Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

Различные социальные явления, окружающая среда, объем информации и знаний, влияющие на развитие современных  детей и приведение к потере интереса обучению художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в детскую школу  искусств.

Такое явление вынуждает  принимать в школу искусств всех желающих детей без учета их индивидуальных способностей.

Построение образовательного процесса по принципам устоявшихся  программ мешает нормальному развитию учащихся в современных условиях. В связи с этим очевидна в последнее  время все возрастающая роль развивающихся  методик, программ обучения, обеспечивающих активную деятельность в сфере искусств.

Детская школа искусств, призванная осуществлять задачи ранней профессиональной ориентации учащихся, должна создать  реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями  для дальнейшего получения профессионального  образования в области искусства.

Современные усовершенствованные  программы, внедряемые в образовательный  процесс учреждений художественного  образования, предусматривают изменения  содержания учебного плана. Поскольку  занятия в хоровом классе имеют  важное воспитательное и образовательное  значение для развития творческих способностей детей, необходимым является некоторое  изменение типового учебного плана  на основе авторской программы и  методики. Новый учебный план ориентирован на выявление и реализацию творческих способностей ребенка на всех этапах обучения.

Целью введения данного учебного плана в общеобразовательный процесс является: развитие музыкальных способностей детей; приобщение учащихся к высокому миру искусства и полноценное его освоение посредством эмоционально-образного обучения на начальном этапе (I-IV классы) и созданием ярких эстетических впечатлений.

Учебный план нового поколения  образовательной программы для  детской школы искусств призван  направить школу на решение таких задач, как:

1)осуществление государственной  политики гуманизации образования,  основывающейся на приоритете  свободного развития личности;

2)обеспечение условий  для вхождения ребенка в мир  искусства и освоения им выработанных  мировой культурой ценностей;

3)обеспечения условий  для сохранения и совершенствования  традиций отечественного художественного  образования;

4)создание условий для  обеспечения индивидуального подхода  к каждому учащемуся в рамках  образовательного процесса;

5)создание новых методик,  программ, учебников, пособий по  предметам нового поколения учебных  планов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

музыкального отделения  детской школы искусств

7-ми летнего обучения.

№№

Наименование предмета

Количество учебных часов в  неделю:

Экзамены

             

 

(класс)IIIIIIIVVVIVII1.Музыкальный  инструмент2222222I-VII2.Сольфеджио1,51,51,51,51,51,51,5IV-VII3.Музыкальная  литература—1,51,51,51,5VII4.Хоровой класс1,51,51,51,51,51,51,5 5.Оркестра—1,51,51,51,51,5 6.Аккомпанемент——11VII7.Инструментальный  ансамбль—-111VII8.Вокальный ансамбль1111111VII ВСЕГО:667,59101111

ПРИМЕЧАНИЕ.

  1. I, II, III, IV – следует считать младшими классами, а V, VI, VII – старшими.
  2. Количественный состав групп с I по VII классы о сольфеджио, музыкальной литературе, хоровому классу в среднем 8 человек.
  3. Помимо занятия в хоре, оркестре, ансамблях в соответствии с учебным планом 1 раз в неделю проводятся 1,5-часовые сводные занятия оркестра и отдельно старшего и младшего хоров.
  4. В пределах имеющихся средств школа может предусматривать репетиционные и факультативные подготовки общешкольных концертов и других мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса.
  5. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы  для проведения сводных занятий  оркестра, хоров (по 1,5 часа в неделю);

- концертмейстерские часы:

1)для проведения занятий  с хорами по группам в соответствии  с учебным планом и для сводных  репетиций с оркестром, хорами (по 1,5 часа в неделю);

2)для проведения занятий  по вокальному и инструментальному  ансамблям, а также для сводных  репетиций с вокальным и инструментальным  ансамблями.

 

ПРОГРАММА

«ХОРОВОЙ КЛАСС В ДЕТСКОЙ  МУЗЫКАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ И В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ».

ВВЕДЕНИЕ.

(ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА).

