Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть структуру деятельности учащихся ДМШ по формированию первоначальных навыков игры на домре.
Объект исследования – процесс формирования первоначальных навыков учащихся – домристов.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации деятельности учащихся, направленной на формирование первоначальных навыков игры на домре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы начального этапа обучения игре на домре…..6
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…………6
Проблема начального этапа обучения в исследованиях выдающихся дидактов и педагогов-музыкантов…………………………………………………...11
Процесс формирования игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения………………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. Организация деятельности учащихся по формированию первоначальных навыков игры на домре…………………………………………………..25
2.1. Основные направления работы по формированию игровых навыков домриста……………………………………………………………………………………25
2.2. Опытная работа………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

юля.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Непросто складываются и отношения первоклассников в коллективе. Дети смотрят друг на друга именно глазами учителя. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил учитель. Если учитель постоянно хвалит ребенка, он делается объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят вместе сидеть, дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка объектом нежелательного общения.

Младшие школьники испытывают сложность в изменении отношений в семье. С поступлением в школу ребенок меняет свой статус. Он уже не «дитя». Он – «ответственный человек», то есть он вступил в систему «ответственных отношений» (А.С. Макаренко), которая будет его сопровождать «всю оставшуюся жизнь». Наблюдаются так же затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению домашних заданий, в которых концентрируется его отношение. Если младший школьник в процессе обучения научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, то его поведение приобретает черты социальной реальности. Наиболее сложный этап в формировании произвольности учебной деятельности связан с постановкой ее цели, так как цель включает личное отношение ребенка к деятельности и в ее содержании можно увидеть отражение его интересов, их направленности и степени устойчивости.

Таким образом, младшие школьники имеют ряд возрастных особенностей, учет которых необходим в процессе обучения. Особенности познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления) требуют разнообразия в подаче материала. Необходима частая смена вида деятельности, благоприятная эмоциональная обстановка. Важно постоянно поддерживать интерес ребенка к занятиям; это основа качественного обучения в младшем возрасте. Младший школьный возраст является важным периодом в развитии личности ребенка. В этот период происходит процесс становления важнейших качеств личности.

 

 

 

 

 

1.2. Проблема начального  этапа обучения в исследованиях  выдающихся дидактов и педагогов – музыкантов

 

В настоящее время актуальной является проблема оптимизации, эффективности процесса начального обучения. Педагоги стремятся сделать процесс обучения интересным, содержательным для учащихся, развить их стремление к самообразованию.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является музыкальная школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание и даже идти в школу. Некоторые дети недостаточно стремятся расширить запас своих знаний, пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский (1824 – 1870).

В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.

А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться. Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Этой же точки зрения придерживается С. А. Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности. В концепции С А. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. С. А. Смирнов выделил следующие принципы организации учебной деятельности: отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона. В школе ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха. Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен организовать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.

Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю ориентироваться на успех, учитывая специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками. Душевная чуткость – это качество, которое невозможно достигнуть только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе. Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести – судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависят разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает музыкальная школа [5, с. 45].

Музыкальное обучение в классе специального инструмента имеет ощутимый результат. Во-первых, музыка становится для учащегося средством познания и отражения действительности, во-вторых, происходит овладение инструментом и учащийся получает возможность участвовать в музицировании.

Виднейшие педагоги – музыканты одним из самых трудных и ответственных считают начальный этап обучения игре на инструменте. Этот этап обучения подвергался множественным обсуждениям и исследованиям, так как именно в этот период большей частью решается вопрос о том, быть ли ребенку музыкантом.

Л. А. Баренбойм выделяет три тенденции в детской исполнительской педагогике. Первая заключается в приобретении технических навыков, вторая – слуховое воспитание и третья – воспитание ребенка путем развития его творческих способностей. Начальный этап обучения включает все эти три направления, но трудность здесь в том, что какие-то моменты ребенку не под силу, не интересны. Педагогу необходимо очень умело строить процесс обучения, чтобы случайно не отпугнуть ребенка, не лишить его интереса к занятиям [7, с. 83].

 Раскрывая основную  направленность обучения начинающих, Г. Г. Нейгауз отмечал, что учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащихся: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, и учителем игры на инструменте [28, с. 315].

Исследователи фортепианной методики (Г. М. Цыпин, С. И. Савшинский) считают, что педагог должен начинать с того, чтобы «влюбить» в себя ребенка. Привязанность к педагогу облегчает установление человеческого и творческого контактов учителя и ученика, повышает интерес ребенка к занятиям. Не завоевав любовь и доверие ребенка на начальном этапе, труднее будет вызвать эти чувства в более старшем возрасте.

Подчеркивая значение начального этапа обучения, они обращают внимание на большую ответственность педагога, работающего с детьми. Педагог детской музыкальной школы должен обладать самыми разными способностями: быть психологом, любить детей, уметь их заинтересовать, привить любовь к музыке и т. д.

Все исследователи отмечают, что на начальном этапе обучения важным является умение привлечь внимание, собрать волю. Интерес тут лучшее средство для достижения результата. Известные педагоги – музыканты считают интерес важным стимулом приобщения к музыке. Под воздействием интереса повышается результативность любой музыкальной деятельности, будь то пение, слушание музыки или исполнение на инструменте. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусства, например, в рисовании, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит результаты своей творческой работы.

 Важнейшим стимулом  для детей в процессе освоения  музыкального инструмента является результативность обучения. Видение результата труда усиливает привлекательность обучения, концентрирует внимание, стимулирует интерес, что является необходимыми условиями начального этапа обучения.

 Заинтересованность музыкой  возникает тогда, когда в классе  царит подлинно художественная атмосфера, когда педагог умеет раскрыть красоту музыкального произведения. На уроке с начинающими необходимо создать радостную приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологический комфорт, уверенность в своих силах, возможностях. Если ребенок ошибается, нужно избегать назидательных замечаний, стремиться найти неординарное решение, использовать возможности игры.

 Интерес и любовь  к музыке, также зависит от  умелого подбора репертуара, который доставлял бы детям удовольствие и возбуждал этим любовь к музыке.

 Помимо этого, исследователи  фортепианной методики подчеркивают  необходимость правильного планирования урока, особенно на начальном этапе, когда закладывается фундамент знаний и игровых навыков. На уроке ученик приобретает знания, осваивает игровые навыки и приемы самостоятельной работы. Систематизировать занятия помогают составление педагогом индивидуального плана и ведение дневника учеником.

 Воспитательная работа  ведется на занятиях, как в  классе, так и на классных вечерах и школьных мероприятиях (что более эффективно) [41, с. 73].

 Для успешной работы  необходимо хорошо спланировать  продумать урок, распределить время. Важно сразу охватить все необходимые  направления:

  • освоение элементов музыкальной грамоты;
  • развитие слуха;
  • формирование первоначальных игровых навыков;
  • привитие навыков самостоятельной работы и инициативы.

 Е. Ф. Гнесина внесла существенный вклад в развитие методики игры на фортепиано, уделив особое внимание начальному обучению. Основной задачей методики Е. Ф. Гнесиной является воспитание эмоционально-смысловой характеристики музыкальной речи у начинающих пианистов. Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость, допускаемая на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ребенка в дальнейшем процессе обучения. [13, с. 17].

 Большое внимание уделялось  воспитанию двигательной свободы  ребенка, координации и самостоятельности обеих рук.

 В начальный период  обучения нельзя торопить ученика и перепрыгивать через этапы. Начинающих необходимо развивать постепенно. Необходимо соблюдать в обучении принцип доступности, то есть не ставить непосильные задачи. Интерес ребенка к обучению активизируется при достижении какого-либо результата. Об этом идет речь во многих исследованиях.

 Таким образом, к проблеме  начального этапа обучения игре  на инструменте обращалось множество музыкантов – исследователей, каждый подчеркивал его важность. Проанализировав некоторые работы можно обобщить следующее.

 Начальный этап требует  постоянной активизации интереса, инициативности, творческого потенциала. Для этого приемлемы только доверительные отношения, уважение и благоприятная обстановка на уроке.

 Начальный этап обучения  выдвигает специфические задачи, связанные с первичным приобщением к музыкальному инструменту, закладку основ музыкальной грамотности и техники игры на музыкальном инструменте.

  • Ребенку необходимо осознавать результат своей деятельности даже на начальном этапе обучения, это порождает желание и интерес к дальнейшим занятиям.
  • Важно также правильно планировать урок. Соблюдать принцип доступности и наглядности.
  • Педагогу необходимо целостно представлять процесс начального обучения, соблюдать последовательность в подаче материала. Ответственно нужно подходить к подбору репертуара для начинающих.
  • Начальное обучение основывается на развитии музыкального мышления ученика, его слуховых представлений, на накоплении им определенного музыкального опыта.

Информация о работе Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре