Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по русскому языку. Синтаксис..doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

ПП в отн-ии к с/с. Общ. св-ва: 1) Обр-ся по моделям, схемам 2)Обладают парадигмой, т.е есть формальные и семант. хар-ки .Отличие ПП: 1) инт. оформленность 2)наличие 1-комп. моделей (Светает. Ночь.) с/с не м.б. 1-комп. 3)предикативность – отнесенность сод-ия ПП к действ-ти 4) наличие соед-ий и связей, не характ. для с/с (уточнений – его брат, инженер, сумел наладить аппарат; присоед. связь с/ф – ему повезло – и в какой день!) 5) коммуникатив. ф-ия, т.е. спос-ть передавать отн-но законч. сообщение, участ-ть в обр-ии СП и текстов. Из дискусс. вопросов при разграничении ПП и с/с  выделяют вопрос о номинатив. ф-ии ПП. Отн-но с/с номин. ф-ия выделена у Виноградова и признана РГ, Гак, Арутюнова (Дождь идет. Арутюнова говорит, что это именование сит-ии, т.к. можно заменит Дождь).

ПП в отн-ии к СП. Общ. св-ва: 1)Обеим  ед-ам свойств-на предикат-ть 2) Построение осущ-ся по схемам, моделям 3) Инт. оформ-ть и инф. законч-ть Отличия: 1) ПП 0 1 пред. центр (подлеж.+сказ.), СП- послед-ть 2 и более пред. центров ) Хар-р смысл. и инт. оформ-ти у СП иной, т.к каждая часть СП не может передать той инф-ии, что заключена в целом СП. По названным отличиям можно сказать, что по хар-ру предикатов ПП явл-ся монопред-м, а СП – полипред-м. На этом осн-ии СП выделено в особ грам. объект.

ПП в отн-ии к констр-ям, не имеющим  собств. грамм. хар-к (диалогические  ед-ва-сцепления реплик, в кот. четные реплики строятся с опорой на нечет. –Ты кто? – Я брат Саши. – А сколько тебе лет? – 18.; слова-П (мест-ия, частицы, межд-ия) – Как! Ты сдал на пятерку?; незаверш., прерванные констр-ии, их особ. построение обусл. автор. замыслом, многоточие служит ср-вом  обозн-ия незаверш-ти): отличие ПП – своя модель, требующая соотв. грам. оформ-ия.

Способ опр-ия ПП в РГ-алгоритм. На каждом этапе хар-ся констит. признак  ПП. ПП- такое выск-ие, кот. образовано по спец-но предназнач. для этого  структ. схеме, обладающее грам. зн-ем пред-ти и собств. семант. стр-ой, обнаруживает эти значения в сист. синт. форм (в парадигме П) и в регул. реализациях и имеют коммуникат. задачу, в выр-ии которой всегда принимает участие инт-ия.

Белош. формул-ет опр-ие на осн-ии набора признаков. П-пред. синт. ед-ца, сост. из неск. связанных синт. связью форм слов или из 1 формы. В этом опр-ии отсутст-ют некот. признаки, выдел. при сопост-ии ПП с с/с и СП: инт. оформ-ть, коммуник. природа. Их отс-ие связано с концепцией Бел., кот. отождествляет пред-ть с комплексом признаков, в т.ч. и с инт. оформ-ю и коммун. природой, но это вполне приемлемое опр-ие.

Типология ПП

1. По цели высказ-я:повест.(повеств-е,описание,сообщ-е), вопр., побудит. 

2. По эмоц. окр.воскл./невоскл. 

3. Утв(выр-ся принадл-ть приз-ка предмету,независ.приз-к,бытие предмета)/отриц.(отриц-е ч-цами не и ни)

4. Членим.(им.гл.чл и м.содерж. второст.)/нечл.(не  м.б.дополн.второст.чл.)

5. Односост. и двусост. – разл.сп-бом  выр. предик.значения.

6. Распр.(гл.чл.+второст.)/нераспр.(т-ко  гл.чл)

7. Осложненные и неосложненные. 

8. Полн(все структ.необходимые  чл.п.)/неполн.(словесно не выр.один  или нес-ко чл.П:Я пойду в красном свитере,а ты-в белом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Двусоставное  предложение. Характеристика и  классификация двусоставных предложений.

Двусоставное  предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены  предложения. Они противопоставлены  второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.

Содержательная  характеристика: подлежащее – то, о  чем говорится в предложении, сказуемое – то, что говорится  о подлежащем.

Формальная характеристика: наиболее независимые формы. Именительный падеж существительного для подлежащего, кроме тех случаев, когда подлежащее выражено словосочетанием, для глагола – личная форма.

Связь подлежащего и сказуемого – разные точки зрения:

1)вербоцентрическая концепция

2)главное – подлежащее (Шахматов) – отразилось в грамматике 54 (сказуемое грамматически зависит от подлежащего, хотя они оба главные члены)

3)координация – взаимосвязанность 2х членов. Подлежащее определяет род и число в сказуемом – это направление связи Белошапкова определила как согласование. В подлежащем сказуемое определяет форму именительного падежа – это управление.

                                 управление

подлежащее   сказуемое                            =координация        

                                    согласование       

 

 

20. Понятие  сказуемого в СРЯ. Типы сказуемого.

Двусоставное  предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они противопоставлены второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.

Сказуемое –  гчп, обозначающий признак подлежащего  и отвечающий на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков  он? Кто он такой? Что он такое?

Сказуемое может быть

1.простое глагольное (выражается формой какого-либо наклонения. +к ПГС относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, т.к. им пресуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя – рассердился)) – он читает, вышел из терпения, пляшет под чужую дудку, ходит ходуном;

2.осложненное глагольное сказуемое – выражено 2 глаголами в одной форме: пойду посмотрю, иди и ты садись, стреляй не стреляй, брать берете В ОГС :

1) оба глагола  имеют одинаковую форму, причём  первы указвает на действие, а второй- на цель этого действия: пойду гулять в саду;

2)форма глаг. ВЗЯТЬ соединена с помощью  союзов И, ДА, ДА И с одинаковой  формой глаг. для обозначения  произвольного действия: он взял  да ушёл совсем…

3)усилено значение  глаг. сказ.: ждём не дождёмся весны;

4)Неопред.ф.сочетается  с личн/ф того же глаг. с частицей  НЕ для подчёркивания значения  сказ.:Сам РАБОТАТЬ НЕ РАБОТАЕТ, да и другим мешает;

5)содержится  оборот для выражения длительности  или интенсивности действия: он  ТОЛЬКО И ДЕЛАЕТ, ЧТО ЧИТАЕТ;

6)сказ. Повторяется для обозначения длительного действия: ЕДУ, ЕДУ в чистом поле;

7)сказ. С частицей ТАК повторяется для обозн. действия, полностью осуществлённого: вот уж действительно СПЕЛ ТАК СПЕЛ;

8)глаг. соединён  с частицей ЗНАЙ или ЗНАЙ  СЕБЕ для обозн. действия, которое совершится несмотря ни на что: А он ЗНАЙ СЕБЕ ПОСМЕИВАЕТСЯ;

9) глаг. соединён  с частицей БЫЛО: он СОБРАЛСЯ  БЫЛО в театр

3.составное глагольное сказуемое – личная форма глагола (модальные глаголы, краткое прилагательное или фазовый глагол) +инфинитив: он начал есть, он готов уйти, он хочет учиться

4.составное именное сказуемое (состоит из глагола-связки в личной форме и именной части). Связки:

1)отвлеченная (быть) – он был умным

2)полузнаменательная (казаться, становиться, слыть) – он казался умным

3) знаменательная (то, что можно характеризовать как обстоятельство образа действия) – мы расстались хорошими друзьями

В именном сказ.есть также НУЛЕВАЯ связка, материально  не выраженная и служащая показателем настоящего времени изъявительного наклонения: ЧЕЛОВЕК – КУЗНЕЦ СВОЕМУ СЧАСТЬЮ. Понятие нулевой связки выводится из сопоставления с предложениями, в которых связка представлена в своей функции: приезд богатого соседа ЕСТЬ важная эпоха для деревенских жителей.  При нулевой связке именная часть может присоединяться к подлежащему посредством частиц ЭТО, ЗНАЧИТ, ВОТ + сравнительных союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО…(ум – ЭТО сила);

5. сложное глагольное сказуемое (состоит из 3х глаг.(один в личн.форме и два в инфинитиве)) – мог начать петь, хотел бросить курить

6. трехчленное именное сказуемое – хотел стать дипломатом (можно рассматривать как дополнение)

21. Понятие  подлежащего. Вопрос о способах  выражения подлежащего

Подлежащее обозн. предмет речи/мысли, который поним-ся широко. м. обозн. лицо, к-рое соверш. действие, неодуш.предмет,явл-е,отвлеч.понятие. Подл. м.б.выражено любой ч/р,а также сл.с.Наиболее распр.форма – и.п. ИС или мм.: Весна в этом году выдалась ветреной. Сам он - первейший лентяй в группе.

Подл м.б. выр.также:

1) любым мм.-сущ.: Кто-то потревожил спящего; Никто не хотел умирать т.п.;

2) прил. и прич.,колич., порядк., собират. числ в значении  сущ.: Отдыхающие приглашаются обедать; Три плюс два равняется пяти.

3) инфинитивом, обозн-щим  независимое, не отн-ся к субъекту  действие (сказуемое, обычно составное именное, стоит после подл.): Учиться - наша главная задача, Кататься на каруселях весело;м.иметь аналитич. структ-гл.связку в инф. и имя в тв.п.:Быть влюбленным-прекрасно!-это составное подл.

4)словосочетанием: 

-с колич.знач.-госп.чл.со знач.числа,меры,совокуп-ти + сущ.в р.п.

Погибли сотни деревьев; Поступило несколько предложений. Собралась стайка воробьев.

-со знач.избир-ти,выр мм.(числ)+из+ИС в р.п.Кое-кто из пассажиров читал газету.

-сл-с. со знач.неопределённости, выр. Госп.чл.неопр .мм.,завис .чл.согл. прил,прич.,порядк.числ.Что-то круглое завязано в платке.

-семант.неделимые метафорич.сочет-я(серп  месяца,волны запахов)

Особа группа_ сл-с. со знач. совместности (Матвей с отцом)

Генетивные подл.-ИС в  р.п.со знач.избытка. Народу набилось! Воды натекло!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Специфика  форм связи между членами предикативной  основы предложения, ее особенности  и отличие от согласования  как вида подчинительной связи.

В последнее время  в теоретических трудах и учеб.пособиях для обозначения синт.связи ГЧП стал употребляться термин «координация», т.к между ГЧ имеются предикативные отношения (ранее использовался термин «согласование», но в предложениях типа: смысл жизни в работе на пользу общества, нет никакого согласования)

Термин «координация» предполагает связь равноправных элементов (я пишу, ты читаешь…(при я может быть только пишу, и наоборот, при пишу может быть только я….)). Но подобные сочетания отнюдь не характерны для бесконечного разнообразия конкретных двусоставных предложений с неместоименным подлежащим, где о синт. Равноправии сказ. И подлежащего (тем самым – о координации – взаимозависимости) говорить не приходится. Не случайно А.А.Шахматов определял подлежащее как ГЧ господствующего состава, а сказуемое как ГЧ зависимог состава.

Термин «согласование  по смыслу» является более привычным, чем «координация по смыслу». Сказуемое  уподобляется подлеж. В тех формах, какие присущи частым речи, выполняющим функцию сказуемого и подлежащего:

1)глаг. сказ.согласуется  с подлежащим – личным местоимением в лице и числе: Я ВИЖУ печальные очи, Я СЛЫШУ весёлую ночь;

2)при подлежащем –  имени сущ. (субстантивированном  слове) сказуемое ставится в  форме 3-го лица и согласуется  в числе: СЫТЫЙ голодного НЕ  РАЗУМЕЕТ. В прошедшем  времени  глагол-сказуемое согласуется также в роде: К полночи ЗАРЕВО ПОГАСЛО. В эмоционально окрашенной разговорной речи встречаются отступления от норм согласования в лице и числе: Им бал, а БАТЮШКА ТАСКАЙСЯ на поклон.

3) при подлежащем, выраженном  количественно-именым сочетанием (сочетанием количественного числительного, местоименно-колличественного слова или избирательного сущ. С сущ. В форме РП), возможны варианты согласования в числе; ср.:ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК КАЗАКОВ ЕХАЛИ верхом  и о чём-то шумно РАЗГОВАРИВАЛИ; НЕСКОЛЬКО САНЕЙ ПРОВАЖАЛИ меня до первой станции;

4) двоякие формы согласования  возможны также при подлежащем  типа брат с сестрой, ср: ….ПРИШЁЛ  РАЗМЕТОВ С ДЕМКОЙ УШАКОВЫМ;

5)именное сказуемое  (именная часть, выраженная словом, изменяющимся по типу имени  прилагательного, и связка) согласуется с подлежащим в падеже, числе и роде: УЕДИНЕНИЕ БЫЛО СНОСНОЕ

Наряду с согласуемыми существуют несогласованные формы  сказуемого, выраженного неизменяемой частью речи или косвенным падежом  той или иной части речи: ОНА  ПЛАКАТЬ, ОНА ВОПИТЬ; УТРО вечера МУДРЕНЕЕ…

 

 

23. Виды распространителей  в простом предложении. Понятие  второстепенных членов предложения.  Присловные и детерминирующие  второстепенные члены предложения.

распространители предложения. Словоформы, распространяющие предикативное ядро предложения. Термин введен и используется исследователями, критикующими теорию второстепенных членов за ее научную уязвимость (чрезмерная логическая их интерпретация, нередкая недифференцированность и противоречивость в их классификации, не всегда основанной на грамматических принципах, возможная в связи с этим искусственная схематизация предложения и т. д.). Распространители не обязательные. Словоформы с атрибутивной, объектной или обстоятельственной функцией, наличие которых в предложении не обусловлено лексико-грамматическими свойствами слов, образующих предикативно-ядро. Ср.; Студенты занимаются.— Прилежные студенты занимаются.—Студенты занимаются историей.—Студенты занимаются в читальном зале. Распространители обязательные. Словоформы (чаще всего с объектной функцией), наличие которых в предложении предопределено лексико-грамматическими свойствами предиката. Па-пример: Дети забросили мяч. Мы любовались закатом. Шофер нарушил правила дорожного движения. Ср. также распространители с обстоятельственным значением: Партизаны находились поблизости. Пуля прошла навылет. Для полноты информативности иногда обязательны распространители с определительным значением: Декабрьские дни самые короткие (ср.: Дни в декабре самые короткие). Очевидна семантическая функция распространителей в предложениях тождества: 1975 год — завершающий год девятой пятилетки.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"