Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

Итак, представленные выше методики – это лишь некоторая часть  того многообразия, которое существует в настоящее время. Все альтернативы по -своему оригинальны и отличаются разнообразным подходом к проблеме эмоционально-образного обучения.

2.2. Методические основы эмоционально  – образного обучения и воспитания  по системе В.В. Кирюшина.

Комплексная «Система эмоционально-образного  обучения В. Кирюшина» – это обучающая  педагогическая индустрия, максимально  обеспеченная необходимыми учебными, методическими, наглядными пособиями: это и специальная программа  обучения с методическими рекомендациями, и компьютерные программы, видео- и  аудиокассеты с записями семинаров  и уроков В.Кирюшина, и обучающие  радиоспектакли, книжки-раскраски, настольные игры, плакаты с образами к сказкам  и мифам «галерея обучающих плакатов», звучащие игрушки, одежда и обувь.

Новаторство данной системы  заключается в том, что впервые  были детально проработаны, систематизированы  и изданы учебные планы и программы  для подготовительных групп (начиная  с 4-летнего возраста) по основе слухового  и эмоционально-образного воспитания, благодаря чему процесс начального обучения детей музыке был резко  интенсифицирован (дети на первом году обучения способны усвоить теоретический  материал ДШИ, музыкального училища, ВУЗа).

Формой преподнесения  знаний стали обучающие мифы-сказки, сюжеты и образы к которым были разработаны В. Кирюшиным на базе детских фантазий – сюжетных рисунков, эмоционально-образных характеристик  музыкальных терминов, в единую систему  образов на основе мнемонического составления  слов (так кварта в детском восприятии ассоциируется с «квартирой» (панцирем) черепахи; большой мажорный септаккорд стал называться «Бо-мажор» и т.д.).

Но следует заметить, что  эмоционально-образные характеристики музыкальных терминов – это не конкретизация музыкального языка, не подмена высоких музыкальных  понятий бытовыми образами, а лишь способ помочь ребенку их понять и  освоить (осмыслить, запомнить и  применять).

Необходим «процесс культурных эмоций» (по выражению В. Кирюшина), т.к. именно через эмоциональную  сферу формируется творчески  мыслящая личность.

Педагоги –единомышленники и психологи, объединившись вокруг новаторской системы В. Кирюшина, создали «Ассоциацию эмоционально-образного  развития личности», и, систематизировав педагогические достижения В.Кирюшина в области эмоционально-образного  принципа музыкально-педагогического  воздействия на детей дошкольного  и школьного возраста, совместно  с Министерством культуры РФ в 1996 году издали «Программы для центров  развития ребенка, ДМШ, школ искусств и  дошкольных групп», рекомендованные  как альтернативные в современной  сети ДМШ (ДШИ). Аннотация к программам составлена от лица Постоянной комиссии по вопросам эмоционально-образного  развития и воспитания детей деканом  кафедры хорового дирижирования, профессором  РАМ им. Гнесиных А. Поповой.

Опираясь на психофизические  закономерности восприятия музыки детьми дошкольного и младшего школьного  возраста, В. Кирюшин и составители  программы исходили из следующих  положений:

  1. восприятие материала базируется на слуховой основе с последующим подключением сознания;
  2. накопление слуховых впечатлений происходит в связи с непосредственным восприятием всех средств музыкальной выразительности;
  3. обязательное восприятие с раннего возраста музыки различных стилей и жанров;
  4. интеграция музыкального и изобразительного искусства посредством рисунков детей, отражающих эмоциональное восприятие музыкально-теоретического материала.

Названные принципы, а также  объем материала слуховой информации диктует основной способ преподнесения  этого материала: накопление впечатлений  и ощущений с постоянным повторением  и закреплением пройденного, с доведением ощущений до уровня навыка.

Учебные пособия по сольфеджио, сборники развивающих песен и  песен-правил, содержат материал, изложенный с учетом требований «Программы В. Кирюшина»  по принципу комплексного обучения, основная задача которого — одновременное  формирование всех музыкальных способностей учащихся: слуха (мелодического, гармонического и полифонического), памяти, чувства  ритма, воссоздающего и творческого  воображения, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Это требует от педагога строить  урок таким образом, чтобы он содержал все разделы работы:

  1. вокально-интонационные упражнения;
  2. метроритмические упражнения;
  3. сольфеджирование;
  4. упражнения на развитие памяти;
  5. творческие упражнения.

В. Кирюшин считает методически  целесообразным воспитывать

весь комплекс музыкальных  способностей в систематически усложняющихся  упражнениях, поданных с активным применением  игровых и творческих форм работы.

Комплексный подход проявляется  также в том, что все теоретические  темы каждого года обучения взаимосвязаны. Так, вокально-интонационные упражнения и метроритмические упражнения подготавливают музыкально-слуховую базу для перехода к формированию навыков чтения нот  с листа, заучиванию наизусть, сочинению  и импровизации. Репертуар раздела  «Сольфеджирование» включает в себя разнообразный музыкальный материал, необходимый для воспитания активного  внутреннего слуха и эстетического  вкуса, понимания музыки разных эпох и стилей. В. Кирюшин рекомендует  проводить уроки сольфеджио 2 раза в неделю по 45 минут для всех возрастных групп.

2.2.$1. Практическое  применение системы В.В. Кирюшина  на уроках сольфеджио в детских  школах искусств.

Педагоги – последователи  В. Кирюшина, берут за основу методические принципы его системы и, творчески  переосмыслив, используют в своей  работе.

Преподаватель ДШИ №1 г. Липецка  И.В. Лутов составил сборник песен  – правил в двух частях (по типу сборника песен – правил В. Кирюшина), помогающих запоминать, осознавать, использовать и правила по музыкальной грамоте, и определенные мелодические и ритмические  обороты, встречающиеся в песнях, а также развивающих навык  чистого интонирования и умение анализировать музыкальные произведения. Сборник песен – правил И.В. Лутова пользуется популярностью среди  педагогов г. Липецка, г. Воронежа, т.к. помогает рассказать ученикам о музыке «музыкальным языком», что в значительной мере повышает активность, желание  и интерес учащихся подготовительных групп начальных классов к  пению, изучению основ музыкальной  грамоты, творческому самовыражению. Он решает и задачи комплексного обучения, рекомендованного В. Кирюшиным (примеры  из сборника см. в приложении 1).

Преподаватель ДШИ №1 г. Данкова (Липецкой области) Л.Г. Чиликина составила  авторский «Сборник ладо- интонационных  упражнений», в котором представлены по выражению автора, «все музыкальные  явления».

Автор обосновывает появление  сборника, основываясь на утверждениях психологов Э. Ротенберга и В. Бондаренко о том, что основой прочного усвоения материала является умение мобилизовать образное мышление, творческое и воссоздающее воображение; а чтобы помочь памяти, создается «мнемоническая корзинка» (связь терминов с образами в сознании учащихся – по типу мифов – сказок В. Кирюшина). Представленные автором  ладо – интонационное упражнение и призваны решать эти задачи.

Все упражнения и развивающие  песни сборника объединены сюжетом  в сказку (сюжет предлагали сами учащиеся). В песнях используются ключевые слова и ключевые интонации, встречающиеся  на протяжение всего учебного процесса. Сборник построен по принципу постоянного  повторения материала, но с варьированием (по пути усложнения). Это своего рода «Музыкальный букварь», который изучается  в течение всего года (подготовительного  или первого класса). В конце  года проводится «Праздник прощания с букварем», построенный на музыкальном  материале сборника. К сборнику прилагается  красочный наглядно – демонстрационный дидактический материал, который  наряду с песнями и упражнениями стимулирует эмоциональную отзывчивость детей. Музыкальный материал сборника прорабатывается, анализируется и  запоминается учениками в первый год обучения. В последующих же классах он повторяется: вспоминаются заученные слуховые представления, происходит осознание теоретических  понятий которые используются в  диктантах, пении, игре, т.е. с помощью  ладо – интонационных упражнений закладывается основа ладо – тонального мышления, а эмоционально-образный принцип обучения способствует развитию эмоциональной сферой ребенка.

Преподаватель ДШИ №9 г. Липецка  Т.И. Катанаева является автором  обучающей сказки о гномиках-звониках по типу мифов – сказок В. Кирюшина, построенных на эмоционально – образном принципе обучения для начального этапа  обучения (подготовительной группе или 1 класса).

Цель: через эмоционально –образное восприятие облегчить  детям дошкольного и младшего школьного возраста усвоение, осознание, запоминание музыкальных терминов и правил по музыкальной грамоте  в большем объеме, чем это предусматривается  типовой программой.

Стихотворный текст сказки заучивается постепенно: он разбит по урокам в соответствии с поурочными планами по мере необходимости прохождения  тем (текст сказки см. в приложении 2).

Формы работы над сказкой  проводятся следующие:

1.стихотворный текст заучивается  наизусть и пропевается со  словами под фонограмму (синтезатор) с целью запоминания определенных  мелодических оборотов, теоретических  понятий;

2.сольфеджирование текста  с показом ручных знаков по  системе Дж. Кервина (релятивная  система) по наглядному пособию  «Столбица с подвижной лентой».

