Обучение диалогической речи в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Обучение иностранному языку включает в себя обучение 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению.
Говорение, как вид речевой деятельности есть порождение устной речи. Говорение с целью провоцировать ответную вербальную реакцию слушающего есть диалог. Говорить можно и без намерения вызвать ответную реакцию; в данном случае мы имеем дело с монологом. И диалог, и монолог основаны на речи, которая и позволяет различать эти две формы общения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение термина «диалогическая речь»……………………………..5
Характеристика диалогической речи……………………………………...6
3. Цели и задачи обучения диалогической речи…………………………….9
4. Этапы и пути обучения диалогической речи…………………………....10
5. Упражнения для обучения диалогической речи………………………..15
6. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез предлагают следующую систему  упражнений:

  • подготовительные:
  • имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);
  • видоизменение предложений (подстановки, расширений или сокращение предложений, замена реплик в диалоге и др.);
  • синонимические и антонимические замены;
  • комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);
  • конструирование и образование по аналогии;
  • составление ассоциограмм;
  • вопросно-ответные упражнений и др.
  • речевые, способствующие развитию умений формировать речевые сообщения в условиях, максимально приближенных к естественным [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 211].

Системы упражнений, представленные в данном параграфе, представляют собой примерно одинаковые комплексы, отличающиеся лишь некоторыми компонентами и названиями типов упражнений. Это позволяет сказать, что обучение диалогической речи строится на условно-речевых и речевых упражнениях.

 

  1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста

Успешность обучения говорению зависит как от их лингвистических возможностей, так и от индивидуально-возрастных особенностей учащихся: наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 196].

Возрастная психология дает такую характеристику учащимся младшего школьного возраста: этот возраст отличается ростом мышц и значительным укреплением скелетного аппарата, что объясняет их неусидчивость (потребность в движении); дети этого возраста переживают смену ведущего типа деятельности: игра сменяется учебной деятельностью [Петровский А.В., 1973, с. 66-69]. Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. В школе дети учатся анализировать и синтезировать – изменяется их восприятие. Приступая к учебе, многие не обладают целенаправленным вниманием. Внимание детей сосредотачивается в основном на том, что им интересно. Но уже ко II- III классу многие учащиеся могут сосредотачиваться на том, что требует от них учитель – развивается произвольное внимание. Но внимание еще неустойчиво, что объясняет их быструю утомляемость и потерю интереса к однотипной деятельности [Петровский А.В., 1973, с. 84-85]. Младший школьный возраст отличается наиболее сильной работой механической памяти, их мышление в основном конкретное и образное с эмоциональной окрашенностью [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 197].

Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать героям, уподоблять себя взрослым и усваивать нормы и правила их поведения, в том числе и речевого [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 197].

Учителю необходимо видеть и обращать внимание на особенности учащихся данного возраста, особенно на неустойчивость внимания и потребность в подвижности для обеспечения успешности учебного процесса. Эти особенности обусловливают необходимость использования игровых приемов и инсценировок на уроках, которые позволяют удовлетворить потребность в движении и обеспечить концентрацию внимания учащихся на процессе обучения благодаря частой смене деятельности [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 179].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что обучение диалогической речи – процесс многоаспектный, требующий особого внимания, учета многих особенностей, которые на первый взгляд кажутся несущественными. Учет этих особенностей, а именно двустороннего характера, ситуативности, реактивности, эллиптичности, эмоциональности и экспрессивности диалогической речи, при выборе пути и средств обучения и есть главная задача учителя. Но и выбор учителя будет зависеть от некоторых обстоятельств: возраст учащихся (ступень обучения), их лексический и грамматический запас, а также цель диалогического высказывания.

Рассмотрев цели обучения иностранному языку в целом и диалогической речи в частности на младшем этапе, мы хотим отметить, что наиболее важной для нас является формирование элементарных коммуникативных умений, способных удовлетворить потребность младших школьников в общении на иностранном языке.

Наиболее подходящим способом обучения мы считаем путь «снизу», т.к. на данном этапе учащиеся еще не могут работать с диалогом-образцом.

Проанализировав упражнения для обучения говорению и диалогической речи в частности, мы сделали заключение, что системы, представленные различными методистами сводятся к одному комплексу: сначала подготовительные упражнения (условно-речевые по Пассову, подготовительные по Гальсковой и аспектно-тренировочные по Скалкину), направленные на формирование отдельных умений, затем речевые упражнения, способствующие формированию речевых умений, в условиях максимально приближенных к реальной ситуации общения.

 

 

 

Библиографический список

  1. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 92-94.
  2. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст]/ И.Л. Бим. – М., 1977.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов  пед.ин-тов [Текст]/ Под ред. проф А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
  4. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. Учеб. Заведений [Текст]/Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.203-205;
  5. Гез, Н.М., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А., Фоломкина, С.К., Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник [Текст]/ Н.М. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
  6. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы [Текст]/ И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
  7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст]/ И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  8. Колесникова, И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст]/ И.Л. Колесникова, О.А., Долгина. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “Блиц”», «Cambridge University Press», 2001. – 224 с.
  9. Корестелев, В.С. Коммуникативность и псевдокоммуникативность [Текст]/ Иностр. яз. в шк. – 1991. - № 5. – С.17-19
  10. Корчажкина, О.М. Что такое аутентичное речевое поведение [Текст]/О.М. Корчажкина//Иностранные языки в школе. – 2001. – №3 – С.33-38;
  11. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А. А. Миролюбова.— Обнинск: Титул, 2010.— 464 с.
  12. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст]/Под ред. В. А. Бухбиндера.— Киев, 1984
  13. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб.пособие для студ. пед. вузов по спец. «Иностранные языки» [Текст]/ Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: «Просвещение», 1990. – С.77-78;
  14. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]/ Е.И. Пассов. – М.: «Русский язык», 1977. – С.163-164;
  15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст]/ Е.И. Пассов. – М.: «Русский язык», 1989. – 276с.
  16. Пассов, Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е.И. Пассов. – Воронеж, 1983.
  17. Рогова, Г.В., Методика обучения английскому языку. (На англ. яз.) Учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. яз. [Текст]/ Г.В. Рогова. – Л.: Просвещение, 1975. – 312 с.
  18. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя [Текст]/ Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  19. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей [Текст]/ В.Л. Скалкин. – К.: Рад. шк., 1989. – 158 с;
  20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. 3-е изд. – М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 238, [2] с.
  21. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
  22. Яноушек Я. Опыт социально-психологического анализа диалога в условиях совместного решения задач//Новые исследования в психологии.— 1971.— № 1.

 

 

 


Информация о работе Обучение диалогической речи в младших классах