Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык"

Файлы: 1 файл

Научный стиль речи имеет разновидности.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

1-билет

1.Общие  понятие о научном стиле речи. Научный стиль – один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. В научной речи доминирует функция сообщения, говорится о результат их исследовательской деятельности. Обычная форма реализации этого стиля – монолог. В научной речи имеет место предварительный отбор языковых средств

Научный стиль  речи имеет разновидности 1)собственно научный,2)научно-технический (производственно-технический), 3)научно-информативный, 4)научно-справочный, 5)учебно-научный, 6)научно-популярный.

Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:учебник .справочник ·научная статья ·монография·диссертация ·лекция ·доклад аннотация ·реферат ·конспект ·тезисы ·резюме·рецензия ·отзыв

Учебно-научная  речь реализуется в следующих  жанрах:

·сообщение, ·ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

·рассуждение, ·языковой  пример, ·объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

2.Компазиционно-смысловая  структура научного текста. В логической организации научного материала важную роль играют композиционно-речевые формы: «научное сообщение», «научное описание» и «научное рассуждение». Композиционно-речевые формы в научном изложении служат для логического доказательства, который слагается из трех взаимосвязанных элементов: тезиса, доводов (аргументов) и способа доказательства (опровержения). Тезис заключает в себе мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Доводы (аргументы, основания) — мысли или положения, истинность которых уже проверена. Способ доказательства представляет собой форму логической связи между доводами и тезисами. Способы доказательства могут осуществляться разными методами: индуктивным, дедуктивным, методами аналогии, контраста, альтернативы.

2-билет

1.Языковые  особенности научный речи. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу. Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

·Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

·Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

 

2.Цитирование  в научной сфере. Цитата – точная, буквальная выдержка из текста. Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее. Но здесь важно соблюсти меру. Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее. Цитата вводится в текст и для ее опровержения.Цитату можно вводить в контекст различными способами: Как пишет автор; Автор подчеркивает, отмечает и т.п.

 

 

3-билет

1.Лексика  научного стиля речи. . В научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного понятия Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.

Общенаучная лексика — это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др. Ядро научного стиля составляет третий пласт лексики научного стиля – терминология. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция.

2.Оснавные  правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Цитата, включенная в текст после подчинительного  союза, заключается в кавычки  и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

Если предложение  цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки  препинания, стоящие перед опущенным  текстом, не сохраняются.

Цитироваться  может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в предложение.

При цитировании  не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое издание).

Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: Невежественными бывают только те, которые решаются таковыми оставаться (Платон).

 

 

4-билет

1.Морфология  научного стиля речи. Для научных текстов характерно предпочтительное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля.

Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что  вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений: Углерод составляет ... самую важную часть растения (К.А. Тимирязев). Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение: Не только время глаголов, но и значения лица и числа ослаблены: производят – производятся; можем вывести заключение – выводят заключение. Ярко выражают это явление в синтаксисе опустошенные личные предложения,  допускающие замену на безличные: Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%. Большее число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида:.

Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.

Наиболее часто  привлекаются в качестве средств  усиления экспрессивности высказывания:

1) усилительные, ограничительные частицы, местоимения,  количественные наречия:

2) эмоционально-экспрессивные  прилагательные:

3) средства словесной образности:

4) «вопросы»:  «Почему же объект так сложен? Какая же этому причина?»

Интересно с точки  зрения проявления отвлеченности и  обобщенности употребление кратких  прилагательных: краткие прилагательные в научной речи, в отступление  от общей закономерности русского языка, широко используются для выражения не временного, а постоянного свойства предмета, например: Клетки бедны протоплазмой; Третичные алкоголи... изомерны (ср.: Я беден; Он счастлив - прилагательные в краткой форме указывают на временное состояние).

 

2.Общие  требования к цитируемому материалу. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (доказывать или подтверждать авторские положения).

Цитата должна приводиться в кавычках, точно  по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.

При цитировании  не допускается объединение в  одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой  отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании  каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая  ссылка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-билет

1.Синтаксис  научного стиля речи. . Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне.

Для научной  речи характерно, например, использование  вводных слов, выражающих отношение  между частями высказывания (рассуждение  или изложение обобщений выводов). Итак, таким образом, следовательно, стало быть.Весьма характерно и употребление наречий в связующей функции: поэтому, потому, тогда, отсюда (в выражении причинно - следственных отношений). Очень широко используется цепи родительных падежей, что объясняется повышенной частотностью родительного падежа в научной речи. Кроме этого, отмечается использование почти исключительно повествовательных предложений, а вопросительных – лишь в функции сосредоточения внимания читателя на каком либо вопрос; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.

2.Жанр  научной монографии. Жанр научной монографии предполагает большой диапазон охвата материала вширь или проникновения в глубь проблемы, обстоятельность и системную завершенность изложения. Здесь обычно предполагается историографическая часть и обстоятельный обзор современного состояния данной проблемы или проблематики, последовательная аргументация положений, выдвигаемых как новые.

Монография  – это научный труд, научное  исследование, книга одного автора, углубленно разрабатывающего одну тему, ограниченный круг вопросов.

Монография  может быть теоретической и описательной. Учебная монография (учебник, пособие) предполагает последовательно системное  изложение предмета или учебной  темы с предельным ограничением историографического  и проблемно-постановочного аспектов, без предельного ограничения объективно устаревшей научной информации.

Научная монография, рассчитанная не только на круг специалистов, но и на более широкую массу  образованных читателей, допускает  в ограниченных рамках активность элементов популяризации.

 

 

6-билет.

1.Основные  признаки научного текста. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, порядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания. Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

2.Аннотация  как жанр научного стиля. Виды  аннотаций. Аннотация (от лат. Аnnotatio – замечание) – статья краткая характеристика книги, статьи, сборника), ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: “О чем говорится в первичном тексте?” Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов. Аннотации бывают справочные (описательные или информационные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней – аналитическая).

 

 

 

 

 

 

7-билет

1.Коммуникативные  задачи научного текста. (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста. Бывают случаи, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (строение, форма, состав и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче текста. Рассмотрим логику определения коммуникативной задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"