Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

1) нетрадиционные игровые  вокально-интонционные упражнения;

2) развивающие и обучающие  песни и технологические примеры;

3) наглядно-демонстрационные  дидактические пособия.

Исходя из опыта работы, с учетом традиционных и альтернативных методик, нами были составлены два вида игровых упражнений: а) подготовительные (на звукообразование); б) вокально-интонационные.

Так, к известным упражнениям  для артикуляционного аппарата, добавились авторские игровые тексты, вызывающие живой эмоциональный отклик в  душе 6-7-летних детей и побуждающие  их к исполнению упражнений.

В этих упражнениях дети обыгрывают стихотворный текст, зачитываемый педагогом:

  1. Упражнение на вытягивание губ:

«Надула губы Наташа –

Ей не понравилась каша».

  1. Втягивание и вытягивание губ:

«Две обезьянки играли:

Губы спрятали вначале,

А потом их показали».

  1. Широкое открывание рта:

«Рот лягушка открывает  –

Комара поймать желает».

  1. Движение нижней челюсти (боковое):

«Шалтай-болтай на стене сидит,

Шалтай-болтай с соседом  говорит:

- Здравствуй, Саша!

- Здравствуй, Маша!»

В этом упражнении дети должны, не поворачивая головы,

сдвинуть челюсть сначала  вправо, затем влево.

  1. Круговое движение губ:

«Серый Васька-кот

Ветчину жует,

Но рта не открывает,

А то ветчину потеряет».

  1. Доставание верхней губой носа:

«Ленивая Маша уж и рук  не поднимала –

Нижнею губою себе носик  чесала».

  1. В упражнении «Петушок» дети указательными пальцами рук

соединяют уголки губ, а челюсти  при этом должны быть разомкнуты:

«Видел клюв у петушка?

Ну-ка, нам всем покажи-ка!»

Следующий вид игровых  упражнений рассчитан на тренинг  голосовых связок с помощью звукоподражания:

- крик чайки: ай-ай;

- рев медведя: оа-оа;

- плач младенца: уа-уа;

- всхлип: а-а-ах! (по типу  упражнений Е.Огородного);

- шум ветра: у-у-у (с  интонированием);

- мычание коров: м-м-м  (с закрытым ртом);

- кошка шипит: ш-ш-ш;

- рык собаки: р-р-р;

- воркование голубя: ур-ур-ур;

- стрельба из пистолета:  п-п-п;

- гул трактора: др-др-др.

Часть звукоподражательных  упражнений была подсказана

самими детьми.

Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:

Педагог: — Грузовик поедет скоро,

Загудел его мотор…

Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р…

Педагог: — Помощь скорая спешит,

Ее сирена так гудит:

Дети: — У-у-уи… (с интонированием)

Педагог: — Но быстрее  всех на свете,

Обгоняя свежий ветер,

Мчусь в своей машине я, -

Не обгоните меня!…

Дети: — вокально импровизируют  на звукоподражание с интонированием.

Упражнения на дыхание:

  1. Подуй на одуванчик.
  2. Ежик пыхтит: х, х, х…
  3. Кукла хнычет: ах-ах-ах…

Для развития чистоты интонации, формирования мелодического

слуха, мы предлагаем цикл песен-упражнений, объединенных общей темой «Встречи в лесу» (см. приложение 3). Это музыкально-технологические  примеры на разучивание мелодических оборотов, в частности интонаций  мелодических интервалов с освоением  восходящих и нисходящих скачков  в мелодии, развивающих ладовое  чувство. Так, например, скачок на большую  сексту вверх воспринимается как  ступеневое соотношение в ладу от V к III с последующим движением  вниз до тоники.

Скачок на чистую кварту вверх  воспринимается как соотношение  от V ступени к тонике (тоническая кварта).Такое изучение интервалов рекомендуется Е.В.Давыдовым и  В.В.Кирюшиным.

Авторские песни-упражнения (см. приложение), отличающиеся разнообразием  ладогармонической окраски, яркими музыкальными образами, изложены в  форме коротких песен с игровым  содержанием.

Именно, учитывая особенности  детского восприятия, в работе с  начинающими мы ориентируемся на подобные упражнения, которые используются в комплексном воздействии разнообразных  видов музыкальной деятельности. Это и слушание песен, и анализирование их, и пение, и исполнение песен  с ритмическим аккомпанементом.

Все это способствует более  прочному закреплению в памяти детей  соответствующих песенных интонаций; помогает постепенной выработке  естественного легкого звучания голоса, чистоты интонирования в  пении; облегчает работу над расширением  диапазона детского голоса; помогает добиться отчетливого произношения текста песен. Так как песня запоминается в звуках, следовательно, слуховые ощущения мелодии, гармонического сопровождения  развивают музыкальный слух, чувство  ритма, музыкальную память. А запоминание  песни в воображении, создающее  определенный образ, настроение, характер песни, формирует эмоциональный  отклик на прослушанную песню, ее эстетическую оценку. Песня запоминается также  и в мышечных ощущениях голосового аппарата, что развивает навыки исполнительской  культуры.

Так, песни «Птица и птенчики», «Дракон» построены на контрастном  сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно  различать высотное соотношение  отдельных частей мелодии, развивает  умение произвольно приспосабливать  голосовой аппарат к пению  как более высоких, так и более  низких звуков. Песни о медведице, медвежатах, лягушатах, медузе побуждают  ребенка к первым попыткам чисто  интонировать звуки, различные по высоте, а также стимулируют к расширению диапазона голоса.

Таким образом песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, подготавливающие детей к преодолению различных  певческих трудностей. Например, для  различения чередования долгих и  коротких звуков, умения точно пропеть  ритмический рисунок, песни приводятся в разных размерах: 2/4, 4/4, 6/8 с чередованием различных ритмических групп  и с использованием затакта, пауз и т.д. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно могут помочь такие  песни, как «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Грустная медведица» автора. Для  детей, затрудняющихся в чистоте  интонирования мелодии или отдельных  мелодических ходов, лучшими упражнениями могут стать р.н.п. «Ежик», «Медвежата»  автора, «Колыбельная» Е. Тиличеевой. Систематическое же использование  этих и других песен-упражнений помогает педагогу сформировать устойчивые певческие  навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании  песенного материала. Песни-упражнения разучиваются с музыкальным сопровождением и без него.

Уровень индивидуального  певческого развития каждого ребенка  проверяется путем пения по фразам («цепочкой»); кроме того этот прием  способствует формированию у детей  правильного дыхания.

Под влиянием эмоций, вызываемых песнями-упражнениями с игровым  содержанием, дети стараются точно  передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в  себе данная песня.

Таким образом, песни-упражнения побуждают детей к самостоятельному пению.

В качестве домашнего задания  из предлагаемых нами песен (часть из них авторские, а часть заимствованные из различных сборников), к каждой дети дома рисуют образ, отраженный в  ней. Сначала песни разучиваются со словами, затем нотами, затем ступенями, а по ступеням транспонируются в  различные тональные (в этой работе используется «столбица» и система  ручных знаков для показа ступеней лада). Заслуга песен-упражнений заключается еще и в том, что интонации интервалов запоминаются в мышечных ощущениях голосового аппарата.

На уроках хора мы применяем  игровые распевки на «отражение»  интонации, называющиеся «Музыкальный мячик». Суть их заключается в том, что педагог поет нотами какой-либо аккорд в восходящем движении, указывая при этом на кого-то из детей группы или бросая ему в руки мяч, а  ребенок в ответ ему «отражает» голосом эту интонацию, т.е. поет тоже нотами этот же аккорд, но в обратном направлении – нисходящем.

Проработав таким образом  необходимые интонации, после дети находят их в разучиваемых произведениях, пропевая сначала отдельно, а затем  в общем контексте песен.

Такого рода игры-упражнения дают высокие результаты в развитии дыхания, чистоты интонации, дикции, артикуляции, т.к. исполняются детьми по показу педагога, с подражанием  ему, одновременно с быстрым осмыслением  того, что нужно спеть. А игровая  форма придает упражнениям элемент  заинтересованности, побуждая желание  участвовать в процессе пения.

Для развития художественно-исполнительских  способностей нами разработан ряд наглядно-демонстративных  дидактических пособий. Это карточки двух видов: а) с изображением различных  типов темпа; б) с изображением составляющих компонентов формы произведения (см. приложение 4). На уроках мы также  применяем готовые и нарисованные детьми иллюстрации к образу песен, с использованием которых осуществляется интеграция музыкального и изобразительного творчества детей (согласно программным  требованиям В. Кирюшина). На уроке  хора мы используем и карточки различных  цветов, которые подключают в мышлении цветовое восприятие. Для этого задается, например, такой вопрос: «На картине  какого цвета вы нарисовали бы содержание песни?»

Но следует отметить, что  эта работа проводится не для развития цветового слуха (синопсии), а для  дополнительных ассоциаций, обогащающих  восприятие песни.

Помимо работы по развитию вокальных навыков, мы стремимся  по типу разбора произведений, предложенного  В.Кирюшиным, развивать в детях  и эмоциональную отзывчивость на прослушанные произведения (или исполненные). Это прививает «слушательскую» (В. Кирюшин) культуру и воспитывает  в детях художественное исполнение музыкальных произведений.

Подобного рода работа по разбору  эмоционального строя произведений очень важна. Она проводится параллельно  с разбором произведений на уроках по музыкальной литературе (в разделе  «Песни»), а также по сольфеджио –  при целостном анализе музыкальных  произведений.

Это максимально развивает  музыкальную грамотность учащихся, помогает им овладеть музыкальным языком, а также подводит к пониманию  и дальнейшему художественному  исполнению более сложных для  восприятия произведений. Главным в  подобных беседах о музыкальных  сочинениях является то, что они  обостряют чувства учащихся, приводят нервную систему в возбужденное состояние, что позволяет на высоком  эмоциональном подъеме исполнять  произведения, доводить их содержание до слушателей – «будить их душу» (В. Кирюшин). Но для этого важно, чтобы  и сам педагог на уроках переживал  эмоциональный подъем. Его рассказ  о произведении не должен носить формальный характер. «Рассказывать надо просто, душевно, с большой искренностью; говорить необходимо не прописными истинами, а просто беседуя, убежденно, с верой. Лишь в этом случае воспитание, основанное на эстетическом воздействии, будет иметь отклик в душе ребенка и действительно поможет его формированию как личности».5

Для того чтобы отслеживать  результаты работы по развитию музыкальных  способностей детей, следить за качеством  их успеваемости, мы разработали и  ведем журнал диагностики развития музыкальных способностей учащихся (в частности – формирования певческих навыков), позволяющих корректировать работу в сторону достижения наилучших результатов по отношению к каждому учащемуся (см. приложение 5).

Чтобы проанализировать качество восприятия детей на основе эмоционально – образного воздействия, мы в  сотрудничестве с преподавателем ДШИ  №6 О.Е. Котовой поставили музыкальную  сказку к празднику «Посвящение  в первоклассники». За основу были взяты песни И. Лугова на стихи Н. Кончаловской о положении нот на нотном стане, скрипичном ключе, ладе, тональностях. Ученики младших и старших классов совместно с педагогами объединили песни сюжетом (продуманным совместными усилиями), самостоятельно выполнили детали театральных костюмов, декораций. Отбор солистов для исполнения главных ролей сказки проводился на конкурсной основе, что повысило ответственность детей за качество исполнения сольных номеров, остальные участвовали в хоровых сценах.

По результатам анкетирования (опрос – анкету см. в приложении 6), проведенном среди участников и зрителей музыкальной сказки после  представления, у детей было отмечено:

1. Повышение интереса к музыке:

а) 80% опрошенных смогли дать ответ о значении музыки; из них 30% отметили, что с музыкой сказка становится интереснее, потому что  музыка «помогает раскрыть образы героев» (30%), создает настроение – «дает  возможность грустить и веселиться вместе с героями» (20%), при этом 20% затруднились ответить на вопросы 4 и 5;

б) 65% детей-зрителей после  просмотра сказки изъявили желание

обучаться на музыкальном  отделении в детской школе  искусств; из них: 30% на вокально-хоровом, 20% — на фортепианном, 10% — на народном, 5% — на струнно-смычковом.

Остальные 15% захотели учиться  на хореографическом, 15% — на художественном, а 5% детей остались пассивными зрителями.

2. Стремление к самовыражению и

3. Желание участвовать в действии:

85% анкетируемых положительно  ответили на вопросы 8,9,10, из  них: 30% хотели бы быть солистами,  вокалистами, главными героями  сказки; 15% хотели бы сочинять  песни для героев сказок; 15% —  сочинять музыку к сказке; 20% —  рисовать декорации, разрабатывать  костюмы для героев сказки; 5% придумать  сюжет новой сказки.

Не проявили заинтересованности в творческом процессе создания сказки 15% зрителей.

4. Детьми было отмечено положительное действие интеграции музыки и изобразительного искусства:

75% опрошенных смогли дать  убедительные ответы на вопросы  6,7, отметив, что яркие, красочные  декорации и костюмы создают  сказочную атмосферу и вместе  с «волшебной» музыкой «переносят»  зрителей в сказку. При этом 30% участников опроса затруднились  пояснить свои ответы. Таким образом,  у 95% детей-зрителей и участников  представления действие сказки, игра героев, музыка и художественное  оформление вызвали живой, эмоциональный  отклик. Тем самым также был  осуществлен комплексный подход  к обучению и воспитанию детей  (что соответствует программным  требованиям В. Кирюшина).

Информация о работе Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.