Тест по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:59, тест

Описание работы

1. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. a) Анафора
2. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. a) Градация

Файлы: 1 файл

Рус. яз прав.тест.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

b) употребление слов языка с неправильным ударением 
c) речь малообразованных людей 
d) речь, используемая различными социальными группами людей

 

14. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются… 
a) профессионализмами  
b) клише и штампами 
c) просторечием 
d) тропами

15. Принятые в языковой  практике образованных людей  правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это… 
a) литературная норма  
b) язык научного стиля 
c) язык художественной литературы 
d) разговорная речь

16. Русский язык –  это система… 
a) универсальная, естественная, знаковая  
b) универсальная, искусственная 
c) универсальная, искусственная, знаковая 
d) искусственная, знаковая

17. Просторечие – это… 
a) местный народный говор  
b) устная речь необразованных людей 
c) условный язык обособленной группы 
d) устная речь

18. Высшей формой национального языка является… 
a) литературный язык  
b) территориальный диалект 
c) общенародный язык 
d) социальный диалект

19. Функциональные стили  отражают… 
a) определенные профессиональные сферы общения

b) языковой портрет автора текста 
c) языковую политику общества 
d) темы и ситуации общения

 

20. Спонтанная литературная  речь, реализуемая в неофициальных  ситуациях при непосредственном  участии говорящих, называется: 
a) разговорная речь 
b) просторечие 
c) деловая беседа 
d) ораторская речь

 

Тест 40. Тип связи в тексте

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Слово лето в древние времена означало «год». 
Б. В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах летопись, то есть запись событий по годам, и летосчисление. 
В. Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, как земледельцев и скотоводов, было лето, на которое приходились наиболее важные работы, обеспечивающие материальное благополучие на целый год. 
Г. В старом значении слово лето в настоящее время употребляется только в родительном падеже множественного числа в сочетании с числительными, начиная с пяти, а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет. 
a) А, В, Б, Г; последовательная  
b) А, Б, В, Г; параллельная 
c) В, А, Г, Б, параллельная 
d) А, Г, В, Б, последовательная

2. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем. 
Б. Уже в ранних стихах начала складываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. 
В. Это, бесспорно, верный критерий подлинности и силы поэтического мастерства. 
Г. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей иннтонации. 
a) А, Г, В, Б; последовательная 
b) Б, В, Г, А, параллельная 
c) А, Б, В, Г; последовательная 
d) Г,Б,А,В, параллельная

3. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и духовной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству. 
Б. Нельзя забывать, что в старину многие люди считали божьим наказанием не бедность, а богатство. 
В. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала. 
Г. Гордились не богатством, а умом и смекалкой. 
a) Б, А, Г, В; последовательная  
b) Б, Г, В, А, параллельная 
c) Г, В, А, Б, параллельная 
d) А, Б, В, Г; последовательная

4. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений. 
 
А. Холмы уже прогрелись под солнцем. 
Б. На них рыжеет прошлогодняя трава. 
В. И дымки эти ползут по влажной земле. 
Г. Или это сама земля, только что оттаявшая, дышит сизоватым паром, похожим на дымки? 
 
А под холмами кое-где до времени не растоплены пёстрые островки снега, но рядом с ними уже пыхтят тракторы, постреливая сизыми дымками. 
a) между Б и В; последовательная 
b) после Г, параллельная 
c) между В и Г, параллельная 
d) между А и Б; последовательная

5. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений. 
 
А. Мёд – старинный сладкий напиток из меда с водой, пряностями и с добавлением хмеля. 
Б. Мёд и пиво были традиционными ритуальными праздничными напитками Древней Руси. 
В. Выражение: «И я там был, мёд, пиво пил», - представляет собой финальную формулу русских народных сказок, которые часто кончаются свадебными пиром. 
Г. Сказка в этом случае обычно заканчивается так: «Я на том пиру был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». 
 
Выражение употребляется, когда шутливо говорят о присутствии на каком-либо праздничном угощении. 
a) после Г; последовательная 
b) между А и Б; параллельная 
c) между Б и В, последовательная 
d) между В и Г, параллельная

6. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений. 
 
А. Лексика – это весь словарный запас языка, в переводе с греческого «лексис» означает – слово, выражение. 
Б. В современном русском языке более 150 тысяч слов. 
В. Затем – научные термины, специфические слова моряков, спортсменов, музыкантов. 
Г. Их около 10 тысяч. 
 
Плюс иностранные слова, которыми мы часто пользуемся, их 30 тысяч. 
a) между Б и В, последовательная 
b) между А и Б, параллельная 
c) между В и Г, последовательная 
d) после Г, параллельная

7. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений. 
 
А. Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. 
Б. Первые иконы были привезены готовыми. 
В. В числе их икона «Владимирская Божья Матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. 
Г. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука. 
 
Это бесспорно. 
a) между А и Б, параллельная  
b) между Б и В, последовательная 
c) между В и Г, параллельная 
d) после Г, последовательная

8. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Имена людей – часть истории народа. 
Б. Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей. 
В. Ученые установили, что в именах людей отражаются быт, верования, чаяния, фантазия, художественное творчество народов, их исторические связи. 
Г. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить. 
a) А, В, Б, Г, последовательная  
b) Г, А, В, Б, параллельная 
c) А, Г, Б, В, последовательная 
d) А, Б, В, Г, параллельная

9. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Русский язык принес нам из далеких времен редкий подарок – «Слово о полку Игореве» – его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей. 
Б. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова; рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова. 
В. Он был главным и праздничным, ласковым и разящим. 
Г. Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека. 
a) А, Б, В, Г, последовательная  
b) В, Б, А, Г, параллельная 
c) Б, В, А,Г, параллельная и последовательная 
d) А, Г, В, Б последовательная и параллельная

10. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек в свою нынешнюю высоту. 
Б. Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации. 
В. Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. 
Г. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. 
a) Б, А, В, Г, параллельная 
b) А, Б, В, Г, последовательная 
c) В, А, Г, Б, последовательная 
d) Г, А, Б, В, параллельная

11. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. 
Б. И чем древнее поселок, улица или река, тем тайна глубже. 
В. В любом названии места скрывается тайна. 
Г. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называли: Сосновка, Осиповка, Дубовка, Березовка. 
a) В, Б, А, Г, последовательная 
b) А, Б, В, Г, параллельная 
c) Б, А, В, Г, параллельная 
d) А, Б, Г, В, последовательная

12. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Эти языки, можно сказать, братья. 
Б. Они потомки древнерусского языка, на котором говорили в Киевской Руси. 
В. Многие знают, насколько похожи и грамматикой, и словарем русский, украинский и белорусский языки. 
Г. Известно, что между языками существует родство. 
a) Г, В, А, Б, последовательная  
b) В, Г, А, Б, параллельная 
c) Г, А, Б, В, последовательная 
d) Б, А, Г, В, параллельная

13. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. 
Б. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. 
В. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. 
Г. Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба драгоценного жидкого минерала. 
a) Г, Б, А, В, последовательная  
b) Б, В, А, Г, последовательная 
c) В, Б, Г, А, параллельная 
d) А, Б, В, Г, параллельная

14. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений. 
 
А. В литературе, как известно, всегда самой близкой стороной жизни были страдания  людей, трагедия их существования на Земле. 
Б. Источником трагедии всегда являлись отношения между людьми, личностные, общественные, столь сильно выраженные Шекспиром, а в русской литературе, безусловно, Достоевским. 
В. Но вот в конце XX века выявилась совершенно другая сфера и причина глобальной трагедии – в отношениях между человеком и природой. 
Г. Новизна, неожиданность этой трагедии застала литературу врасплох, она оказалась неподготовленной к новой роли. 
 
Литература все еще не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира. 
a) после Г, последовательная  
b) между В и Г, параллельная 
c) между А и Б, параллельная 
d) между Б и В, последовательная

15. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений. 
 
А. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? 
Б. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. 
В. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. 
Г. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. 
 
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. 
a) между А и Б, последовательная  
b) после Г, параллельная 
c) между Б и А, параллельная 
d) между В и Г, последовательная

16. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Он многократно издавался и переиздавался. 
Б. Только при жизни учёного справочник был издан восемь раз. 
В. А к началу 21-го века ожеговский словарь выдержал уже двадцать восемь изданий! 
Г. «Словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова вышел в свет в 1949 году. 
a) Г, А, Б, В, последовательная  
b) В, Г, Б, А, последовательная 
c) Г, В, Б, А. последовательная 
d) А, Б, В, Г, параллельная

17. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Никогда не были так шумны московские улицы, как тогда. 
Б. До поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике, горланили. 
В. «Татьянин день» 12 января старого стиля был студенческим праздником в Московском университете. 
Г. И полиция в этот день студентов не арестовывала. 
a) В, А, Б, Г, последовательная  
b) А, Б, В, Г, параллельная 
c) А, Б, Г, В, последовательная 
d) Б, Г, А, В, параллельная

18. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. История средних веков начинается по обыкновенному построению падением Западной Римской империи и оканчивается или открытием Америки, или Реформацией. 
Б. Переходы от одной жизни к другой совершаются постепенно и медленно и составляют поучительные эпохи в истории. 
В. Но разделять таким образом историю – значит резать ее по живому. 
Г. Одним годом нельзя отделить древний мир от среднего. 
a) А, В, Г, Б, последовательная 
b) А, В, Г, Б, параллельная 
c) Б, А, В, Г, последовательная 
d) А, Г, В, Б, параллельная

19. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. 
 
А. Мы подошли к такому рубежу, когда неупорядоченная стихийность заводит в тупик. 
Б. Речь идет о сотрудничестве, которую было бы точнее назвать «сотворчеством». 
В. И мировому сообществу предстоит научиться формировать и направлять процессы таким образом, чтобы сохранить цивилизацию, делать её безопасной для всех и более благоприятной для нормальной жизни. 
Г. Формула развития «за счет другого» изживает себя. 
a) Б, Г, А, В, параллельная  
b) Б, Г, В, А, последовательная 
c) В, Б, А, Г, последовательная 
d) А, В, Б, Г, последовательная

Информация о работе Тест по "Русскому языку и культуре речи"