Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Риторике".

Файлы: 1 файл

с 25 по 50 вопрос риторика.docx

— 156.49 Кб (Скачать файл)

1.  КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ  СЛОВО...

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями  помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом  слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить. Лучше всего  говорить, находясь посередине, по возможности  в нескольких футах от первого  ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного  для оратора. Когда эстрада слишком  высока и отделена от слушателей или  аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется  говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь  к избранному месту. Не перебирайте  на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в  порядок прическу, не поправляйте  галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте  речь, пока не займете удобное и  устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и  тем более не смотрите сразу в  записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и  затем к слушателям.

Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий (г-жа председательствующая, г-н президент), леди и джентльмены (друзья, товарищи студенты, товарищи по классу)...» В  присутствии почетного гостя  можно обратиться к нему, называя  его по имени; если аудитория состоит  из разных групп, уместно обратиться к ним примерно так: «Г-да члены Клуба маски и парика...» В развлекательной речи вполне приемлемо сказать: «Г-н и г-жа ротарианцы...» Но никогда не нагромождайте обращений: например, «Г-н председательствующий, уважаемые оппоненты, достопочтенные судьи, леди и джентльмены...»

2. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь  в аудиторию и понаблюдать  за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите  за собой. Может случиться, что благодаря  умственному напряжению вы начнете  хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный  вид.

Практиковаться перед  зеркалом крайне необходимо, чтобы  иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с    бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями— печалью, радостью и т. д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ

До обидного легко оратору потерять общение с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает от одного к другому, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в  пустое пространство. Слушатель сразу  замечает это и всегда несколько  в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться  смотреть на всех и каждого. Можно  создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной  части аудитории на другую. Это  поможет вам избежать смущения, которое  испытывают многие от упорного взгляда, направляемого на них во время  беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины  и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя  взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве  случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Но дело не в технических  приемах, имеющих целью наладить связь с  аудиторией.  Факт   почти  необъяснимый, но если вы действительно  обращаетесь к людям, они это  чувствуют. Если вы смотрите на них  и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут  сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь — действительное общение только тоща, когда в сознании оратора сам он, слушатели и  слово сольются в нераздельном единстве.

В. ПОЗА

Кажется нелепым, что приходится объяснять взрослым людям такую  простую вещь, как умение стоять. Но понаблюдайте за собой. Многие ли ваши знакомые принимают правильную позу в обстановке менее сложной, чем  обстановка публичного выступления? Конечно, не имеет серьезного значения, если в случайной беседе с друзьями вы сидите, развалившись на стуле и  даже свесившись с него, наваливаетесь  всем корпусом на стол или подпираете дверной косяк. Но ни одна из этих поз  не помогает удержать внимание слушателя. Кроме того, некоторые лица, не обладающие опытом публичных выступлений, усваивают  новые дурные привычки, стараясь освободиться от ощущения непривычной обстановки и чувства неловкости. В обычной  беседе они никогда бы не приняли  неподвижную, словно в строю, позу, не перегибались бы вперед и назад, не раскачивались бы вправо и влево, не топтались бесцельно на месте.

Не все хорошие ораторы  держатся одинаково. Действительно, они  могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть  дюймов в зависимости от роста; носки  слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе  ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность  в ногах, согните их несколько  раз в колене; если напряжена шея  или связаны плечи, сделайте головой  несколько свободных медленных  кругообразных движений, несколько  свободных взмахов руками и кругообразных  движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные  упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь  сразу принимать и оставлять  ее. Не пытайтесь ступить на левую  ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, 'переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.

Учтите, что для правильной координации движений и течения  мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать  ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные  места речи подчеркивались движением  на шаг вперед или выносом ноли вперед; паузы и передышки— подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

Г. ЖЕСТЫ

1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ  ЖЕСТА

Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета. Обычно считается, что  жесты заключаются в движении рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без  неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и  ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только  одним  профессиональным  ораторам.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность. Жест имеет ценное значение и как физическое вы­ражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч со­здает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

2. ВИДЫ ЖЕСТОВ

Вы можете в виде опыта  применять различные жесты: жесты  для выражения душевных движений, описательные, указующие, подражательные. Выразительные жесты наиболее употребительны. Напряженность, длительность, размах рук  подчеркивают эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные  места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и  похвалы, утешения и т. д.

Если, описывая разительный  контраст в объеме двух книг, вы руками показываете приблизительно их размеры, вы прибегаете к описательным жестам. Равным образом при их помощи можно  показать движение — быстрое и  медленное, прямое и закругленное —  и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения и  т. д.

Указующие жесты — самые простые из всех видов. Обычно они состоят в указании руной или пальцем местоположения или направления. Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подражательной жестикуляцией. Попытайтесь оживить следующее описание при помощи подражательных приемов, не упуская из виду, что жест не только движение рук и кистей рук.

3. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЖЕСТАМИ

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а)   Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту  по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте  импульса  наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б)   Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками   на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в)   Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

г)   Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без  разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать  словам выразительность.

д)   Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность   детям   предпочитают умеренную жестикуляцию.

РЕЗЮМЕ

В общении оратора с  аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее  общее впечатление от внешности  оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная  сторона. Внешние данные могут отвлечь  внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему  выражению идей, которыми он делится  со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем  облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер— непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до 'бес­конечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

В.49. Основные правила  поведения во время речи.

Избегайте многословия в  любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих  внимание от главного предмета речи.

Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте  для себя цель предстоящего общения.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"