Этапы становления экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.
В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.).

Файлы: 1 файл

этапы становления экономической теории.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Идею сознательно создаваемого социально-рыночного порядка, развитую в трудах известных представителей фрейбурзькой школы, было апробировано в чрезвычайно благоприятных для этого условиях послевоенной Германии, страны с разрушенным хозяйством и отсутствием любого экономического строя.

После объединения трех оккупационных зон в одну экономическую  зону был создан Экономический совет, куда вошли видные политики и ученые-экономисты рыночной ориентации. Направление развития Германии определялся оккупационным правительством в соответствии с планом Маршалла, согласно которому стране предоставлялась реальная материальная помощь.Германия стала перед выбором между центрально-управляемым типом хозяйства (и аграрной направленностью развития) и рыночным (получение денежной помощи, кредитов для восстановления экономической структуры).

Одним из директоров Экономического совета был Людвиг Эрхард. Его представления об экономическом устройстве государства отвечало идеям фрейбурзькой школы.

Людвиг Эрхард (1897-1977) родился в Фюрте (Бавария), где закончил реальное училище.После первой мировой войны изучал производственно-хозяйственные проблемы в Высшей коммерческой школе в Нюрнберге.Защитил докторскую диссертацию в Франкфуртском университете, стал директором института проблем потребления Нюрнбергской высшей коммерческой школы, но по требованию нацистского правительства был уволен за «нелояльное поведение».

После войны (с 1945 по 1946 pp.) Был министром хозяйства Баварии, с 1947 p. — Профессором Мюнхенского университета, руководителем особого отдела «Деньги и кредит», который готовил проект денежной реформы.Как известного специалиста по структурной политики 1948Л. Эрхарда был назначен на должность директора управления хозяйства Экономического совета объединенной западной оккупационной зоне.С 1949 по1963 г.Л. Эрхард — министр народного хозяйства ФРГ, с 1963 по 1966 p. — Канцлер ФРГ.

Профессор, политик-практик, ученый-экономист был автором многих работ по проблемам конъюнктуры, книги «Благосостояние для всех», в ней подведены итоги экономической реформы в ФРГ, направленной на сознательное создание нового экономического строя — социально-рыночного хозяйства.

Первые шаги Эрхарда как директора Экономического совета подверглись протестам оккупационных властей и политических партий страны, поскольку он требовал отмены всех действий государства, которые регламентировали экономику.

Л. Эрхард начал с проведения конфискационной денежной реформы, которая должна произвести стимулирующее влияние на экономику и обеспечить создание основ рыночного механизма саморегуляции.

Смысл реформы состоял  в изъятии из обращения старой денежной единицы, блокировании счетов, которые впоследствии разблокировались при условии частичного инвестирования в производство и полного вывода из оборота остальных безналичных денег, погашении регулярных платежей (заработная плата, пенсии, квартплата и др.). По льготному курсу, есть денежную массу в обращении было сокращено до минимума ^ Кроме того, была создана новая финансовая сеть во главе с Центральным федеральным банком, независимым от правительства.

Суть хозяйственной реформы, которая началась одновременно с денежной, заключалась в либерализации экономической жизни.Было восстановлено свободное ценообразование, снято ограничение по заработной плате и квартплаты, отменен нормирования потребления и централизованное распределение. Одновременно был принят закон, направленный против монополизации производства, то есть против ограничения конкуренции.

Особое значение Л. Эрхард предоставлял свободному конкурентному  ценообразованию, которое обеспечивало рациональное перераспределение ресурсов, восстановление полноценного обмена, стимулирование производства товаров, на которые существует спрос, уравновешивание конъюнктуры, а также окупаемость и прибыльность производства, то есть создание условий для его дальнейшего развития.

Государственная поддержка  предпринимательства заключалась  в льготном налогообложении и  кредитовании малодоходных производств базовых отраслей (угледобывающие, сталеплавильные и др.), предприятий, реинвестировали прибыль в производство, а также предприятий, которые производили экспортные товары, привлекая иностранные капиталы.

Понятно, что реформирование экономики облегчалось поступлением материальной помощи по плану Маршалла, однако получаемые суммы не были такими уж значительными, чтобы решить проблемы разрушенной экономики.

Первыми последствиями  реформ было то, что резко упала  реальная заработная плата, выросли цены и уровень безработицы. Но одновременно улучшилась ситуация с предложением товаров, а довольно быстро стабилизировались и экономические процессы.

Социальная политика строилась на принципах фрейбурзькой школы и была направлена ​​на поддержку экономического курса государства.Она исходила из идеи, что социальное благополучие строится на крепкой экономике, поэтому все, что препятствует развитию экономики, даже если оно является социальное справедливым, не может приниматься во внимание.

Проведение экономической реформы натолкнулось на сильное сопротивление сначала оккупационной власти, которая навязывала собственную экономическую политику, которая должна способствовать углублению экономической зависимости Германии от стран-победительниц, потом на сопротивление профсоюзов и политических партий, не согласных с жесткой социальной политикой, и, наконец концов, на сопротивление предпринимателей, которым очень не по вкусу были приняты 1947 p. законы о декартелизации и демонополизации.

Кроме того, согласно миграционному законодательству стимулировался приток рабочей силы из-за рубежа, что создавало условия для стабилизации рынка рабочей силы, сокращало ее дефицит. Одновременно в страну прибыло немало эмигрантов-предпринимателей, которых привлекала высокая норма прибыли, высокий уровень спроса на товары, возможности инвестиционной деятельности. Они имели конкурентные преимущества перед местными предпринимателями, и это вызвало протест последних. Л. Эрхард сумел выдержать и эти протесты.

Следующим испытанием для  нового курса были последствия корейского кризиса (1951), что привело к росту цен, инфляционных процессов.Заканчивался срок действия «плана Маршалла», в связи с чем возникла проблема дефицита торгового баланса.Все политические партии и группировки начали требовать прямого вмешательства государства в экономику. Однако и в этом случае Эрхард ответил отказом. За несколько лет даже самые предвзятые противники Л. Эрхарда не могли не признать, что он победил.

В стране быстрыми темпами  возобновлялось производство (уже в конце 1949 p. Было достигнуто его довоенного уровня), бурно развивалось жилищное строительство, уменьшалось безработицы (до конца 50-х pp. Оно стабилизировалось и ежегодно снижалось почти на 5%), начали расти расходы государства на социальные нужды.

Экономика ФРГ быстро интегрировалась в мировое хозяйство, поскольку либерализовался внешнеэкономический обмен, за счет льгот и кредитов на производство экспортных товаров выросли объемы экспорта и его конкурентоспособность.

Государственное вмешательство  в экономику ограничивалось правовым регулированием и косвенным влиянием, которое не вредило свободному рыночному механизму. Прямое участие государства в общественной жизни не выходила за пределы социальной сферы.

Становление социально-рыночной экономики состоялось в очень сжатые сроки. Уже в 1957 г. на съезде Христианско-демократического союза Л. Эрхард провозгласил начало нового этапа развития «социально-рыночного хозяйства».Он подчеркнул, что первый этап, т.е. поиск лучшего «естественного экономического порядка», завершился образованием«Сформированного общества», которое достигло высокого уровня благосостояния и экономической стабильности.Вторую стадию развития Эрхард связывал с дальнейшим усовершенствованием социальной функции государства, ростом расходов государства на социальную сферу и развитием социальной инфраструктуры.

Французская школа неолиберализма. Возникновение французского неолиберализму датируется 20-30-мы pp. XX в. и связано с именем Жака-Леона Рюеф. Он решительно защищал принципы неоклассического либерализма, выступая против любого вмешательства государства в общественную жизнь. В более 130 работах по проблемам экономического развития, денежного обращения, кредита, платежного баланса Рюеф защищал идеальный, объективно обусловлен «социальный порядок», основанный на «рыночной цивилизации».Суть рыночной цивилизации, за Рюефом, заключается в самрегулирующем потенциале рынка, обусловленном процессом уравновешивания цен в среде свободной конкуренции.

В послевоенные годы Ж.-Л. Рюеф участвовал в разработке теоретических основ экономической политики де Голля, но его неоклассические взгляды не нашли признания, поскольку де Голль придерживался идеи сильного государства.

Возрождение неолиберализму во Франции приходится на начало 60-х pp. Если раньше идеи Рюеф поддерживали только мелкие предприниматели, которые не были заинтересованы в государственном вмешательстве, то с формированием монополистических объединений против «засилья государства» в экономике начинают выступать значительные общественные силы. Группа экспертов во главе с Ж.-Л. Рюефом и Л. Арманом (директором государственных железных дорог) подготовила доклад «О препятствия экономической экспансии» (1960), в которой обосновала необходимость создания и защиты государством механизмов рыночной саморегуляции. В качестве ведущих субъектов экономического противостояния, по их мнению, выступать не средние и мелкие предприниматели, а монополии, которые обеспечат формирование конкурентной среды.

Этот доклад оказал значительное влияние на взгляды французских  либералов и положила начало формированию новой французской (парижской) школы (Е. Малинво, Т. Монбриаль, Л. Столера, С. Кольм и М. Алле). Засадная позиция этой школы заключалась в признании приоритетности рыночного саморегулирования. Целью экономических исследований, проводимых ею, было определение особенностей уравновешения экономики и действия факторов экономического роста в условиях господства государственно-монополистической формы собственности. Но представители новой школы (и сам Рюеф) на то время уже не были столь категоричными относительно невмешательства государства в экономические процессы. Во-первых, потому, что такое вмешательство в послевоенные годы имело позитивные последствия, обеспечило модернизацию экономики, и, во-вторых, потому, что значительная доля средств производства в определяющих отраслях была национализированной. Кроме того, французская экономика стала (в значительной степени) плановой. Планирование было директивным в государственном секторе и индикативным по частному. Государственное планирование смягчало конъюнктурные колебания, предотвращало кризисы производства и сбыта. Последнее устраивало не только мелких и средних предпринимателей, но и больших монополистов.

Однако под влиянием этой школы характер планирования французской  экономики изменился. Оно стало договорным, осуществлялось на основании соглашений между государством и частными предпринимателями, хотя французские неолибералы не игнорировали и индикативного планирования, допуская существование индикативного плана как дополнительного инструмента экономического равновесия. Его объектом остается хозяйственная конъюнктура, но оно ориентируется на рыночные механизмы.

Дирижизм и государственное  планирование экономики оказали  свое влияние на неолиберальную теорию. Проблемы цикличности, экономического роста, инвестиций, инфляции и занятости в трудах французских неолибералов приобретают особые черты: их решения связывается с активной ролью государства. Кроме того, высокие темпы экономического роста не рассматривались как самоцель. Конечной целью дирижизма было решение социальных проблем, прежде всего — проблемы безработицы.

Представители неолиберальной школы отрицали необходимость перераспределения  национального дохода в пользу безработных. Они считали абсурдным утверждение, что безработные являются резервом для пополнения армии занятых, и отмечали, что избыток рабочей силы является следствием нарушения экономического равновесия. Решение этой проблемы связывалось ими со структурной перестройкой производства, оживлением инвестиционных процессов.

Особых успехов в  анализе рыночных отношений, которые  формируются в условиях дирижизма  и планирования, достиг представитель  французской неолиберальной школы  М. Алле, которого П. Самуэльсон назвал «учителем всех послевоенных экономистов  и первооткрывателем истин, что после войны подавались как достижение других авторов».

Морис Феликс Шарль Алле (1911) родился в Париже в семье коммерсанта.После окончания Политехнической школы продолжил образование в Высшей национальной горной школе. Работал инженером, затем был на высоких административных должностях. С 1940 p. административную деятельность сочетает с научной. 1944г. получает звание профессора экономического анализа Высшей национальной школе, занимается преподавательской деятельностью, читает лекции по экономической теории в Институте статистики Парижского университета и одновременно возглавляет Национальный центр научных исследований (с 1946), Группу социально-экономических исследований.Лауреат Нобелевской премии 1988 p., Предоставленной ему углубленную разработку теории экономического равновесия, рационального использования ресурсов, анализ взаимовлияния экономического роста, инвестиций и процентных ставок.

Творчество М. Алле была многогранной.Им написан ряд работ  по социологии, истории цивилизаций, теоретической и практической экономики и даже физики. В каждой из этих отраслей он сформулировал несколько собственных теорий, которые определяют направления современных исследований. Среди них: теории максимальной эффективности, основ экономических расчетов, межвременного процессов, максимальной эффективности инвестиций, неопределенности, денег, кредита и денежного динамики, рисков и полезности, случайностей и экзогенного физического воздействия и другие.

Но главным объектом его исследований была экономика: он пытался понять фундаментальную структуру экономики, определить факторы ее развития. Труды М. Алле «В поисках экономической дисциплины» (1943), «Экономика и процент» (1946), «Налог на капитал и денежная реформа» (1976), «Общая теория излишков» (1981) посвящен проблемам государственного регулирования, денежной политики , регулирование доходов и налогообложения.

Больше всего его  интересовали проблемы максимальной эффективности  и социальной справедливости, а также  условия уравновешивания экономической  системы.

Информация о работе Этапы становления экономической теории