Тест по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:59, тест

Описание работы

1. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. a) Анафора
2. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. a) Градация

Файлы: 1 файл

Рус. яз прав.тест.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

b) публицистический стиль,  рассуждение с элементами повествования 
c) научный стиль, рассуждение 
d) художественный стиль, повествование

 

2. Определите стиль и тип речи. 
 
Ясные дали таланта. 
 
      Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе, - из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают. 
      Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе. 
      Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает. 
a) публицистический стиль, рассуждение

b) публицистический стиль,  повествование 
c) художественный стиль, описание 
d) научный стиль, рассуждение

 

3. Определите стиль и тип речи. 
 
Судьба поэта. 
 
      Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам до конца оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. 
      Наносное, случайное, субъективное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если художник был истинным сыном своего народа и его действительно взволновали прежде всего судьбы Родины, передовые идеи века; если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством; если он настойчиво стремился к реалистическому изображению действительности, к правде и только правде, то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» и различного рода «романов без вранья» вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится явственно и зримо его неповторимый образ. 
Время – самый суровый и справедливый критик, и оно ныне вывело поэзию Есенина на главную орбиту литературы. 
      Сейчас все рельефнее, все весомее, все многограннее и полнее предстают перед нами образ Есенина, его прекрасно-неповторимая судьба великого поэта и человека; все очевидней становится та истина, что творчество его занимает не только достойное место в истории литературы, но во всей духовной жизни нашего народа и всего человечества. 
 
(Ю.Л. Прокушев) 
a) публицистический стиль, рассуждение

b) художественный стиль, повествование 
c) научно-популярный, описание 
d) научный стиль, рассуждение

 

4. Определите стиль и тип речи. 
 
История искусства. 
 
      История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден. 
       Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имен – это история искусства, но это и история человечества. 
      Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… Это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества. 
      И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветленность. Но есть и еще одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения и высоты русского классического балета с последующими десятилетиями, с новыми поколениями, с нынешним днем. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма ответственная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства. 
 
(В. Солоухин) 
a) публицистический стиль, рассуждение  
b) разговорный стиль, рассуждение 
c) художественный стиль, повествование 
d) научный стиль, описание

5. Определите стиль и тип речи. 
 
Каждому дереву своя цена. 
 
      Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа. Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку, но цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ней лирика тайных встреч, и первых свиданий, и горячей любви. 
      Но вот угасает все: осыпается черемуха и отцветает сирень, жухнут травы и желтеют листья. Кто же залюбуется в сентябре черемухой, чей взор задержится на кусте жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника? Вероятно, никто. Но есть иное дерево, которое не бросается в глаза ни весной, ни летом. 
      Зато когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, загорятся среди долины яркие, пламенные костры рябины, а люди сложат об этом дереве свои лучшие, задушевные песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные, проглядывают гроздья сквозь резную зелень, и, глядя на них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина. 
 
(В. Солоухин) 
a) художественный стиль, описание 
b) научно-популярный стиль, повествование 
c) публицистический стиль, описание 
d) научный стиль, описание

6. Определите стиль и тип речи. 
 
          Много в России прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море». 
          В чем же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? Во-первых, в ее огромном объеме. Представим размеры поверхности озера: длина – как от Москвы до Петербурга, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же – больше полутора километров. И в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира! 
          Во-вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная… Пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворенных солей. Что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. Сколько лет вода остается в проточном озере? Обычно два-три года. Ну, если озеро глубокое, то двадцать-тридцать лет. В Байкале же четыре столетия… Конечно, уже давно ушла из Байкала сверхчистая ледниковая водичка. Учеными подсчитано, что за все времена существования озерной впадины (это двадцать-тридцать миллионов лет) вода в ней сменилась «всего» пятьдесят тысяч раз. Вроде бы цифра эта велика, но вот та вода, от которой отпил казак-землепроходец Курбат Иванов, первым пересекший озеро больше трехсот лет назад, еще не ушла из Байкала… Исключительно медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его темных глубинах, вода становится чище и прозрачнее. 
 
(по В. Маркину) 
a) научно-популярный стиль; рассуждение и описание 
b) публицистический стиль; описание 
c) художественный стиль, повествование 
d) научный стиль; рассуждение

7. Определите стиль и тип речи. 
 
          Вода Байкала необычайно чиста и прозрачна. Ученые утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что обладает удивительной системой самоочищения. Его воду очищает большая группа живых организмов. Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создает около четырех миллионов тонн новых органических веществ! Это все дает возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. Эту армаду ученые объединяют понятием «зоопланктон». Микроскопическое население Байкала обильно, но король в этом царстве – это малюсенький рачок по имени эпишура. 97% веса зоопланктона приходится на эпишуру; в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков. 
          Эпишура – основной фильтр байкальской воды. Подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путем в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. Но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская; в загрязненной воде она погибает. Вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу ученых, которые объявили настоящую войну за сохранения чистоты священного Байкала. 
 
(по В. Маркину) 
a) научно-популярный стиль; рассуждение и описание

b) публицистический стиль; описание 
c) разговорный стиль; повествование 
d) художественный стиль; рассуждение

 

8. Определите стиль и тип речи. 
 
          Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишневого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. Не портрет на стене. Это живое явление культуры… 
          Возьмем, к примеру, музыку Баха. Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. Но посмотрите на современные афиши. Ее исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи. 
          В подлинной культуре ничто не умирает. Может оставаться, как незажженная лампочка. Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя – вспыхнет яркий свет. Вспомним хотя бы Пушкина. Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснен, его переставали читать. Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он все еще впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. Лирика Пушкина всегда дает толчок мысли. 
 
(по Ю.М. Лотману) 
a) публицистический стиль; рассуждение  
b) разговорный стиль; описание 
c) научный стиль; повествование 
d) художественный стиль; рассуждение

9. Определите стиль и тип речи. 
 
Кочерга. 
 
          Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении. 
          Надо сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный дом. Причем дом был старинной постройки. Обыкновенные печи отапливали здание. Специальный человек – истопник – наблюдал за печами. В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжег кочергой одну служащую. 
          Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. 
          Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно было придираться. 
          Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он тотчас стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…» 
Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке: 
          –Не помню, как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно А пять? Пять – чего? Пять кочерги… 
          Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное. 
          Директор позвал своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал ему о своем затруднении. Секретарь тотчас стал склонять это слово. Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить. 
 
(по М.М. Зощенко) 
a) художественный стиль; повествование 
b) публицистический стиль; описание 
c) научно-популярный стиль; повествование 
d) разговорный стиль; рассуждение

10. Определите стиль и тип речи. 
 
Ветер под землей. 
 
          Когда роешь землю, то выбрасываешь лопатой песок да камни. Ну еще, бывает, дороешься до воды. Думал я, что и везде под землей только песок, вода да камень. Ничего-то я не знал! 
          Однажды я протиснулся в тесную щель. В лицо ударил ледяной ветер и затушил свечу. Ветер из-под земли! 
          Чем дальше я полз, тем становилось холодней. Руки зашлись, я весь продрог, когда наконец выбрался из трубы. Я спрятал свечу и зажег фонарь. Сполохи света закачались по сторонам: пещера была из стекла! Расплавленное стекло залило пол, потолок, стены, да так и застыло складками и сосульками. Гигантские стеклянные столбы уходили в темноту, и сквозь них виднелись другие, как бы повисшие в полумгле. 
          Пол был блестящий и гладкий, словно каток. И непроглядно-черный, как омут. Но стоило посветить – и сквозь толщу стекла, там, в глубине, засветились разноцветные камешки. Видно каждую песчинку. Идешь как по воздуху. Страшно оступиться и рухнуть. 
          С потолка свисают тяжелые люстры, граненые подвески, стеклянные цепочки, сверкающие елочные гирлянды. А стены, как рыбьи бока, встопорщились блестящими чешуйками. Вдоль стен стоят литые прозрачные вазы. Поднимаются округлые тумбы. 
 
(по Н.И. Сладкову) 
a) научно-популярный стиль; повествование и рассуждение  
b) разговорный стиль; описание 
c) публицистический стиль; повествование 
d) художественный стиль; повествование и описание

11. Определите стиль и тип речи. 
 
          Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг… 
          В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе… 
          И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли… 
          Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость… 
          Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. Сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле. 
          Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. 
 
(по Д. Кабалевскому) 
a) публицистический стиль; описание

Информация о работе Тест по "Русскому языку и культуре речи"