Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть структуру деятельности учащихся ДМШ по формированию первоначальных навыков игры на домре.
Объект исследования – процесс формирования первоначальных навыков учащихся – домристов.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации деятельности учащихся, направленной на формирование первоначальных навыков игры на домре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы начального этапа обучения игре на домре…..6
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…………6
Проблема начального этапа обучения в исследованиях выдающихся дидактов и педагогов-музыкантов…………………………………………………...11
Процесс формирования игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения………………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. Организация деятельности учащихся по формированию первоначальных навыков игры на домре…………………………………………………..25
2.1. Основные направления работы по формированию игровых навыков домриста……………………………………………………………………………………25
2.2. Опытная работа………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

юля.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 Кисть правой руки  компактна. Ее четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) должны быть согнуты и находиться на одном уровне, слегка прилегая друг к другу. Нельзя чрезмерно подтягивать подушечки указанных пальцев к ладони. Внешние очертания кисти правой руки – мягкие, без острых углов.

 Соединяя работу правой  и левой рук, особое внимание следует уделять совпадению удара по струне медиатором с падением пальца на гриф.

 

 Успешность в работе  формирования начальных навыков  игры на домре зависит от  ряда условий:

  • стимулирование интереса к обучению,
  • метод эмоционального воздействия,
  • сообщение педагогом интересных фактов, связанных с историей инструмента,
  • повышение мотивации к обучению, создание ситуации успеха на уроке,
  • игровые ситуации, поддерживающие интерес к занятиям,
  • подбор материала, направленного на решение конкретной педагогической задачи,
  • частая смена видов деятельности на уроке,
  • использование наглядности.

 

Ход опытной работы

 

 Ход работы проиллюстрирован  на нескольких примерах работы  по формированию игровых навыков, от элементарных к более сложным, согласно разработанной нами структуре деятельности.

 Характеристика учащейся: Бельская Лера, возраст 7 лет, девочка  обладает хорошими музыкальными данными (слух, ритм, память). Уровень физического развития позволяет приступить к освоению домры. Не имеет дошкольной музыкальной подготовки.

 

Ознакомление с инструментом

 

Задание 1. Работа начиналась со знакомства с инструментом. Ученице рассказывалось об истории возникновения инструмента. Объяснялось строение домры, функции составных частей.

 

Задание 2. При изучении составных частей домры использовался прием наглядности. Кроме инструмента ученице было предложено изображение домры, на котором были подписаны названия составных частей. После ученица прослушала несколько произведений, исполненных на домре.

 

Формирование навыков контроля мышечных действий

 

 Задача - при активности  в одной части тела или руки  добиваться легкости либо меньшей активности в другой; воспитание двигательной культуры работы пальцев и их частей (фаланг, подушечек), овладение техникой броска и нажима.

 

 Задание 1. Ознакомление с азбукой мышечной работы.

С ученицей были проделаны следующие упражнения:

а) расслабленное состояние мышц. Пониженный тонус. Ходим по комнате «как старушка»: тяжело ступая, ссутулив плечи, опустив голову. Руки висят как плети, тяжело раскачиваясь;

б) активная мышечная свобода. Легкий тонус. Ходим «как пушинка»: легко, неслышно, но в то же время пружинисто ступая; голова приподнята, плечи слегка развернуты, руки разведены округло в стороны, как бы бережно неся две хрустальные чаши;

в) смена тонусного состояния. На счет «раз – два – три – четыре» сначала ходим «как старушка», затем на счет «раз – два – три – четыре» ходим «как пушинка»;

г) садимся на стул легко, «как пушинка», пружинисто и, главное, беззвучно, тихо (без скрипа стула). Приседая, голову и туловище не склоняем. Встаем со стула так же легко и беззвучно с поднятой головой и прямой спиной;

д) сидя на стуле, меняем тонусное состояние с активного на пассивное на счет, как в упражнении В. Кисти рук при команде сидеть «как старушка» расслабленно роняем на колени. При команде «как пушинка» легко разводим в стороны, спину распрямляем.

 

Задание 2. Задача состояла в том, чтобы ученица ощутила активность в различных частях тела и рук.

