вызвал негодование Омеядов (Омеяды - семейство еще с доисламских времен настроенное враждебно по отношению к Хашимитам, из которых происходили Пророк и Али). Муавия Омеяд стал также обвинять Али в том, что тот убил Османа, а также, в личных письмах, требовал отдать ему в управление Сирию, которую он получил при Османе, в обмен на мир. Али совершил поход в Сирию и в битве под Сиффином почти победил войска Муавии, но тот приказал поднять на копья свитки Корана. Битва прекратилась, однако Муавия не отказался от своих претензий, правда, теперь он хотел уже весь халифат. Сирийцы активно его поддерживали. А жители Куфы (в Ираке) столицы Али отказывались воевать, искали любой повод, чтобы уклониться от боевых действий, за что в своих письмах Али их неоднократно упрекал. В 660 году Али погиб от рук предателя. Первые четыре халифа стали известны как халифы праведного пути. После смерти Али халифом стал его сын Хасан, который счел благоразумным и полезным для населения прекратить войну и позволил Муавии прийти к власти. Скоро Хасан умер в Медине, а некоторые говорят, что он был отравлен. После смерти Муавии престол занял его сын, обделенный всеми достоинствами, Язид. Брат Хасана Хусейн был приглашен жителями Куфы, чтобы управлять ими. Но Язид узнал об этом, послал войско в Ирак. Куфийцы испугались и помогли ему в борьбе против Хусейна. В 681 году в Ираке в местечке Кербела Хусейн и его семья были окружены воинами Язида, которыми командовал некий Шимр. Чтобы не брать на себя грех за убийство внука Пророка, они всей толпой напали на Хусейна и изрубили его. Голову Хусейна Шимр доставил Язиду, который, посмеиваясь, стал тыкать в нее палкой. После гибели Хусейна у власти утвердились Омеяды. 
Эпоха с 6-ого по 12-ый век (т.е. первые столетия Ислама) считается золотым временем арабской культуры (хотя правильней говорить исламской, потому что, хотя многие труды были написаны на арабском языке, часто их авторами были аджами, т.е. не арабы). За первые три века Ислама сформировались основные религиозные школы, были сформулированы их правовые, философские, этические положения, различия между собой. Под покровительством поздних Омеядов и сменивших их Аббасидов развивалась литература, искусство, торговля, различные науки, такие как химия, медицина и география. Были сформулированы правила арабского языка (изучению языка уделялось особое внимание), составлены словари, выполнены переводы трудов греческих и римских философов, некоторых образцов индийской и иранской литературы (например, "Калила и Димна", "Сказки тысячи и одной ночи") на арабский язык.                                              

                                         3. Последствия принятия ислама

В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: «Кто ты по вере?» - отвечают арабским словом муслим: « Человек, исповедующий ислам», мусульманин. Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.                                                                                        Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммеда, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих. За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.                                                                                                                          Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда». По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. «люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь.                                              Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

Информация о работе История возникновения ислама