Хоровой класс на инструментальном и хоровом отделениях ДМШ и

ДШИ занимает важное место  в системе музыкального воспитания и имеет целью:

развивать художественный вкус детей, расширять и обогащать  их музыкальный кругозор, способствовать повышению культурного уровня;

наряду со специализацией и сольфеджио способствовать комплексному развитию всех музыкальных способностей учащихся: слуха (мелодического, гармонического, полифонического), мышления, памяти, чувства  ритма, воображения, эстетического  вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

прививать детям любовь к  хоровому искусству через грамотно подобранный репертуар, включающий произведения русской и зарубежной классики в сочетании с народными  песнями различных жанров и песнями  современных композиторов;

формировать необходимые  хоровые навыки и умения, такие  как:

- певческие навыки: дыхание,  артикуляция, дикция, звукообразование, звуковедение;

- вокальные навыки: постепенное  расширение диапазона, освоение  различных штрихов, исполнение  на различных нюансов и в  различных темпах, умение пользоваться  всеми регистрами своего голоса  – от грудного до фальцета;

- слуховые навыки: умение  держать строй, петь ансамблем;  освоение ладомелодических связей  от самых простых до ладоинтервальных; развитие метроритмического чувства;

- сочетать хоровые навыки  со знаниями музыкальной грамоты  и навыками сольфеджирования (сочетать  пение по нотам и хоровым  партитурам с пением по слуху,  что способствует развитию осознанного  исполнения музыкальных произведений  и развитию памяти);

- работать над художественным  образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального  смысла; работать над исполнительской  культурой учащихся;

- вырабатывать потребность  в систематическом коллективном  музицировании (учитывая, что хоровое  пение — наиболее доступный  вид подобной деятельности).

Всемерно используя возможности  групповых занятий,

предусмотренных учебным  планом, нельзя забывать, что хор  – это коллектив. В хоровом  коллективе должна быть создана атмосфера  творчества, взаимопомощи, ответственности  каждого за результат общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство  товарищества – именно в этом состоит  залог высоких художественных результатов  хора.

При организации учебного процесса в школе (составление расписания и др.) целесообразно руководствоваться  интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми объединенными и индивидуальными. Такой организационный принцип  будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

Занятия в хоровом классе проводятся по группам, составленным с  учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.

При организации занятий  целесообразно делить хор на три  основных состава:

- младший дошкольный: дети 5 — 7-летнего возраста;

- младший: учащиеся 2, 3, 4 классов;

- старший: учащиеся 5, 6, 7 классов.

В течение учебного года планируется  ряд творческих показов

(открытые репетиции для  родителей и преподавателей, отчетные  концерты, мероприятия по пропаганде  музыки).

За учебный год в  хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:

1) младший дошкольный –  15 -20;

2) младший – 15 — 18;

3) старший – 10 — 15.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на

основе текущих занятий  индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий; учитывается  также участие учеников в выступлениях хорового коллектива.

1. Учебный план дисциплины.

№№

Содержание

Кол-во

1.

Число недель в году

34

2.

Число часов в неделю

1,5

Всего учебных часов по дисциплине:

3.

В году

51

4.

За 4 года (начальный курс обучения)

204

5.

За 7 лет (полный курс обучения)

357


2. Тематический план  на I полугодие 1-го класса.

№№

Темы I полугодия

Текущ.


урокиКонтр. урокиОткрыт. урокиВсего1.Тема 1. Посадка хорового певца. Навыки пения  сидя, стоя. Навыки звуковедения.4—42.Тема 2. Навыки звуковедения.4—43.Тема 3. Певческое  дыхание.2—24.Тема 4. Навыки чистого интонирования2—25.Тема 5. Развитие музыкальной памяти2—26.Тема 6. Исполнение песенного материала, основанного на эмоциональной насыщенности2—27.Тема 7. Закрепление всех навыков-112 ВСЕГО  за I полугодие:161118

3. Содержание тем.

Тема 1. Обучение детей правильной посадке: положение корпуса, головы, ног. Навыки пения сидя, стоя. Показ и развитие навыков звукообразования: артикуляция, дикция.

Литература 1, 6, 7, 13, 15.

Тема 2. Развитие навыков звуковедения, естественный, свободный звук без крика и напряжения; преимущественно мягкая атака звука, округление гласных.

Литература: 2, 4, 12, 15.