 Сидя на стуле –  расслабившись. Спина сутулая, руки расслаблены – лежат на коленях.

- Сначала спину приводим  в состояние активного тонуса  – выпрямляем.

Руки по – прежнему расслаблены.

- Разводим локти в стороны, таким образом, предплечье приводится  в состояние активности. Кисти рук продолжают расслабленно лежать на коленях.

- Приподнимаем запястья, упираясь подушечками пальцев  на ноги.

 Так последовательно  все мышцы приводятся в состояние  активности. Потом нужно вернуться  к исходному состоянию и повторить  последовательность.

 

 

 

 

Формирование правильной посадки с инструментом.

Постановка рук (без медиатора).

 

 Ученице объяснялось, как правильно сидеть с инструментом  и удерживать его. Кроме постановки, ученица осваивала гриф домры и извлекала звук приемом пиццикато.

 Задача – применить знание тонусной активности собственно к вопросам посадки и постановки рук домриста в связи с тремя моментами: эстетикой посадки, устойчивым удержанием домры и экономной работой мышц.

 

Задание 1. Упражнения включают в себя отработку техники броска и нажима, как основы рациональной работы пальцев левой руки.

 Работа над броском  пальцев включает в себя следующие  моменты:

а) готовность пальцев к работе: они не вялы, находятся в легком игровом тонусе, а также независимы друг от друга, каждым можно пошевелить в воздухе, над струнами;

б) с большим замахом рабочий палец падает на лад. Для указательного пальца этот замах будет наиболее определенным, для среднего и мизинца – небольшой, для безымянного – минимальный, что связано с особенностями работы его мышц. Специально тренировать замах безымянного пальца не следует, так как это часто приводит к профессиональному заболеванию. Удобству замаха безымянного пальца может помочь одновременны небольшой замах среднего.

 Падение рабочего пальца  на лад не должно быть пассивным, ему нужно придать ускорение. Чем стремительнее ускорение падения пальца на лад после легкого замаха, тем плотнее прижатие струны и отталкивание пальца грифом. Ускорение падения сообщает дополнительную энергию твердой подушечке пальца в преодолении сопротивления струны и вызывает отскок – отталкивание его, что снимает задачу специального расслабления пальца до исходного. После отскока – отталкивания палец остается на полуприжатой струне, не отлетая от нее. И уже в этот момент следующий рабочий палец замахивается для ускоренного падения. Каждый палец активен в броске только в момент игры, при работе любого другого из пальцев он не реагирует на активность, сохраняя легкость.

 

Задание 2. Подготовка к звукоизвлечению при помощи медиатора. Цель – научиться ощущать медиатор и управлять им. Для стимуляции интереса был использован эффект удивления. Я рассказала о том, что медиатор может быть изготовлен из панциря черепахи. Эта информация произвела на ученицу большое впечатление.

а) Кисть правой руки компактна. Ее четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) должны быть согнуты и находиться на одном уровне, слегка прилегая друг к другу. Нельзя чрезмерно подтягивать подушечки указанных пальцев к ладони. Внешние очертания кисти правой руки – мягкие, без острых углов.

б) на счет один – два прятать медиатор в ладонь, на три – четыре возвращать в исходное положение.

в) взять медиатор указательным и большим пальцами правой руки, остальные пальцы свободны. Поворачивать острую часть медиатора вокруг основания.

г) На счет один – два прятать медиатор между ногтевыми фалангами среднего и указательного пальцев, на три – четыре возвращать в исходное положение.

д) без инструмента, положив руку, удерживающую медиатор, на стол. Четко, ритмично производить движения кистью вправо –влево, скользя мизинцем и медиатором.

 

 

 

Формирование основных приемов игры  (с использованием медиатора)

 

 Ученица играет ударами вниз  и переменными ударами. Учится  координировать работу рук.

Задание 1. Извлечение звука ударом вниз на открытых струнах. Ученице предлагалось выполнять удары вниз, объяснялась работа правой руки. Педагог следил за сохранением правильного положения правой руки во время звукоизвлечения. Ученице после извлечения звука предлагалось оценить его качество и сравнить со звуком, извлеченным педагогом. Педагог одновременно с учащейся извлекает звук, это позволяет ученице наглядно уловить правильные движения рук.

