Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по русскому языку. Синтаксис..doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

1. Синтаксис  современного русского языка:  предмет и задачи курса. Основные  синтаксические понятия.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

  • синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами
  • синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов
  • синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

Существуют разные подходы к изучению предложения

  1. семантический – изучает содержание (что передается)
  2. структурный – изучает форму (как передается)
  3. коммуникативный – назначение (для чего передается)

 

Основные единицы  синтаксиса:

  1. предложение (простое, сложное)

Понимание синтаксической единицы изменилось в истории  синтаксиса:

  • начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>
  1. словосочетание
  • с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами
  • 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон  - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний.  Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.
  • Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.
  • Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.
  • Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80)  - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

  1. синтаксическая форма слов

Г.А. Золотова «Синтаксический  словарь» – минимальная семантико-

синтаксическая  единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

Я подарил ему (объект – адресат   ) книгу.                           Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

Ему (субъект)  не спится.-  минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

Не  буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

Непосредственно в предложении: Идет лекция.

4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

 

  1. Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

Широкое и  узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание  – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между  собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание  – (Виноградов) «словосочетание –  сложное именование. Оно несёт  ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова  преобразовали это определение: «Словосочетание  - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на  основе подчинительной связи»

Не являются словосочетаниями:

- отношения между  подлежащим и сказуемым (предикативные  отношения).

- ряд однородных  членов (сочинительная связь)

- предложно-падежные  формы существительных 

- сочетания обособленных  второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

- полупредикативные  словосочетания  (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания  – «дверь открывается водителем»)

Словосочетания:

Типы С по СТЕПЕНИ  СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

1.синтаксически свободные,  т.е. такие, которые легко разлагаются  на составляющие их части: контрольная  работа, работать круглосуточно…

2. синт.несвободные, т.е.  такие, которые образуют неразложимое  синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

ПО СТРУКТУРЕ

1.Валгина –  если словосочетание состоит  из значимых двух слов –  то оно наз. простым. Простое  С может быть и недвусловным, если распространение главного  слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

2.С сложные,  представляющие собой распространение  слова целым словосочетанием  или словосочетания словом: выполнение  домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

1.Глагольные С:

1)с именем сущ. – беспредложные: читать газету, сообщить родным, положить на стол, беседовать с друзьями, вспоминать о прошлом;

2)с инфинитивом: просить помочь, предложить вернуться;

3)с наречием: говорить вполголоса, находиться впереди;

4)с деепричастием: рассказывать смеясь, идти не оглядываясь…

2.Именные С:

1)субстантивные (сущ. В  роли главного слова)

А. С сущ. – беспредложные: тезисы доклада, письмо сестре, рисунок тушью; предложные: платье из бархата, прогулка по лесу, журнал с приложением;

Б.с прил.: светлое помещение, лежачий камень; местоименным прилагательным: наша страна; порядковым числительным6 второй этаж; причастием: опубликовать повесть…

В.с наречием: глаза навыкате, спуск вниз;

Г. С инфинитивом: желание учиться, умение работать.

2) адъективные  (прил в роли главного слова):

А. С сущ. –  беспредложные: достойный похвалы, знакомый публике, довольный успехами; предложные: свободный от занятий, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми…

Б. С наречием: весьма желательный, широко известный;

В. С инфинитивом готовый помочь, достойный получать

3)с с именем  числительным в роли главного  слова: три комнаты, оба студента;

4) с с местоимением  в роли главного слова: кто-то из присутствующих, нечто необычное;

3. наречные

1) с наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно;

2)с именем  сущ.: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе

 

3. Синтаксические  формы связи. Типы форм связи в словосочетаниях.

В этом вопросе  у ученых возникают разногласия. Есть различия во взглядах в грамматиках 54, 70 и 80 в подходе к описанию словосочетания. В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть

  • полным (по всем трем формам) – синяя птица
  • неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

  • сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо
  • слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в  традиционном подходе:

  • объектные (управление)
  • определительные (согласование)
  • обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

  • объектные
  • определительные
  • восполняющие

Обстоятельственные  вошли в определительные:

  • собственно определительные
  • обстоятельственно-определительные
  • объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания –  появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке(традиционно – обстоят.-опред. отношения               управление). (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание).                                           

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения  – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

Синтаксические  отношения:

1. Объектные.

2. Определительные  (в их состав входят обстоятельственные)

- собственно-определительные.

- обстоятельственно-определительные.

- субъектно-определительные.

3. Восполняющие. (Зависимое слово содержательно  дополняет главное, образуя минимально  информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно  недостаточных словах – «сделаться»,  «состоять»  - эти слова реализуют  себя только в сочетании с другими словами)

 

 

 

4. Словосочетание  в его отношении к слову  и предложению.

Широкое и  узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание  – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между  собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание  – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова  преобразовали это определение: «Словосочетание  - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на  основе подчинительной связи»

Синтаксические отношении  между словами, входящими в словосочетание, бывают следующие:

1.атрибутивные:последние известия,тетрадь  студента, учебник по истории…

2.объективные:писать письмо, любоваться  картиной, чтение газеты…

3.обстоятельственные:бежать быстро; вернуться вечером, отсутствовать по болезни, уехать лечиться…

Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе  с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание как и слово, обладает системой форм, обусловленной грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Если это слово – имя существительное, с-е имеет формы падежей и чисел (книга студента, книгу студента, книгами студента…); если это слово - имя прилагательное =) с-е имеет формы падежей, чисел и родов (способный к музыке, способному к музыке, способная к музыке, способные к музыке…); если это – глагол, то с-е богато глаг.формами (читает книгу, читал книгу, читала книгу, читали бы книгу…).

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"