Песенное творчество Соловьева-Седого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:30, реферат

Описание работы

Песенное творчество Соловьева-Седого органично и ярко вплелось в музыкальную летопись периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Оно явилось настоящим откровением не только для поколения людей, знающих и помнящих войну, но и вызывает интерес у молодежи, которая черпает сведения об этом времени из книг и воспоминаний уже немногочисленных очевидцев.

Файлы: 1 файл

Песенное творчество Соловьёва.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Песенное творчество  Соловьёва-Седого

 

СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ  Василий Павлович

(1907-1979)

 

Советский композитор В.П. Соловьев-Седой (настоящая фамилия - Соловьев) родился 12 (25) апреля 1907 года в Санкт-Петербурге. Он родился в простой крестьянской семье. Дед его, Павел Соловьёв, помнил крепостное право, реформу 1861 года. Отец, тоже Павел и тоже крестьянин, после службы в царской армии ушёл "в люди" - в Петербург. Долго бедствовал и брался за любую работу. Счастье улыбнулось ему, когда он устроился дворником в дом на Обводном канале. Мать композитора Анна Фёдоровна - псковская крестьянка. В Петербурге, куда она приехала на заработки, вышла замуж за Павла Соловьёва. Он работал уже старшим дворником на Невском проспекте, в доме 139, когда родился второй сын в их семье - Василий. Анна Фёдоровна знала множество русских народных песен и любила их петь. Долгое время, до переезда на Старо-Невский, она работала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. Крестьянская дочь, в юности сама служившая горничной, Вяльцева заметила музыкальность Анны Соловьевой и, искренне привязавшись к ней, готова была пристроить её в хористки. Но судьба распорядилась иначе: Анне нужно было растить детей, быть хозяйкой в семье. Да и Павел решительно противился музыкальной карьере жены. В конце концов, Анна покинула место у Вяльцевой, получив от неё в подарок граммофон и напетые ею пластинки: "Захочу - полюблю", "Ветерочек", "Гей-да тройка".

 

Любовь к пению и умение петь красиво, с душой, остались у неё  на всю жизнь. От матери да тёти Анастасии, младшей сестры отца, унаследовал Василий Павлович любовь к русской песне. На склоне лет он часто признавался: "Мне ближе крестьянская распевная песня". Его друг детства, друг всей его жизни, Александр Фёдорович Борисов - народный артист СССР, великий русский советский актёр - называл дворницкую, где собирались сослуживцы отца будущего композитора, первым музыкальным университетом.

 

Песенное творчество Соловьева-Седого органично и ярко вплелось в музыкальную летопись периода Великой Отечественной  войны и послевоенного времени. Оно явилось настоящим откровением не только для поколения людей, знающих и помнящих войну, но и вызывает интерес у молодежи, которая черпает сведения об этом времени из книг и воспоминаний уже немногочисленных очевидцев.

Жизнь композитора совпала с расцветом массовой песни на разных этапах ее развития. В детстве он слышал песни революции и гражданской войны. Они звучали повсюду и отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, задорные хлесткие частушки. Русские народные песни воспитали в будущем композиторе уважение к русскому фольклору, национальным музыкальным традициям, наложили отпечаток и расставили приоритеты во всем его творчестве.

Песня является благодатной  сферой для выражения душевного психологизма и как жанр обладает свойством «общительности». Она заняла самое почетное место в творчестве композитора, который, тем не менее, писал оперы, балеты, симфонические произведения, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам.

В 30-е гг. XX столетия из всех жанров профессионального композиторского творчества массовой песне принадлежала ведущая роль. В это время песни сочиняли все советские композиторы, особенно большое их количество создали такие композиторы как И. Дунаевский, Дм. и Дан. Покрасс, Ал. Александров, В. Захаров, А. Новиков и др. Соловьев-Седой активно дополняет эту когорту композиторов и, откликаясь на тенденцию времени, ищет собственное направление в песенном искусстве.

