Обучение диалогической речи в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Обучение иностранному языку включает в себя обучение 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению.
Говорение, как вид речевой деятельности есть порождение устной речи. Говорение с целью провоцировать ответную вербальную реакцию слушающего есть диалог. Говорить можно и без намерения вызвать ответную реакцию; в данном случае мы имеем дело с монологом. И диалог, и монолог основаны на речи, которая и позволяет различать эти две формы общения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение термина «диалогическая речь»……………………………..5
Характеристика диалогической речи……………………………………...6
3. Цели и задачи обучения диалогической речи…………………………….9
4. Этапы и пути обучения диалогической речи…………………………....10
5. Упражнения для обучения диалогической речи………………………..15
6. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВПО «СыктГУ»)

Институт иностранных языков

Кафедра английского языка

 

 

 

Курсовая работа

Обучение диалогической речи в младших классах

 

 

Исполнитель:                                         Маргарита Сергеевна Ершова,

     студентка

4435 группы

        института  иностранных языков

Научный руководитель:        Людмила Семеновна Вишератина,

  старший преподаватель

 

 

ЗАЩИТА    _____________

                                        (дата)

Оценка         _____________

 

Зав.кафедрой английского языка ____________/________________/

 

 

Сыктывкар, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1.    Определение термина «диалогическая речь»……………………………..5
  2.    Характеристика диалогической речи……………………………………...6

3.   Цели и задачи обучения диалогической речи…………………………….9

4.   Этапы и пути обучения диалогической речи…………………………....10

5.   Упражнения для обучения диалогической речи………………………..15

6.  Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обучение иностранному языку включает в себя обучение 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению.

Говорение, как вид речевой деятельности есть порождение устной речи. Говорение с целью провоцировать ответную вербальную реакцию слушающего есть диалог. Говорить можно и без намерения вызвать ответную реакцию; в данном случае мы имеем дело с монологом. И диалог, и монолог основаны на речи, которая и позволяет различать эти две формы общения.

Теория речевой деятельности рассматривает диалог как основу сотрудничества, взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности (Я. Яноумен). И это, действительно, так. Мы общаемся посредством диалогов ежедневно в различных ситуациях.

Язык есть отражение внутреннего мира человека. Лучше всего человек раскрывается в диалоге с другими. Особенностью такой формы общения является ситуативность и реактивность речи, а также использование клише и речевых формул, которые относятся к разговорной речи, и наличие невербальных элементов, таких как мимика, жесты, движения собеседников. Все эти особенности превращают обучение диалогической речи в многоаспектный и трудоемкий процесс, требующий внимания, как учителя, так и учащихся.

Данная тема представляется нам актуальной, так как в процессе обучения  любому языку в школе, ввиду нехватки времени, уделяется мало внимания учету особенностей данной формы речи.

Новизна исследования заключается в том, что наряду с анализом уже имеющихся знаний по проблеме проводится их сравнение и уточнение.

Объект - процесс обучения диалогической речи. Предмет - этапы обучения диалогической речи.

Цель работы состоит в раскрытии путей и средств обучения диалогической речи.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

    • анализ научной литературы по проблеме исследования;

    • выявление и анализ предлагаемых упражнений для обучения диалогический речи;

    • формулирование методических выводов;

    • оформление результатов в виде курсовой работы.

Данные задачи определили использование следующих методов исследования: анализ научной литературы, метод сравнения, метод обобщения и анализа полученных данных.

В структуру работы входят: введение, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение термина «диалогическая речь»

В методической литературе можно встретить различные определения диалога и диалогической речи. Многие методисты не различают термины «диалог» и «диалогическая речь».

Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [Агаева О.В., 2010].

Р.К. Миньяр-Белоручев определял диалог как говорение с целью получения ответной вербальной реакции слушающего [Миньяр-Белоручев Р.К., 1990, с. 77].

В.А. Бухбиндер указывал на то, что «необходимость постоянного переключения, а также совмещение продуктивных и рецептивных функций позволяют рассматривать диалог как особый, самостоятельный, функционально разнонаправленный, совмещенный вид устно-речевой деятельности, в которой нецелесообразно выделять отдельно говорение и слушание и целесообразно в нем усматривать хотя и сложную, состоящую из разнонаправленных операций, но по существу, единую функцию — ведение беседы. Она весьма сложна для учащихся и требует особого подхода в обучении» [Бухбиндер В.А., 1984, с. 110].

В.Л. Скалкин различает такие понятия как «диалогическая речь», «диалогизирование» и «диалог». Он дает более полное определение диалогической речи, обращая внимание на ее ситуативность: «диалогическая речь - объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения»; диалогизирование по Скалкину – это «процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами, не достигающими объемов монологических высказываний»; а собственно под диалогом «понимается как сам процесс диалогизирования, так и его результат – текст» [Скалкин В.Л., 1989, с. 6].

Согласно И.Л. Бим, диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух или более лиц.

Шатилов определял диалогическую речь как «процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации» [Шатилов С.Ф.,1986, с. 70].

Диалогическая речь представляет собой процесс «непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц» [Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2001, с. 107].

Наиболее полным определением диалогической речи, на наш взгляд, является определение, данное В.Л. Скалкиным. Но учитывая то, что все остальные методисты в своих работах также обращают внимание на основные характеристики диалогической речи, мы будем пользоваться определением С.Ф. Шатилова.

 

    1. Характеристика диалогической речи.

