Распространение джаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование истории и распространения джаза, его необходимость существования в современной культуре.
Цель обозначала задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
1. Рассмотреть теоретические аспекты
2. Определить роль джаза в культуре прошлых лет и современном мире
3. Выявить перспективы развития в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЖАЗА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ………………………………………………………………...............5
1.1 Новоорлеанский джаз ……………………………………………………..….6
1.2 Развитие джаза в США в первой четверти XX века ……………................ 6
1.3 Биг-бэнды ………………………………………………………………….....8
1.4.Мейнстрим …………………………………………………………….….…..9
1.4.1 Северо-восточный джаз. Страйд ………………………………….….10
1.4.2 Стиль Канзас-сити ………………………………………………….…11
1.4.3 Джаз Западного побережья …………………………………………...11
1.5 Кул (прохладный джаз) ………………………………………….……….…12
1.6 Прогрессив-джаз ………………………………………………………….....12
1.7 Хард-боп …………………………………………………………………..…13
1.8 Ладовый (модальный) джаз ……………………………………………..….14
1.9 Соул-джаз ………………………………………………………………..…..15
1.9.1 Грув ……………………………………………………………….…....16
1.10 Фри-джаз ……………………………………………………………….…..16
1.11 Криэйтив …………………………………………………………………...17
1.12 Фьюжн ………………………………………………………………….…..18
1.13 Постбоп ………………………………………………………….…………19
1.14 Эйсид-джаз …………………………………………………………….…...20
1.15 Смуc-джаз ……………………………………………………….……….…21
1.16 Джаз-мануш …………………………………………………….………….22
Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА ……………………..……………24
2.1 Джаз в СССР и России ……………………………….……………………..24
2.2 Латиноамериканский джаз …………………………………….…………...27
2.3 Джаз в современном мире …………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..

Файлы: 1 файл

Отличная курсовая.docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

 

    1. Постбоп

 

Период постбопа охватывает музыку, исполнявшуюся джазовыми  музыкантами, которые продолжали творить  на ниве бибопа, уклоняясь от экспериментов  свободного джаза, развивавшегося в  течение того же самого периода 1960-х. Также, как и вышеназванный хард-боп, эта форма основывалась на ритмах, ансамблевой структуре и энергии  бибопа, на тех же комбинациях духовых  и на том же музыкальном репертуаре, включая использование латинских  элементов. То, что отличало музыку постбопа, заключалось в использовании  элементов фанка, грува или соул, перекроенных в духе наступившего нового времени, ознаменованного господством поп-музыки. Такие мастера, как саксофонист Хэнк Мобли, пианист Хорас Силвер, барабанщик Арт Блэйки и трубач Ли Морган фактически начали эту музыку в середине 1950-х и предвосхитили то, что теперь стало преобладающей формой джаза. Наряду с более простыми мелодиями и более проникновенным битом слушатель мог услышать здесь и следы перемешанных между собой госпела и ритм энд блюза. Этот стиль, встречавшийся с некоторыми изменениями в течение 1960-х, в определённой степени использовался для создания новых структур как композиционный элемент. Саксофонист Джо Хендерсон, пианист Маккой Тайнер и даже такой видный боппер, как Диззи Гиллеспи, создавали в этом жанре музыку, которая была и человечной, и интересной гармонически. Одним из самых значительных композиторов, появившихся в этот период был саксофонист Уэйн Шортер. Шортер пройдя школу в ансамбле Арта Блэйки, сделал в течение 1960-х записи ряда сильных альбомов под своим собственным именем. Вместе с клавишником Херби Ханкоком, Шортер помог Майлзу Дэвису создать в 1960-х квинтет (наиболее экспериментальной и очень влиятельной группой постбопа 1950-х был квинтет Дэвиса с участием Джона Колтрэйна) ставший одной из самых значительных групп в джазовой истории.

 

    1. Эйсид-джаз

 

Термин «Эйсид-джаз» или  «кислотный джаз» свободно используется применительно к весьма широкому диапазону музыки. Хотя эйсид-джаз не вполне правомочно относить к джазовым стилям, которые развивались от общего древа джазовых традиций, но его  нельзя и совершенно игнорировать при  разборе жанрового многообразия джазовой музыки. Возникнув в 1987 на британской танцевальной сцене, эйсид-джаз как музыкальный, преимущественно  инструментальный стиль сформировался  на базе фанка, с добавками избранных классических джазовых треков, хип-хопа, соул и латинского грува. Собственно этот стиль является одной из разновидностей джазового возрождения, вдохновлённого в этом случае не столько выступлениями живых ветеранов, сколько старыми записями джаза конца 1960-х и раннего джазового фанка начала 1970-х. Со временем, после завершения стадии формирования из этой музыкальной мозаики, совершено исчезла импровизация, что явилось основным предметом спора о том, является ли эйсид-джаз собственно джазом.  

К числу известных представителей эйсид-джаза относятся такие музыканты, как Jamiroquai, Incognito, Brand New Heavies, Groove Collective, Guru, Джеймс Тэйлор. Некоторые специалисты  считают, что трио Medeski, Martin & Wood, позиционирующиеся  сегодня как представители современного авангардизма, начинали свою карьеру  с эйсид-джаза.

На российской сцене этот жанр представлен многими музыкантами.

 

    1. Смуc-джаз

 

Развившийся из стиля фьюжн, смус-джаз отказался от энергичных соло и динамических кресчендо предшествующих стилей. Смус-джаз отличает прежде всего  намеренно подчёркнутая отполированность звучания. Импровизация также в значительной степени исключена из музыкального арсенала жанра. Обогащённый звуками  множества синтезаторов в соединении с ритмическими семплами глянцевый  саунд создаёт гладкую и тщательно  отполированную упаковку музыкального товара, в котором ансамблевое  созвучие имеет большее значение, чем его составные части. Это  качество также отделяет этот стиль  от других более «живых» исполнений. Инструментарий смус-джаза включает электрические клавишные инструменты, альт- или сопрано-саксофон, гитару, бас гитару и ударные. Смус-джаз возможно является наиболее коммерчески жизнеспособной формой джазовой музыки со времён эпохи  свинга. Это направление современного джаза представлено, пожалуй наиболее многочисленной армией музыкантов, включая таких «звёзд», как Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер, Ларри Карлтон, Стенли Кларк, Эл Ди Меола, Боб Джеймс, Эл Джарро, Дайана Кролл, Брэдли Лайтон, Ли Ритенур, Дейв Грузин, Джефф Лорбер, Чак Лоеб и пр.

 

    1. Джаз-мануш

 

Джаз-мануш — направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш и свинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 2. Распространение джаза

 

Джаз всегда вызывал интерес  среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его  синтез джазовых традиций с музыкой  темнокожих кубинцев в 1940-е или более  позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной  музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как  и у блестящего композитора и  лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока. Джаз постоянно впитывал и  не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники  стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста  Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой  музыки», представленной например в  творчестве группы Орегон или проекта  Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти  стали применяться новые инструменты  индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги [1].

Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских  и джазовых форм. Позднее мир узнал  саксофониста/композитора Джона  Зорна и его исследования еврейской  музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти  работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник  Джон Медески, сделавший записи с  африканским музыкантом Салифом  Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с  вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как  Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

 

2.1 Джаз в СССР  и России

 

Джаз-сцена зарождается  в СССР в 20-е годы одновременно с  её расцветом в США. Первый джаз-оркестр  в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза [6].

Важную роль в популяризации  и освоении стиля свинг сыграли  также московские коллективы 30-х  и 40-х гг. , которыми руководили Александр  Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио  п/у А. Варламова принял участие  в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся  с той поры, оказался оркестр Олега  Лундстрема. Этот широко известный  ныне биг-бэнд принадлежал к числу  немногих и лучших джазовых ансамблей  русской диаспоры, выступая в 1935—1947 гг. в Китае.

Отношение советских властей  к джазу было неоднозначным: отечественных  джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая  критика джаза как такового, в  контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время  борьбы с космополитизмом, джаз в  СССР переживал особо сложный  период, когда коллективы, исполняющие  «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии  в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории  и американской культуры Пенни Ван  Эсчен, Госдепартамент США пытался  использовать джаз в качестве идеологического  оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили  свою деятельность оркестры Эдди Рознера  и Олега Лундстрема, появились  новые составы, среди которых  выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный  оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую  плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чьё творчество вывело советский джаз на качественно  новый уровень и приблизило к  мировым образцам. Среди них Георгий  Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей  Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др. )

Многие из вышеперечисленных  мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звёзд отечественного джаза(братья Александр и Дмитрий  Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман  Мирошниченко и другие). В 70-х годах  широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в  составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70 - 80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал». Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также  собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка».

Следующая книга о джазе  вышла в СССР только в начале 1960-х  годов. Она была написана Валерием Мысовским  и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно  было получить из различных источников в то время. С этого времени  началась работа над первой энциклопедией  джаза на русском языке, которую  удалось издать только в 2001 году в  петербургском издательстве «Скифия». Энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический  справочник» была подготовлена одним  из самых авторитетных джазовых критиков Владимиром Фейертагом, насчитывала  более тысячи имён джазовых персоналий и была единодушно признана главной русскоязычной книгой о джазе. В 2008 году увидело свет второе издание энциклопедии «Джаз. Энциклопедический справочник», где джазовая история была проведена уже до XXI века, добавлены сотни редчайших фотографий, а список джазовых имён увеличен почти на четверть.

В 2009 году коллективом авторов  во главе с тем же В. Фейертагом был подготовлен и опубликован  первый российский краткий энциклопедический  справочник «Джаз в России» - единственное на сегодняшний день полное собрание джазовой российской и советской истории джаза в печатном виде - персоналии, оркестры, музыканты, журналисты, фестивали и учебные учреждения. После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодёжной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей [6].

 

2.2 Латиноамериканский  джаз

 

Соединение латинских  ритмических элементов присутствовало в джазе почти с самого начала смешения культур, зародившегося в  Новом Орлеане. Джелли Ролл Мортон говорил  про «испанские оттенки» в своих  записях середины и конца 1920-х  годов. Дюк Эллингтон и другие руководители джазовых оркестров также  использовали латинские формы. Главный (хотя не широко признанный) родоначальник  латинского джаза, трубач/аранжировщик Марио Бауса принес кубинскую  ориентацию из своей родной Гаваны в оркестр Чика Уэбба в 1930-х  годах, десятилетием позднее он внёс это направление в звучание оркестров  Дона Редмана , Флетчера Хендерсона и  Кэба Келлоуэя . Работая с трубачом Диззи Гиллеспи в оркестре Келлоуэя с конца 1930-х годов, Бауса ввёл направление, от которого уже прослеживалась прямая связь с биг-бендами Гиллеспи середины 1940-х годов. Эта «любовная интрига» Гиллеспи с латинскими музыкальными формами продолжалась до конца его продолжительной карьеры. В 1940-е годы Бауса продолжил карьеру, став музыкальным руководителем Афро-кубинского оркестра Мачито, фронтменом которого был его шурин, перкуссионист Франк Грильо по прозвищу Мачито. 1950-1960-е годы прошли под знаком продолжительного флирта джаза с латинскими ритмами, преимущественно в направление боссановы, обогатив этот синтез бразильские элементами самбы. Соединив стиль кул-джаза, развитый музыкантами Западного Побережья, европейскую классическую соразмерность и соблазнительные бразильские ритмы, босса-нова или как более правильно «бразильский джаз», получила широкую известность в США приблизительно в 1962 году [5].

Информация о работе Распространение джаза