Тема 3. Первоначальные представления о певческом дыхании; дыхание перед началом пения; различный характер дыхания перед началом пения – медленное, быстрое (короткое).

Литература: 9, 10, 13, 15, 16.

Тема 4. Освоение навыков чистого интонирования на слух (повторение за педагогом: а) интонирование попевок с ладовыми ощущениями в зоне темперированного строя с гармонической поддержкой; б) подстройка звуков в консонансных интервалах большой секунды и малой септимы (с гармонической поддержкой, с мелодическим подигрыванием и без него); в) в интонирование в зоне чистого строя (при гармоническом подигрывании).

Литература: 4, 10, 12, 16.

Тема 5. Развитие музыкальной памяти в упражнениях на развитие навыков, запоминания звуковысотных связей – пение песен – упражнений с игровым содержанием, песен-правил.

Литература: 12, 13, 16, 20.

Тема 6. Прослушивание, разбор и разучивание «Развивающих песен» В.Кирюшина.

Литература: 12, 14.

Тема 7. Закрепление всех полученных навыков на песенном материале.

Литература: 37, 12, 18, 19.

4. Тематический план  на II полугодие 1-го класса.

№№

Темы II полугодия

Текущ.


урокиКонтр. урокиОткрыт. урокиВсего1.Тема 1. Дальнейшее развитие навыков чистого  интонирования4—42.Тема 2. Развитие навыков 2-голосного пения4—43.Тема 3. Развитие навыков 3-голосного пения4—44.Тема 4. Пение по нотам4—45.Тема 5. Исполнение развивающего песенного материала2—26.Тема 6. Закрепление ранее освоенных  навыков-112 ВСЕГО за II полугодие:181120

5. Содержание тем.

Тема 1. Упражнения на подстройку звуков к интервалам, трезвучиям (в чистом строе) к нижним и верхним звукам.

Литература: 2, 6, 16, 17, 20.

Тема 2. Развитие навыков вычленения звуков, исполняемых в гармоническом звучании: а) в интонационных упражнениях на гармонические интервалы; б) развивающих песнях; в) в русских народных песнях.

Литература: 10, 12, 16, 17, 19.

Тема 3. Развитие навыков вычленения звуков, исполненных в гармоническом звучании: а) упражнения на трезвучия; б) развивающие песни; в) русские народные песни. Пение 3-голосных песен совместно с записями хора и под фонограмму (или аккомпанемент).

Литература: 10, 12, 16, 17, 19.

Тема 4. 1) Пение музыкально технологических упражнений на развитие голоса, слуха, мышления и памяти В.Кирюшина с обязательным исполнением под аудиозаписи В.Кирюшина; 2) Сольмизация и сольфеджирование разучиваемых песен.

Литература: 12, 13, 15, 17.

Тема 5, Слушание, разбор, разучивание и исполнение песен В.Кирюшина («Слон», «На прогулке»), Г.Струве и др.

Литература: 12, 15, 16, 17, 19, 20.

Тема 6. Закрепление всех освоенных тем в упражнениях и на песенном материале.

Литература: 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20 и др.

6. Тематический план  на год 2, 3, 4 классов.

№№

Темы на год (1 и 2 полугодие)

Текущ. уроки

Контр. уроки

Открыт. уроки

Всего

1.

Тема 1. Развитие певческого дыхания

5

-

-

5

2.

Тема 2. Развитие навыков звукообразования

4

-

-

4

3.

Тема 3. Развитие навыков звуковедения

3

-

-

3

4.

Тема 4. Развитие навыков чистого интонирования

5

-

-

5

5.

Тема 5. Развитие музыкальной памяти

3

-

-

3

6.

Тема 6. Пение по нотам

4

-

-

4

7.

Тема 7. Развит навыков 2-голосного и  многоголосного пения

5

-

-

5

8.

Тема 8. Развитие умения исполнения сложноритмических  произведений

3

-

-

3

9.

Тема 9. Развитие навыков художественного  исполнения произведений

4

-

-

4

10.

Тема 10. Закрепление ранее освоенных  навыков

-

4

2

6

 

ВСЕГО за год:

36

4

2

42

Информация о работе Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.