Всеми авторами определений, изложенных выше, выделяется такая характерная черта  диалогической речи как ее двусторонний характер. Этот характер несет в себе постоянную смену говорящего и слушающего, т.к. происходит обмен  мнениями.

Диалогическая речь всегда ситуативна. Ситуация – это факт раздражения, это именно то, что провоцирует у слушающего ответную реакцию. Под ситуацией так же понимается «отрезок действительности, который обычно характеризуется по времени суток, года, летоисчисления, по месту, по внутренней и внешней  обстановке, характерной для данного региона» [Миньяр-Белоручев Р.К., 1990, с. 79]. При обучении говорению на иностранном языке обычно имеют в виду речевую ситуацию – обстоятельства, которые побуждают к общению, и обстановку, в которой происходит общение, то, что помогает понять высказывание. Известно, когда, где и кто участвует в диалоге.

Р.К. Миньяр-Белоручев различает несколько видов речевых ситуаций:

    • стандартные – ситуации, обусловленные социальными отношениями, и регулярно повторяющиеся, составляя часть жизни общества;
    • свободные – непредсказуемые, спонтанные, неограниченные социальными ролями; такие ситуации возникают при необходимости передать или получить информацию;
    • реальные – порождаются жизнью; участники общения выступают в своих естественных социальных ролях;
    • учебные – ситуации, которая соответствует коммуникативной задаче, заявленной учителем; могут создаваться на основе свободных (проблемные учебные ситуации) и стандартных (ролевые учебные ситуации) ситуаций [Миньяр-Белоручев, Р.К., 1990, с. 79].

  Обмен репликами в естественном диалогическом общении протекает довольно быстро и это предполагает спонтанность речевых действий, т.е. достаточно высокую степень автоматизированности и мобилизации языковых средств, используемых партнерами при общении. Эта особенность обуславливает и использование различных клише и разговорных формул; она, также, проявляется в паузах, нерешительности, перебиваниях, перестройке фраз и т.д.

 С.Ф. Шатилов рассматривает диалогическое общение «как процесс совместного речетворчества», в котором поведение каждого из участников зависит от речевого поведения другого (других) участника (участников). Содержание разговора и его структура зависят от реплик собеседника, именно поэтому диалогическую речь нельзя спрогнозировать [Шатилов С.Ф., 1986, с. 70].

Ситуативность диалога определяет так же и такую характерную черту, как реактивность. Реактивность подразумевает, что реплика первого собеседника стимулирует реакцию второго и ограничивает число ответов-реакций, т.к. необходимо отреагировать адекватно.

Другая особенность диалогической речи – контактность участников общения. В репликах, обращенных к собеседнику, учитываются речевое и неречевое поведение партнера, знание обстоятельств, а нередко и хорошее знание друг друга. Контактность участников обуславливает эллиптичность реплик, опущения, недоговоренность, которые восполняются экстралингвистической ситуацией, мимикой и жестами.

Наряду с экономией речевых усилий наблюдается и использование избыточных языковых средств, чтобы быть точно понятым собеседником.

Следующей особенностью является эмоциональная окрашенность речи. В реальном общении людей всегда проявляются их чувства, переживания, субъективная оценка ситуации и реакции партнера, а также его (партнера) личности. Эта особенность находит свое выражение в  структуре реплик, интонации, в выборе лексико-грамматических средств. Выражением чувств являются, в частности, реплики удивления, восхищения, разочарования, недовольства и т.д.

Итак, все эти особенности можно разбить на четыре большие группы:

    • психологические (сочетание рецепции и продукции речи, наложение актов восприятия и внутреннего проговаривания);
    • лингвистические (типичные для диалога конструкции, стилистические особенности диалога, опора на экстралингвистические знаки);
    • экстралингвистические (активное участие мимики и жестов, коллективность информации, оценка информации, влияние окружения);
    • коммуникативные (смена ролей по ходу общения, привязанность к ситуации, необходимость следить за ходом мысли собеседника) [Методика обучения иностранным языкам под ред. А.А. Миролюбова].

Итак, диалогической речи характерен ряд особенностей, которые учителю необходимо знать и учитывать при организации своей работы, чтобы помочь учащимся справиться с возникающими трудностями.

 

  1. Цели и задачи обучения диалогической речи

Согласно государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • формирование умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении;
    • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

Обучение говорению, в частности, преследует следующую цель: «развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях» [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с 206].

Обучаясь иностранному языку в школе, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т.е. владеть всеми типами микродиалогов.

Для достижения данной цели решаются такие задачи:

  1. Объяснить понятие «диалога» во всем его многообразии, показать, что вопросно-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения.
  2. Обучить нужным репликам, разговорным фразам, фразам-клише, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.
  3. Научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог. Осуществлению этих задач, помимо чисто методических приемов, помогает непосредственно языковой материал учебников с системой лексических подборок, специальных упражнений и текстов [Агаева О.В., 2011, с. 93].

Главной задачей обучения диалогической речи Е.И. Пассов называет непосредственно процесс обучения механизму порождения диалога [Пассов, Е.И., 1977, с. 164].

Мы можем сделать следующий вывод: обучение диалогической речи на младшей ступени должно включать в себя формирование элементарных коммуникативных умений, необходимых для удовлетворения потребностей школьников в общении, а также страноведческий материал для лучшей их адаптации к новому языковому миру.

Информация о работе Обучение диалогической речи в младших классах