В годы Великой Отечественной войны  по-настоящему раскрывается самобытное песенное дарование композитора – его исповедальная лирика. Удивительно, что нечто абсолютно мирное вошло в культуру благодаря войне. На фронте возникла острая потребность именно в лирической, задушевной песне, обращенной к внутреннему миру отдельно взятого человека и Соловьев-Седой как чуткий художник, откликаясь на ситуацию времени, создает песни-монологи, песни-исповеди, песни-собеседования тесного круга друзей, песни-воспоминания. Это песни о человеческой душе в годину тяжелых испытаний. В них соединились понятия ратного подвига и душевного тепла. Назовем некоторые из них: «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде», «Соловьи»; подобных песен не существовало до войны.

Война столкнула человека с новыми реалиями. Важно было не только защитить страну, но и сохранить психическое здоровье нации, подготовить ее к восстановлению мирной жизни. Песни Соловьева-Седого в наибольшей степени способствовали успешной реализации этой задачи.

В лирической исповедальности его  песен полностью отсутствуют  уныние и сентиментальная слезливость, которые замечены даже в творчестве таких композиторов как М. Блантер («Враги сожгли родную хату») и отчасти Н. Богословский (песня-танго «Темная ночь»). На мой взгляд, главной особенностью песенной лирики Соловьва-Седого является сочетание жанрово-бытового реализма с романтизмом.

Выбор текстов для песен свидетельствует  об особой творческой психологии композитора  в отношении лирической песни, несущей  нежные, добрые, оптимистические идеи. Необходимо отметить синкретизм поэтических и музыкальных образов в песенной лирике Соловьева-Седого.

В послевоенное время наибольшую известность  в народе получили такие песни, как «Пора в путь-дорогу», «Потому что мы пилоты», «Если хочешь быть здоров» и др. Они написаны с юмором и эстрадной броскостью. Также появились популярные лирические песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (сл. А. Фатьянова), «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского), «Вечерняя песня» (сл. А. Чуркина). А «Подмосковные вечера», написанные в содружестве с поэтом М. Матусовским поют во всем мире. Эта песня стала музыкальной эмблемой России, также как и русская «Калинка».

 

В июне 1941-го Василий Павлович работал в Доме творчества композиторов на Карельском перешейке. 21-го вечером  в субботу он слушал рассказ «Если  завтра война» в чтении Тамары Давыдовой, а в воскресенье утром вместе с Иваном Дзержинским выехал в Ленинград на вечер советской песни. Навстречу сплошным потоком шли машины с людьми. Началась война. Композитор понимал, что в период тяжелых испытаний его творчество призвано помочь народу одолеть ненавистного врага — фашизм. Уже 24 июня по радио передали новую песню Соловьева-Седого «Играй, мой баян» на слова Л. Давидович. Она рассказывала о заводском парне, уходившем на фронт, на защиту Родины: «Как подругу, мы Родину любим свою...» —эти простые, душевные слова и открытая, бесконтрастная мелодия, близкая по характеру мелодиям старых фабричных песен, пришлись по сердцу слушателям.

 В то время Ленинград жил  жизнью прифронтового города. Каждый  ленинградец отдавал все силы для его защиты от наступавших захватчиков- «... Августовским вечером,— рассказывает в своей автобиографии Василий Павлович Соловьев-Седой,— вместе с другими композиторами, музыкантами, литераторами я работал в порту (они разгружали лес.— авт.). Это был чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песнь. Мы закончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. Я слушал и думал о том, что хорошо бы написать песню об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло уйти в поход. Из порта я возвратился с Александром Чуркиным, поэтом-песенником, поделился с ним своим замыслом, зажег и его. Я вернулся к себе, сел за работу, написал через два дня музыку, для которой Саша Чуркин нашел душевные слова, полные светлой грусти».

 Песня вскоре была написана, но коллеги, друзья не одобрили  ее, считая недостаточно боевой, не отвечающей требованиям военного времени. Только через полгода Соловьев-Седой, выступая на Калининском фронте в составе организованного им фронтового эстрадного театра «Ястребок», решился спеть «Вечер на рейде» бойцам в землянке, аккомпанируя себе на аккордеоне. Со второго куплета они стали подпевать. «Первый раз в жизни ощутил я эту ни с чем не сравнимую радость, когда люди поют с тобой твою песню, которую они раньше никогда не слышали. Этот случай многому меня научил. Я понял, что песня должна нести в себе такие черты, такие интонации, чтобы другим не только хотелось ее петь, а чтобы они чувствовали душевную необходимость в этом»,— рассказывал впоследствии композитор.

 Песню, адресованную морякам,  запела вскоре вся страна. Изменяя  на свой лад слова, пели «Вечер  на рейде» и летчики, и десантники, и моряки, и партизаны. Более сорока лет прошло со дня ее создания, а она живет в народе. Ее массовое распространение для самого композитора было в то время совершенно неожиданным. Можно сказать, «Вечер на рейде» открыл целую серию фронтовых, солдатских песен композитора. Каждая была им пережита, потому что он сам видел бои, в обстановке передовой узнал, каков он, советский солдат. И в течение всей жизни Василий Павлович Соловьев-Седой пел и говорил о нашем воине так, словно тот был частью души художника.

 Годы войны композитор  провел, по его собственному выражению,  «на колесах». Выезжал на фронт,  выступал в блиндажах, полевых госпиталях. Встречался с тружениками тыла, с теми, кто добывал уголь, строил танки, делал снаряды и бомбы. И продолжал писать песни. Он писал их в перерыве между фронтовыми концертами, писал окоченевшими пальцами в полуразрушенных землянках, в прошитых пулеметными очередями кузовах фронтовых грузовиков, когда от жестокой тряски карандаш выпадал из рук. Он был вместе с защитниками Родины и по праву считал себя солдатом. Песни военных лет... Он написал их более шестидесяти. Суровая сдержанность, воля к победе звучали в строевых и походных, таких, как «Уральская походная», «Песня смелых», «Над родиной грозные тучи». Исполненные драматизма «Песня мщения», «Баллада о Матросове», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?» рождали ненависть к врагу, звали на ратный подвиг. Жизнерадостная, задорная шутка — верный спутник солдата — присутствует во многих произведениях Соловьева-Седого: «Как за Камой за рекой», «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила», «Уезжал моряк из дома». Добродушный юмор был одной из черт характера самого Василия Павловича.

 Композитор большого, своеобразного лирического таланта,  Соловьев-Седой стремился общее  показать через личное. Он считал, что нельзя сужать тематику  военных песен, посвящая их  одному лишь ратному труду.  Каждый солдат, сражаясь за Отчизну, помнит о своем родительском доме, о близких, родных людях... И лирико-патриотические песни Соловьева-Седого шли навстречу людям в шинелях, как бы в доверительной дружеской беседе согревали их сердца, говорили о родном доме, о русской природе, наполняли надеждой с победой вернуться домой... «Соловьи», «Далеко родные осины», «Давно мы дома не были», «Когда песню поешь» — во всех этих известных всему народу произведениях композитор правдиво и оптимистично отразил замечательные черты русского характера — силу, мужество, человечность, широту души. «Если музыка — стенограмма чувств,— а эти чувства благородны, отражают глубокое гражданское начало, то такая музыка будет жить долго, и даже через десятилетия ей суждено нести из прошлого огонь, а не пепел». Василий Павлович говорил это о песнях революции и гражданской войны. Но то же самое можно сказать о его песнях военных лет.

 К суровой военной  поре относится первое знакомство  В. П. Соловьева-Седого с поэтом  Алексеем Фатьяновым, с которым  впоследствии долго сотрудничал и дружил. Встреча произошла в городском саду города Чкалова. К композитору, выступавшему в составе театральной бригады, подошел красивый, русоволосый солдат, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, и тут же прочитал свою песню «Гармоника», лирическую, напевную, с хорошим юмором. Песня всем понравилась, композитор и поэт договорились о скором сотрудничестве.

