Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть структуру деятельности учащихся ДМШ по формированию первоначальных навыков игры на домре.
Объект исследования – процесс формирования первоначальных навыков учащихся – домристов.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации деятельности учащихся, направленной на формирование первоначальных навыков игры на домре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы начального этапа обучения игре на домре…..6
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…………6
Проблема начального этапа обучения в исследованиях выдающихся дидактов и педагогов-музыкантов…………………………………………………...11
Процесс формирования игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения………………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. Организация деятельности учащихся по формированию первоначальных навыков игры на домре…………………………………………………..25
2.1. Основные направления работы по формированию игровых навыков домриста……………………………………………………………………………………25
2.2. Опытная работа………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

юля.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 Необходимо также ознакомить  ученика с важнейшими сведениями  о возникновении и развитии  народной инструментальной музыки  в нашей стране, рассказать ему  о лучших исполнителях на русских  народных инструментах. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его мелодические и технические возможности и обязательно указать на то, что в репертуаре домриста значительное место занимают произведения скрипичной литературы.

 

Упражнения можно подразделить на два типа:

а) кривые с отрицательным ускорением (сначала формирование навыка идет быстро, а затем все более замедляется, приближаясь к некоторому предельному уровню скорости, числа ошибок и т. д.);

б) кривые с положительным ускорением (сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее) [7, с. 111].

 В процессе выработки  навыка иногда наступает относительная  стабилизация продвижения: ученик не прогрессирует, не регрессирует – он «стоит на месте». Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы либо все это, вместе взятое, исчерпали себя. Здесь важно отметить, что формирование навыков, т.е. автоматизация действия и в то же время его свобода в описываемой ситуации, не могут быть достигнуты, если для этого учащимися не будет использована другая, новая ориентировочная основа действий.

 Навыки оказывают влияние  друг на друга – положительное  влияние ранее выработанного навыка на последующий называется переносом (трансфером), отрицательное – интерференцией. Отметим также, что перенос, являющийся внутренним механизмом научения (на основе обобщения) предполагает более целенаправленную работу преподавателя над каждым из трех основных планов обобщения, т. е. над принципом, программой и способами действия, а также над отбором учебного, тренировочного материала.

 Рассматривая распределение  упражнений во времени как  закономерность формирования навыка, можно сказать, что наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки. Затем с увеличением времени тренировки интервал между такими действиями должен также увеличиваться. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения. Следовательно, система упражнений обучающегося должна строиться с учетом этих закономерностей.

 

Посадка, постановка

 

 С первых уроков  обучения игре на домре необходимо  обратить самое серьезное внимание  на посадку и постановку. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие ребенка.

 

    1. Посадка.

 

 Посадка играющего  на музыкальном инструменте является  организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органической слитности с исполнителя с инструментом. Посадка ученика должна быть свободной, непринужденной и обеспечивающей наименьшую утомляемость при исполнении.

 Сидеть следует на  половине стула, слегка наклонившись  вперед. Левая нога ставится на  пол под прямым углом на полную ступню. Правую ногу следует положить на левую свободно, без напряжения мышц, как в обычном состоянии покоя. Не рекомендуется приподнимать правую ногу, класть ее на голень и смещать колено вправо вверх.

 Большое значение для  правильной посадки исполнителя имеет высота стула. При стандартной его высоте, в начальной стадии обучения игре на домре, нужно подкладывать под стопу левой ноги ученика дощечку или низенькую скамеечку, чтобы обеспечить правильное положение инструмента и корпуса исполнителя. Важно следить и за тем, чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника у ребенка.

 

    1. Положение инструмента

Домра имеет две основные точки удержания опоры. Корпус ее слегка прижат к грудной клетке правой ногой, на которую инструмент опирается. Третья, дополнительная, точка опоры – внутренняя сторона предплечья правой руки, положенная на нижний порожек, представляющий собой противовес грифу. Инструмент должен быть обращен к исполнителю декой и плоскостью грифа так, чтобы ему были хорошо видны все лады, струны и дека. Дека с вертикальной плоскостью образуют примерно угол от 30 до 40 градусов в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

 Головка домры должна  находиться на уровне левого плеча. Не следует чрезмерно приближать гриф к плечу или удалять его от себя. Это положение надо контролировать правильной постановкой левой руки. В последнее время некоторые педагоги для устранения скольжения инструмента по правой ноге наклеивают на нижнюю часть кузова домры, в том месте, где она опирается на ногу, небольшие полоски вельвета или замши. В некоторых случаях это приспособление может способствовать правильному положению инструмента при игре.

 

    1. Постановка правой руки

 

 Внутренняя сторона середины предплечья правой руки должна касаться нижнего овала деки, т.е. находиться на нижнем порожке инструмента, так, чтобы удары медиатора по струнам производились примерно в том месте, где кончается гриф. Такое положение руки гарантирует наиболее сочное и красочное звучание инструмента.

 После того как произведена  опора середины предплечья руки  на нижний порожек точно над  струнами, производится естественный  сгиб руки в запястном суставе. Этот сгиб является основным условием, дающим возможность свободного кистевого движения при исполнении. Предплечье при работе кисти должно оставаться на месте, а не двигаться в одном направлении с нею. Кисть не следует слишком изгибать, так как чередование ударов при игре «тремоло» становится довольно редким.

 Категорически нельзя производить опор руки на подставку или касаться струн краем ладони. Между нижней и внутренней частью сустава кисти правой руки и точками соприкосновения струн на подставке должно быть расстояние от двух до трех сантиметров. Довольно часто высота кисти над подставкой зависит от индивидуального строения кисти ученика. При движении кисти в разные стороны (вниз и вверх) предплечье будет слегка разворачиваться в противоположном направлении, что и обеспечивает свободный ход кисти, а также используется естественная сила ее тяжести.

 В начальной стадии  обучения, при постановке правой  руки, следует производить удары только вниз, причем по открытым струнам. В предлагаемом репертуарном списке есть раздел произведений, в которых используются только открытые струны. Произведение этого раздела можно применять также и при изучении тремоло.

 Кисть должна иметь  опору, а не находиться во время  исполнения на весу. Для этого  мизинец слегка разгибается в  суставе первой и второй фаланги, внешним краем ногтя скользит по панцирю и служит подвижной точкой опоры для кисти правой руки.

 Нельзя касаться панциря  суставом фаланги, это увеличивает  силу трения при игре ударами  и особенно «тремоло», а также  разгибать два пальца (имеется  в виду безымянный и мизинец), что, безусловно, будет служить препятствием при игре на третьей и четвертой струнах.

 Часто встречающаяся  ошибка у учащихся – домристов: соприкасание верхней части правой  руки с кузовом инструмента, в  конечном итоге приводящее к напряжению мышц и неправильному положению корпуса учащегося.

 Правильное владение  техникой правой руки является  одним из самых важнейших условий  роста исполнительского мастерства  и музыкального развития учащегося, поэтому на развитие техники правой руки следует обратить особое внимание в течение всего периода обучения ребенка в ДМШ.

 

    1. Постановка левой руки

 

 Плечо левой руки  должно свободно, естественно и, главное, без напряжения провисать вдоль туловища, а локоть ее, не прижимаясь к телу, несколько отводится от корпуса исполнителя. Рука сгибается в локте, и предплечье направляется в сторону шейки грифа. Гриф домры кладется на основание указательного пальца, а большой палец прикасается внутренней стороной ногтевой фаланги к противоположной стороне грифа на уровне третьего лада (при игре в первой позиции).

 Гриф не должен лежать  во впадине между большим и  указательным пальцами, это ведет  к неправильному положению пальцев, напряжению мышц руки и является  тормозом в правильном техническом  развитии учащегося. Гриф также  не должен ложиться на ладонь левой руки. Пальцы становятся на лады в полусогнутом положении, подушечкой ногтевой фаланги (молоточком). На домре играют четырьмя пальцами: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Большой палец практически почти не применяется, а если и применяется, то главным образом при игре аккордами. Схематически пальцы при игре в первой позиции располагаются следующим образом: указательный (1 палец) находится на втором ладу, средний (2 палец) – на третьем или четвертом ладу, безымянный (3 палец) – на пятом ладу, мизинец (4 палец) – на седьмом ладу. Большой палец, как было сказано выше, устанавливается на уровне третьего лада.

 Такое расположение  пальцев на грифе инструмента  сохраняется в основном при исполнении всех позиций. Прижимать струны на ладах следует только с той силой, которая необходима для извлечения ясного, чистого звука. Пальцы при исполнении не рекомендуется очень удалять друг от друга, или соединять их. Желательно придерживаться при этом точного положения пальцев в первой позиции. Зажимать гриф большим пальцем или убирать под гриф этот палец нельзя, так как это мешает точной смене позиций и нарушает работу кисти в целом.

 Педагогу необходимо  обратить самое строгое внимание  на то, чтобы ученик при обучении  игре на домре не поднимал  высоко над грифом пальцы левой руки и не убирал их под гриф. Для этого педагог обязан подобрать упражнения или этюды на «удержание» пальцев. Следует обратить самое серьезное внимание на подбор упражнений для работы самых слабых пальцев (3-го и 4-го). Нередко неправильный подбор необходимых упражнений влечет за собой крупные ошибки в техническом развитии, позиционном чутье и неправильной фразировки у учащихся. Педагогу с самого начала следует приучить ученика к точному исполнению аппликатуры в изучаемых пьесах или этюдах.

 

О координации. Работа в первой позиции.

 

 Координация (лат.) – согласование, соподчинение. Профессиональная игра  на домре немыслима без хорошо  координированных действий одной  руки с другой, поскольку игровая  деятельность на этом инструменте  направляется единой для обеих рук музыкально – двигательной установкой (в отличие от фортепиано, баяна).

 Совпадение удара по  струне медиатором с нажатием  струны пальцем левой руки (особенно в быстром темпе) является одной из основных сложностей в процессе освоения домры.

 Большое значение для хорошо координированной игры имеет наличие активной внутренней настройки на исполнение в определенном метре с жестким внутренним ощущением пульсации долей. Такая настроенность слуха и даже всего организма играющего будут воздействовать активно на достижение согласованности действий обеих рук. С точки зрения технологии игровых движений причина плохой координации часто кроется в расслабленности падения пальцев левой руки на лад. Необходимо развивать «ритмическое» чувство в пальцах левой руки, для чего полезно любое упражнение, этюд, технический эпизод поиграть четкими ритмичными бросками пальцев «беззвучно», без участия правой руки.

 Совпадение импульсов  – моментов нажатия пальцев  и атаки медиатора – необходимейшее  условие достижения четкости в игре и правильности работы в медленном темпе. Слуховой контроль в этом случае должен быть нацелен не на анализ качества звука, а на ощущение ритмического импульса при строгой синхронности работы правой и левой рук.

 

Штрихи – приемы игры

 

 В процессе обучения  в музыкальной школе учащиеся  должны освоить различные штрихи  – приемы игры на домре.

 

Удар в одну сторону (вниз)

 

 Удар в одну сторону (вниз) по струне осуществляется  следующим образом : кисть производит «замах на удар» вверх (к себе), затем естественным падением, используя силу тяжести в сочетании с активным движением, производит удар. Для каждого удара нужен самостоятельный замах. Следует избегать упора (нажима) медиатора на струну, после которого производится не удар, а толчок.

 Удары вниз лучше отрабатывать на открытых струнах «ля» и «ре», т.е. на второй и третьей. При изучении удара вниз следует избегать игры на первой и четвертой струнах. Удар вниз используется при игре в умеренном темпе и обозначается в печатных изданиях «П» или «V».

 

 

 

Удары в разные стороны

 

Удары в разные стороны – это равномерное чередование ударов медиатора по струне с одинаковой силой вниз и вверх (один удар на каждую ноту). Движение кисти при игре ударами в обе стороны производятся так же, как при игре «тремоло», но в более медленном темпе, без четкой фиксации в крайних точках амплитуды колебания кисти. Этот штрих имеет несколько разновидностей и используется в зависимости и в соответствии с метроритмом изучаемого музыкального произведения.

 Удары в разные стороны являются одним из основных приемов игры, применяющихся главным образом при исполнении произведений, не имеющих певучего, кантиленного характера.

Информация о работе Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре