Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть структуру деятельности учащихся ДМШ по формированию первоначальных навыков игры на домре.
Объект исследования – процесс формирования первоначальных навыков учащихся – домристов.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации деятельности учащихся, направленной на формирование первоначальных навыков игры на домре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы начального этапа обучения игре на домре…..6
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…………6
Проблема начального этапа обучения в исследованиях выдающихся дидактов и педагогов-музыкантов…………………………………………………...11
Процесс формирования игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения………………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. Организация деятельности учащихся по формированию первоначальных навыков игры на домре…………………………………………………..25
2.1. Основные направления работы по формированию игровых навыков домриста……………………………………………………………………………………25
2.2. Опытная работа………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

юля.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Процесс формирования  игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения

 

 Навык занимает одно  из центральных мест в процессе  усвоения. Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующим навыками, рассматривается в качестве основного содержания и важнейшей задачи обучения.

 К определению навыка подходят по-разному: как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством [7, с. 144].

 Наиболее полная и  адекватная трактовка навыка  как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: « это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, не перемешивать их порядок. Сам двигательный навык – очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т.д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования» [7, с. 74].

 Согласно Н. А. Бернштейну, формирование навыка – это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы. Н. А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка.

Первый период – установление навыка – включает четыре фазы:

    1. установление ведущего уровня;
    2. определение двигательного состава движений, что может быть на уровне наблюдения и анализа движений другого человека;
    3. выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений изнутри». Эта фаза наступает как бы сразу, скачком и часто сохраняется пожизненно, хотя и относится не ко всем навыкам;
    4. переключение фоновых коррекций в низовые уровни, т.е. процесс автоматизации.

 Важно, что выработка  навыка требует времени, она должна  обеспечить точность и стандартность  всех движений.

Второй период – стабилизация навыка также распадается на фазы:

    1. срабатывание разных уровней вместе (синергетическая);
    2. стандартизация;
    3. стабилизация, обеспечивающая устойчивость к разным помехам.

 Процессы формирования  и развития навыков глубоко  индивидуальны, так как не зависят  от типа нервной деятельности  человека – от ее подвижности. Это проявляется в скорости и скоординированности процессов центральной нервной системы. Существует взаимосвязь между командами, которые отдает мозг и действиями тела по его выполнению. Скорость и точность этого процесса индивидуальна. Скорость прохождения и точность выполнения сигнала зависят от врожденных задатков (скорости нейтронных связей).

 Регуляция деятельности  двигательной системы осуществляется  центральной нервной системой, возбуждение или торможение отдельных центров которой обеспечивает сокращение или расслабление соответствующих мышц. При этом следует отметить наличие так называемого мышечного тонуса, характерного также для мышц, находящихся в состоянии покоя.

 Возбудительный и тормозной  процессы протекают по закону  иррадиации (распространения) и концентрации (сосредоточения). «Возбуждение, возникающее в любом участке коры больших полушарий, рассеивается по всей коре, охватывая ее всю целиком, но в определенных пунктах сейчас, же сопровождается тормозным процессом и вгоняется в определенные рамки». Это сказывается в мышечной системе уточнением качества и экономичностью движений.

 И. П. Павлов отмечал три основных принципа протекания возбудительного и тормозного процессов: силу, подвижность и уравновешенность их между собой. «При правильной деятельности нервно – мышечного аппарата –считал Павлов, – самым благоприятным является среднее (оптимальное) по силе и скорости протекание процессов».

 Скорость распространения  возбудительного и тормозного  процессов у разных людей различна. Скорость иррадиации всегда больше скорости концентрации, чем и объясняется трудность выработки точности и высокого качества игровых движений, зависящих от этих регулирующих свойств процесса торможения.

 Для правильной деятельности нервно-мышечного аппарата необходимо, чтобы в смене возбуждения и торможения сохранялся определенный ритм, который создает уравновешенность процессов между собой и является основой согласованности (координации) в домровом аппарате.

 При неправильных методах  работы происходит сбой в деятельности нервно-мышечного аппарата. Это объясняется непрерывным участием в движении одних и тех же групп мышц, что исключает для них смену работы и отдыха.

 В основе выполнения  движений лежит определенная  система чередующихся процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, названная И.П. Павловым «динамическим стереотипом», который получил свое название из-за способности изменяться под влиянием различных раздражителей. В процессе формирования двигательного динамического стереотипа различают три фазы.

 Первая фаза характеризуется  поступлением от анализаторов множества разнообразных раздражений в кору больших полушарий головного мозга. Вызванное ими возбуждение, не ограниченное в данной фазе торможением, широко распространяется (иррадиирует), захватывая в коре вокруг участка действия излишние, не нужные для данного движения очаги. Это отражается в мышечной системе вовлечением лишних групп мышц, что может создавать у исполнителя хаотичность и скованность движений. В этой фазе для правильного выполнения движения особенно необходимы сосредоточенность и внимание к его деталям. Движение по возможности должно осознаваться. Для этого требуется работа в медленном темпе, о чем говорят многие выдающиеся педагоги.

 Во второй фазе развивается  дифференцированное торможение, роль  которого состоит в ограничении возбуждения, благодаря чему иррадиация возбуждения сменяется его концентрацией в определенных участках коры. Этот вид торможения является результатом сознательного отношения к своему исполнению в целом и к игровым движениям в частности, что в значительной мере зависит от степени участия второй сигнальной системы в игре. Академиком И. П. Павловым было создано учение о второй сигнальной системе – физиологической базе человеческой речи, как средство, сигнализирующее обо всем, что происходит в окружающем нас мире, слова участвуют в самых разнообразных мышечных процессах, характерных для жизни людей. Эти процессы можно регулировать с помощью правильно подобранных словесных «инструкций».