 В конце 1944 года  В. П. Соловьев-Седой после поездки  в освобожденный Ленинград вернулся  в Москву. И однажды утром дверь  гостиничного номера открыл военный человек, которого Василий Павлович конечно же сразу узнал. Это был Алексей Фатьянов, получивший отпуск для работы с композитором. Фатьянов привез два готовых текста, сочиненных на фронте. В то же утро Василий Павлович написал к ним музыку. «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят» — так начиналась одна из песен, ставшая впоследствии знаменитой. Первыми слушателями ее стали служащие гостиницы и генерал, живший в соседнем номере... В скором времени Алексея Фатьянова перевели в ансамбль песни и пляски Балтийского флота. Весной сорок пятого композитор и поэт вместе с певцами выехали к морякам. На дорогах войны, в восточно-прусском городе Мариенбурге, встретили они долгожданный День Победы. Война закончилась, ушла в прошлое. Но военная тема не покинула творчества Соловьева-Седого. Он завершает оперетту «Верный друг», действие которой развертывается в дни войны. Оперетта была поставлена в Москве, Ленинграде, Куйбышеве. Наиболее удачными местами в ней были близкие по характеру военной песенной лирике дуэт Катерины и Сергея, песня деда Кузьмы и «В этом поезде едут влюбленные». Примечательно, что во вступлении к III действию оперетты звучала мелодия «Соловьи».

 И песни, навеянные  встречами с фронтовыми товарищами, рожденные под впечатлением восстанавливаемого из руин родного Ленинграда, так или иначе хранят память о суровых испытаниях. Вместе с Александром Чуркиным композитор пишет песню о Ленинграде «Наш город», в которой звучит скорбь о недавних утратах. «Услышь меня, хорошая», «Стали ночи светлыми», «На лодке» (из кинофильма «Первая перчатка») обращены к теме возвращения солдата к родимому дому. Романтикой овеяны песни Соловьева-Седого о моряках и море, такие, как, например, «Матросские ночи» (на слова С. Фогельсона), «Золотые огоньки».

 Радость мирной  жизни первых послевоенных лет  нашла свое место в творчестве  композитора. Об этом свидетельствуют  написанная в стиле свободной  ритмики песня «Моя родная  сторона» и полная народного  юмора «Едет парень на телеге».  Сама жизнь заставляет Василия Павловича Соловьева-Седого задуматься о судьбе своего лирического героя. Своими размышлениями он делится с Алексеем Фатьяновым: что мог бы спеть, скажем, ветеран сражений о своих однополчанах? Композитором придумана ключевая строка: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». Но Фатьянов распорядился темой несколько иначе, сочинив текст от лица солдата, вернувшегося в родное село и мечтающего о встрече с теми, кто делил с ним тяготы военного времени. Обычно такая судьба бывает очень богата жизненными коллизиями. Это натолкнуло соавторов на мысль создать вокальный цикл из шести песен. Назвали его — «Сказ о солдате», было и другое название — «Возвращение солдата». Первая песня — «Шел солдат из далекого края» повествует о прощании воина с «чужедальней страной», которая освобождена от фашистского ига. Вторая — «Расскажите-ка, ребята» — говорит о встрече солдат, вернувшихся на родину, с деревенскими девчатами. За этой шуточной, бытовой сценкой следует «Колыбельная сыну». В четвертой песне — «Поет гармонь за Вологдой» — лирический герой, сняв солдатскую шинель, садится за рычаги трактора. Его радует мирный труд, радуют родные просторы. Широко, распевно льется эта песня. Пятое произведение цикла, ставшее потом из всех шести самым популярным,— «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». А заключает цикл плясовой финал «Величальная».

Информация о работе Песенное творчество Соловьева-Седого