Педагог побуждает учащегося  к самостоятельному подбору эмоциональных  характеристик всех ступеней лада, которые воспринимаются методом  целостного охвата всех семи ступеней лада с обязательным доведением каждой из них до тоники. На первом году обучения дети осваивают темп: нотное письмо, ритм в музыке, лад, гамму, тональность, интервалы и аккорды.

Положительным и ценным действием  здесь является использование красочных, профессионально выполненных дидактических  пособий в процессе изучения музыкальной  сказки (пособия: «Звон-город» – система взаимосвязи и расположения тональностей по квинтовому кругу; музыкальное лото; домино – где прорабатываются темы: интервалы, аккорды, ладовые связи и др.). Теоретический материал, поданный через эмоционально – образное восприятие музыкальной сказки о «нотках-звониках» надолго остается в памяти детей, тем самым достигается высокий уровень знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Текстовый и музыкальный  материал сказки способствует интенсификации процесса начального обучения детей  основам музыкального языка –  в соответствии с требованиями программы  В. Кирюшина. Кроме авторской сказки, Т. Катанаева использует методические и учебные пособия, разработанные  В. Кирюшиным.

Итогом изучения и развития принципа эмоционально – образного  обучения музыке, предложенного Кирюшиным, для преподавателя ДШИ №6 г. Липецка  О.Е. Котовой явилось авторское  учебно-методическое пособие для  учащихся подготовительного или  первого класса ДМШ. Это рабочая  тетрадь – раскраска для классной и домашней работы начинающим музыкантам. Она составлена с той целью, чтобы  помочь детям освоить теоретический  материал в игровой форме –  в картинках, рассказах, стихах. Программный  материал в пособии умышленно  не разбит по урокам, что дает возможность  преподавателям – теоретикам творчески  использовать предлагаемый материал в  соответствии с индивидуальными  планами работы.

В Пособии предусмотрено  «транспонирование музыки на язык изобразительного искусства» (по выражению польского  педагога Евы Липски), — т.е. решение  проблемы интеграции музыкального и  изобразительного творчества детей  в соответствии с требованиями программы  В. Кирюшина.

Задача пособия: на основе игрового метода обучения легко и  прочно привить детям навыки нотного  письма, чтения нотного текста, усвоения основных музыкальных терминов; элементарной импровизации и сочинительства. Пособие  предполагает раскрыть творческие способности  ребенка, развить наблюдательность, внимание, мышление, память и тем  самым достичь основную цель сольфеджио – подготовить ум ребенка к  исполнению музыкального материала, реализуя логическую мыслительную цепочку: «слышу, вижу – запоминаю, знаю – воспроизвожу (пою, играю, сочиняю)».

Пособие состоит из двух частей:

I часть. Темы: средства  музыкальной выразительности; нотное  письмо; ритм в музыке; движение  мелодии.

II часть. Темы: лад; тональность;  транспозиция; одноголосье, многоголосье, аккомпанемент, обращение интервалов  и аккордов.

В Приложении к пособию  даны рекомендации и примеры написания  диктантов; краткий словарь музыкальных  терминов; музыкально – дидактические  пособия и игры; музыкальные кроссворды; музыкальные сказки.

Авторское пособие О. Котовой  позволяет интенсифицировать учебный  процесс на начальной стадии обучения детей музыке; оно построено с  учетом комплексного обучения. Таким  образом О. Котова продолжает и развивает  методические принципы В. Кирюшина.

2.2.$2. Методика эмоционально  – образного обучения в вокально  – 

хоровом воспитании детской  школы искусств.

Взяв за основу методические принципы «системы эмоционально-образного  обучения В. Кирюшина», посетив занятия  педагогов г. Липецка, работающих по этой системе и проработав их авторскую  методику, мы сочли необходимым применять  и развивать методические принципы В. Кирюшина в своей работе.

В качестве педагогического  эксперимента секции теоретического отделения  ДШИ №6 г. Липецка нами была предложена собственная оригинальная методика работы с детьми по формированию певческих  навыков с позиций эмоционально-образного  обучения: через эмоции и чувства  подводить детей к овладению  певческими навыками и умениями, необходимыми для художественного исполнения музыкальных произведений.

В соответствии с программой В. Кирюшина мы осуществляем комплексный  подход к обучению пению, которое  предусматривает развитие всех компонентов  музыкальных способностей.

Для реализации комплексного метода обучения мы разработали:

Информация о работе Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.