 

Задание 2. Игра переменными ударами по открытым струнам. Переходя к переменным ударам, ученице предлагалось извлекать звук вниз с последующим падением медиатора на соседнюю струну (которая находится ниже) и вверх с падением на соседнюю струну. Это придает ударам равномерность – уравнивается сила ударов вниз и вверх. Руку представляем маятником, который отталкивается от соседних струн. В будущем – отдаление кисти от рабочей струны будет сводиться к минимуму, чтобы сократить холостой ход медиатора, сэкономить время.

 Здесь мы использовали  прием создания ситуации успеха. Родители, педагог и сама ученица были довольны выступлением. Это выступление очень сильно стимулировало интерес учащейся к последующему процессу обучения.

 

Освоение приема игры – тремоло

 

Задание 1. Цель – пробудить интерес к предстоящей деятельности.

Для начала ученице было предложено послушать лирическую пьесу, исполненную на домре – «Волга – реченька» обр. П. Шалова.

 Сначала музыкальное  произведение было проиграно  ровным звуком, с соблюдением  фраз, а затем неровным тремоло, переходящим в удары, не соблюдая музыкальных фраз. Сравнивая оба варианта, ученица ощутила разницу в исполнении и сумела определить, какой из них был верным. Наглядный показ произвел яркое впечатление на ученицу, она выразила желание научиться необходимому приему игры.

 

Задание 2. Цель – формирование правильной работы правой руки.

а) Правая рука лежит на столе, удерживая правильно медиатор. Ученице предлагалось представить вместо медиатора – стирательную резинку и пытаться стереть пятно на столе. Вспомнив привычное действие, ученица ровно без зажимов совершала действие.

б) Переносим действия первого упражнения на щиток домры, с последующим перемещением медиатора на струны.

 На начальном этапе  мы использовали для формирования  навыка игры тремоло мягкий  медиатор, чтобы избежать зажатий  рук учащейся.

 В дальнейшем работа  над освоенными навыками проходила в процессе разучивания пьес, которые соединяли в себе приемы – удар вниз, переменные удары и тремоло.

 

Результаты опытной работы

 

 В течение года прослеживалась  динамика формирования первоначальных игровых навыков, как на индивидуальных учебных занятиях, так и на итоговых академических концертах.

 Проанализировав годовую  деятельность учащейся, я пришла  к выводу, что у ребенка общий  уровень владения игровыми навыками  высокий. Благодаря хорошему восприятию, активности на уроке, хорошей  памяти все действия на уроках выполнялись достаточно качественно. Благодаря упражнениям, рассмотренным выше, ученица быстрее овладела своим телом и запомнила важнейшие для начала игровой деятельности ощущения – активного и пассивного тонуса.

 Состояние полной готовности организма ученицы всех указаний педагога по посадке, постановке рук и овладению основными игровыми навыками были достигнуты при активном тонусе, которому сопутствовала легкость во всем теле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начальный этап формирования игровых навыков домриста является одним из сложнейших этапов, так как закладывает фундамент дальнейшего обучения и развития. Недостаточная разработанность данного вопроса в домровой методической литературе, является серьезным препятствием для развития домрового исполнительства. Правильно сформированная основа дает возможность достичь более высокого развития исполнительской техники. Исполнителям-домристам требуются дополнительные усилия, направленные на освоение особого комплекса навыков, связанных с исполнительской техникой. Домра отличается от других народных инструментов наличием «посредника» между рукой и инструментом – звук извлекается с помощью медиатора. Эта особенность создает определенные трудности в процессе освоения инструмента.

Главной задачей исполнителя-домриста является овладение правильным звучанием инструмента, то есть качественным звукоизвлечением, которое должно сохраняться во всех видах домровой техники: ударах, тремоло, штрихах, динамике, пальцевой беглости, ровности звука.

Анализ психолого-педагогической, музыкально-методической литературы показал, что формирование игровых навыков, представляет собой сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые проявляются в освоении и развитии навыков. Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения имеет свои особенности и трудности. Основная сложность начального этапа формирования навыков заключается в возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в построении учебного процесса.

Информация о работе Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре