Роль опор в обучении диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:52, практическая работа

Описание работы

Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии. Поэтому многие ученые полагают, что обучения детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в родном языке, Т.е. примерно в возрасте 5–6 лет. В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Нет сомнений, что этот опыт даст только положительные результаты.

Файлы: 1 файл

библиотечная практика-готовый материал.docx

— 50.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Московский государственный областной  гуманитарный институт

(МГОГИ)

 

Кафедра методики преподавания иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы по библиотечной практике

по методике преподавания иностранных языков на тему

«Роль опор в обучении диалогической речи»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса,

403-а группы

Волкова Екатерина  Александровна

Проверила:

ст. преподаватель  Юдина И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орехово-Зуево

2012г.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе
  2. Брагина О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе.
  3. Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе.
  4. Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе.
  5. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе.
  6. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе.
  7. Газаева Л. В. Проблемно-диалогическое общение на занятиях по русскому языку в педагогическом вузе.
  8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
  9. Горская Л. Н. Начальный этап обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе.
  10. Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе.
  11. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.
  12. Казакова А.Г., Современные педагогические технологии.
  13. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе.
  14. Кучерова Л. М. Некоторые вопросы обучения диалогической речи на страницах зарубежных авторов// Иностранные языки в школе.
  15. Лейтес Н.С., Возрастная одаренность школьников.
  16. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по английски.
  17. Маслыко Настольная книга преподавателя.
  18. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках/ Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. – М.: Изд. Академии Пед. Наук РСФСР.
  19. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам.
  20. Перкас С. В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе.
  21. Рогова Т. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе.
  22. Салистра Д.И., Методика обучения иностранному языку.
  23. Скляренко Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 6 классе// Иностранные языки в школе.
  24. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. А. Д. Клименко.
  25. Травкина Л. И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе.
  26. Фищук Л. В. Прием инсценировки на уроках английского языка в младших классах// Иностранные языки в школе. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика.
  27. Харламов И.Ф., Педагогика.
  28. Хуторской А.В., Современная дидактика.
  29. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.
  30. Щукина Г.И., Методы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статьи

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая  статья.

Коммуникативно-ориентированный  подход при обучении диалоговой речи

         Общая психологическая характеристика процесса овладения иностранным языком требует рассмотрения ряда некоторых вопросов. Первый' из них – как происходит овладение иностранным языком.

Для полной психологической характеристики процесса овладения иностранным языком важно  также выяснить вопрос о том, в  каком возрасте лучше всего начинать обучение.

Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют  о том, что, чем раньше начинает ребенок  обучаться иностранному языку, тем  более легким и более прочным  оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного  и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так  и на умственном его развитии. Поэтому  многие ученые полагают, что обучения детей иностранному языку следует  начинать после того, как они укрепились в родном языке, Т.е. примерно в возрасте 5–6 лет. В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Нет сомнений, что этот опыт даст только положительные результаты.

Под начальным  этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий  заложить основы коммуникабельной компетенции, необходимые и достаточные для  их дальнейшего развития и совершенствования  в курсе изучения этого предмета.

К начальному этапу мы относим 4–5 классы средней общеобразовательной школы, а также 2–3 классы школы с углубленным изучением иностранного языка. Чтобы заложить основы коммуникабельной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), понимать иностранный текст или уметь прочесть его, и писать, Т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

Начальный этап важен еще и потому, что  от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении  предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так он писал: «Take care of the first two stages and the rest саn take care of itselt1»

Именно  на начальном этапе реализуется  методическая система, положенная в  основу обучения иностранному языку, что  с первых шагов позволяет учителю  войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в  соответствии с ее основными положениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к  первой статье.

Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность» и, следовательно, «диалог - разделенное слово, взаимная речь», т.е. разговор, который ведут два или более человек. В отличие от диалога монолог (от греческих корней: monos "один" и уже известного logos) - это «единое, как бы ни с кем не разделенное слово (речь)». Данная этимология вызывает образ смыслового потока, текущего между людьми, среди нас и через нас, из которого может появиться новый смысл, новое понимание и который обновляет и наполняет смыслом самих людей, их жизнь.

 Согласно общепринятому определению,  диалог, диалогическая речь:

1) вид речи, характеризующийся  ситуативностью (зависимостью от  обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу.

2) Функциональная разновидность  языка, реализующаяся в процессе  непосредственного общения между  собеседниками и состоящая из  последовательного чередования  стимулирующих и реагирующих  реплик.

подход изучает диалогическую  речь как общение. Общение рассматривается  как особая деятельность (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Т. В. Драгунова и др.). Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная  в трудах Гальперина П. Я., Запорожца  А. В.. в соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействия или взаимоотношения общающихся (двух и более).

 

 

 

Вторая  статья.

Ролевая игра

Ролевая игра -учебная и в то же время игровая деятельность.

Ролевая игра возникла в психотерапии и является одной из основных единиц учебного процесса, благодаря болгарскому  терапевту Лацанову, который открыл ее как метод, основанный на терапии психологического внушения.

В современных учебных пособиях по немецкому языку часто ученикам предлагаются ролевые игры. Являются ли они преимущественно игровыми элементами, которые служат разрядкой  на занятиях, или в них скрыто что-то больше?

Сегодня в предметно-дидактической  литературе понятие ролевой игры встречается в многообразном  семантическом контексте для  различных форм деятельности учащихся. Все варианты школьных театров, проигрывание образцов диалогов, составление диалогов по текстам до относительно свободного оформления в качестве ролевой игры. Однако все эти формы ставят различные  требования к иноязычной и содержательной реализации учащихся. Все варианты школьных театрализованных представлений  передвигаются по ступени одного неизменного содержания и воспроизводства  иноязычной речи. Последней касается проигрывание образцов диалогов, а также составление образцов диалогов по текстам. Это воспроизведение заявленных иноязычных формулировок через открытые вариации (как в театральных представлениях). Понятие ролевых игр касается относительно свободного оформления ситуаций, так называемых коммуникативных ситуаций из общественной практики, симулирующихся на уроке. Вместе с тем ролевые игры одни из важнейших целей современных уроков иностранного языка: аутентичные, близко аутентичные коммуникативные ситуации.

 

Ролевая игра имеет образовательное  значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией  театра. Учитель должен побуждать их заботится о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы.

Ролевая игра обладает большими возможностями  в практическом, образовательном  и воспитательном отношениях. Она  способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное  усвоение языкового материала в  тренировочных упражнениях и  развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточится на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре отводится достойное место на всех этапах работы над темой.

Если мы представляем себе языковую и неязыковую (мимика, жесты) реализацию в ролевой игре, тем очевиднее  становится, что постановка заданий  для учащихся становится необходимой, так как не только языковые, но и  неязыковые действия зависят в большинстве  своем от личности собеседника. На одну треть целеполагание современного урока иностранного языка включает индивидуализацию. Ее возможно осуществить через определенную дифференциацию мероприятия. Такая дифференциация дает возможность при проведении ролевой игры выступить в качестве имманентной составной части как в содержательном, так и в языковом отношении. Каждому учащемуся предоставляется возможность содержательного отношения, когда он представляет себя. Это также зависит от уровня языковых знаний и умений, какие иноязычные языковые формулировки он использует. Таким образом, учащийся в любом случае имеет возможность общаться на иностранном языке и реализовать свои коммуникативные возможности и умения. Вместе с тем он переживает успех и полезность - эмоциональный и мотивационный фактор, чье значение для развития личности огромно, т.к. обычно они не так высоко оцениваются. Помимо этих двух факторов на реализацию личности учащихся во время ролевой игры положительно влияют такие факторы, как:

-принятие во внимание личных  интересов и опыта учащихся;

-содействие групповым умениям  через совместную деятельность.

-поддержка через доминирование  внешнего управления.

От последнего зависит в большинстве  своем знания от оказанного положительного влияния.

С точки зрения учащихся, ролевая  игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают  в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С  позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму  обучения диалогическому общению. Для  учителя цель игры - формирование и  развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Она обладает большими обучающими возможностями :

1.ролевую игру можно расценивать  как самую точную модель общения,  так как она подражает действительности  в самых существенных чертах  и в ней, как и в жизни  переплетаются речевое и неречевое  поведение партнеров.

2.ролевая игра обладает большими  возможностями мотивационно-побудительного  плана.

Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему  происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное  «я», но через «я» соответствующие  роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.

 

.ролевая игра способствует расширению  ассоциативной базы при усвоении  языкового материала, так как  учебная ситуации строится по  типу театральных пьес, что предполагает  описание обстановки, характера  действующих лиц и отношений  между ними. За каждой репликой  мыслится отрезок смоделированной  действительности.

 

.ролевая игра способствует формированию  учебного сотрудничества и партнерства.  Ведь ее исполнение предполагает  охват группы учащихся, которые  должны слаженно взаимодействовать,  точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой.

Ролевое общение реализуется в  ролевой игре - виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными  ролями и межролевыми отношениями.

Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить  на две основные группы

 

·контролируемая ролевая игра,

 

· свободная ролевая игра.

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может  быть построена на основе диалога  или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и  отрабатывают его. Затем совместно  с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по мере ролевой игры.

Информация о работе Роль опор в обучении диалогической речи