Известно, что поведение человека во многом зависит от той установки, которую он получает или дает себе сам перед началом той или иной работы. При таком контроле сознания навыки уточняются, ненужные и лишние движения постепенно исчезают. Однако, закрепление навыка в этой фазе полностью еще не завершено и поэтому движения могут нарушаться, вызывая в игре срывы. Это явление наблюдается в тех случаях, когда ученик играет недоученные произведения в быстром темпе. Для второй фазы такие срывы характерны. Кроме того, на этом этапе еще неопытные учащиеся не умеют в достаточной степени расслаблять мышцы, что приводит к скованности в игре.

 Третья фаза формирования  двигательного навыка является  уже фазой стабилизации двигательного  стереотипа (Крестовников). С. Клещев  так характеризует ее: «Под влиянием управления район возбуждения суживается, окружающее торможение концентрируется в пространстве, локализуясь вблизи очага возбуждения, охватывая его узким кольцом, причем кольцо это под влиянием дальнейшего управления делается все уже и уже. В силу этого, наряду с данным двигательным актом становится возможной иная деятельность больших полушарий…».

 Сознание уже не  приковано к данному движению, и мы говорим, что данный акт  начинает совершаться автоматически. Эта автоматизация движений имеет  большое значение для фортепианной  педагогики, не только обуславливая свободу движений обеих рук, но и в пределах одной руки, обуславливая независимые движения отдельных пальцев». Это высказывание применимо и в домровой педагогике.

 При этом устанавливается  уравновешенность в возбудительном  и тормозном процессах, и появляется согласованность деятельности двигательного аппарата с другими системами организма.

 В музыкальной психологии, музыкально-исполнительский навык – это система сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, позволяя этим реализовать музыкальные знания и умения в целенаправленной деятельности. В процессе формирования навык проходит сложный путь развития: от осознания каждого элемента движения до автоматизированности всей системы движений.

 Навыки в результате  многократных повторений начинают совершаться бессознательно и автоматически. Поэтому важнейшим условием формирования и сохранения навыка являются постоянные упражнения. При их отсутствии навык, как целесообразное действие угасает, распадается и не редко остается на уровне не подкрепленных практикой знаний.

 Эффективность выработки  игровых навыков в результате  упражнений определяется многими  факторами, среди которых: правильное  распределение упражнений по  времени, понимание, осмысление обучающимися принципа, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент обучения. Эффективность формирования навыков определяется совокупным действием всех этих факторов.

 Формирование первоначальных навыков осложняется особенностями детского возраста. Учет выделенных нами в первом параграфе особенностей возрастного психического развития младших школьников влияет на успешность формирования игровых навыков.

 Для детей начального  периода обучения характерно преобладание чувственно – наглядных восприятий и представлений. Ребенок осваивает действия и движения, путем подражания, причем детское подражание характеризуется целостностью перенимаемого действия.

 Особенности формирования  навыков зависят от индивидуальности ученика, от его типа высшей нервной деятельности.

 Дети с нервной системой  подвижного типа без особого  труда перестраивают уже имеющиеся навыки и более быстро осваивают новые. О таких говорят «схватывает на лету».

 Существует и другой тип с малой подвижностью реакции. Такому ученику трудно освоить навык, повторить то, что ему показали. Для них всегда мучительна задача внесения каких-либо изменений в заученное. В этом случае прочно закрепленный навык может затруднять установление нового. Чтобы преодолеть прочную автоматизацию навыка, нужно осознать элементы, требующие переделки.

 Работая с учеником, нужно внимательно следить за  его физическим развитием, и не только за тем, как он сидит за инструментом, но и за привычными позами – за тем, как стоит, ходит, бегает, как «держит спину». Когда малыш уже сел за инструмент, контроль и внимание должны быть нацелены на выявление первых признаков какого-либо неудобства. Это внимание чрезвычайно важно для формирования правильных игровых навыков, чтобы в дальнейшем не возникали более сложные проблемы.

 Все рассмотренное  выше показывает:

1. Учебная деятельность  обучающегося есть сложный динамичный  неоднородный объект управления. Она представляет собой личностно обусловленное активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие ученика с другими учениками с учителем (преподавателем) – взаимодействие, которое должно управляться последним во всех его звеньях с разной мерой гибкости.

2. Усвоение, представляя  сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые наиболее явно проявляются в формировании и развитии навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДОМРЕ

 

2.1. Основные направления  работы по формированию игровых  навыков домриста.

 

 Музыкально-исполнительские успехи ученика в значительной степени зависят от того, как быстро он владеет рациональной постановкой и освободится от лишнего мышечного напряжения. Неправильное положение рук и «зажатие» во время игры иногда могут стать непреодолимой преградой в исполнительском развитии домриста. Особенности постановочных навыков, привитых в раннем детстве, в основном характеризуют манеру игры и взрослого музыканта.

 

Знакомство с инструментом

 

 В самом начале своего  обучения в музыкальной школе  учащийся должен получить от  педагога ясное представление  о домре как сольном и оркестровом  музыкальном инструменте, о роли  домры в профессиональных оркестрах  народных инструментов и оркестрах художественной самодеятельности.

Информация о работе Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре