Этапы становления экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.
В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.).

Файлы: 1 файл

этапы становления экономической теории.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Френсис Эджуорт развивал идеи Джевонса. Его основной труд «Математическая психика» (1881), в которой сосредоточено внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия. Равновесие рассматривается на основе сопоставления полезностей благ и тягостей труда.

Эджуорт установил закон роста производства фирмы: этот рост выгодно продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Также он ввел понятие кривых безразличия.

Лозаннская школа представлена Л.Вальрасом и В.Парето.

Леон Вальрас (1834-1910) интерес к экономической теории проявил благодаря отцу, обратившему его внимание на работы А.О. Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического «языка» (базовым образованием Л.Вальраса была математика). В 1874 г. вышел основной труд Вальраса «Элементы чистой политической экономии».

Л.Вальрас не ограничился характеристикой  предельной полезности (считая ее основой  ценности товара), формулировкой понятия  «функция спроса» и других понятий. Он вошел в историю экономики как один из первых разработчиков теории предельной полезности. Вальрас определил предельную полезность как убывающую функцию от потребленного количества благ. Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие.

Он впервые попытался применить  математическую модель для выявления  проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Но в  отличие от моделей рыночного  равновесия А.О. Курно, У. Джевонса, А.Маршалла, модель Л.Вальраса характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому Вальрас по праву считается основоположником современного макроэкономического моделирования.

Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множество рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.

Ценность всегда относительна, она  определяется сопоставлением интенсивности  конкретной потребности в товаре и издержками его производства. В  рыночной экономике это выражается через равенство спроса и предложения по всем товарам и услугам. Главным регулирующим механизмом достижения равновесия Вальрас считал изменение структуры равновесных цен. Ценность становится известной только после установления равновесия полезностей и затрат, спроса и предложения.

В числе допущенных упрощений в  уравнениях модели Вальраса имели место:    

-   заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке;   

-   заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издержек, т.е. их постоянную отдачу;    

-  изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и др.

Вильфредо Парето — крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций лозаннской школы маржинализма. Этого ученого наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций. К основным трудам В.Парето относят двухтомный «Курс политической экономии» (1898), «Учение политической экономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).

В.Парето, как и Л.Вальрас, более  всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем, качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать Парето (в отличие от Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.

Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, Парето преодолел  присущий Вальрасу субъективизм, что  позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины  обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление), и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.

Если в модели общего экономического равновесия Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели Парето этот критерий заменен оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е. выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.

В целях исследования Парето рассматривает  выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (т.е. такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения).

Парето сформулировал  понятие общественной максимальной полезности, т.е. то самое понятие, которое теперь принято называть«оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.

Концепция «оптимума  Парето» позволяет, таким образом, принять оптимальное решение  по максимизации прибыли (соответственно и полезности), если теоретическая  аргументация базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.

В отличие от модели Вальраса у Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в.

Равновесие рынка, достигаемое  благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции, как утверждают одни теории, противопоставляется роли государства в регулировании экономики, рассматриваемой как важнейший элемент стабильности в других школах экономической мысли.

На деле правительства  различных стран разнятся в своей  экономической политике, а акценты  постоянно смещаются от государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними до господства свободной конкуренции. Таким образом, и кейнсианство, провозглашающее поддержание эффективного спроса и полной занятости, и школа неоклассицизма, и другие направления, которые находят свое применение и синтезируются в новые теории, нашли свое отражение здесь.

Утопический социализм  и его представители.

1) Утопический социализм  и его основные черты.

2) Основные представители.

а) Деятельность Р.Оуэна.

б) Учение А.Сен-Симона.

в) Учение Ш.Фурье.

г) Учение В.Вейтлина.

3) Заключение. Вывод.

11) Утопический социализм и его  основные черты.

Трудно сказать  точно  ,когда  и  кем впервые было употреблено слово "социализм".Принято считать, что это произошло в 1834 г.,когда  была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн. Слово социализм не имело тогда строго  определенного  содержания. Оно обозначало весьма  пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-

ление справедливого общественного  порядка, в котором эгоизм  и  своекорыстие владельческих  классов  будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов. Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических".Слово утопия  впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в. Он придумал это слово, в буквальном переводе с  греческого оно означает - "место ,которого нет".Словом "утопический" характеризуют идеи и  представления  ,осуществление  которых

либо невозможно, либо крайне затруднено.В чем причины появления этих идей и их популярности ?  Историки объ-

ясняют факт  рождения социалистического идеала историческими условиями19 века:  в экономике развитых государств Европы  утверждался  капитализм. Его первые  шаги  сопровождались  разрушением  традиционных основжизни многих слоев населения  (крестьянства, мелких  торговцев, дворян - тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о  необходимости социальной поддержки   обездоленных  слоев  населения, социалистический идеал возникал как реакция на трудности и  лишения  значительных  массевропейского населения,  желания создать общество, в котором гарантии

благополучия были представлены всем.а 1) Деятельность Роберта Оуэна

Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в  Шотландии. Первые его шаги состояли в:  сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы, введение пенсий по болезни и    старости, запрещение   детского  труда, организации   школы, ясель, детского сада для детей  рабочих. Постепенно он  пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основным из них являются  частная  собственность и  деньги. Он полагал ,что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся  трудовые общины, в которых средства и материальные блага распределяются по потребностям. В середине  20-х  гг.  19  в.  он попытался построить такую общину в США. В штате Индиана была создана колония Новая гармония".Эксперимент

провалился, Р.Оуэн был   вынужден   вернуться  в  Англию, где  он  делал все, чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских  монархов государственных деятелей. 1) Учение А.Cен-Симона.

А.Сен-Симон (1760  - 1825) принадлежал к высшей французской аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно  объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства. А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",подметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство  становится основой  экономической системы капитализма. Все общество он делила 3 класса -  "бесплодных"  (дворянство, духовенство),бесполезных  для общественного прогресса,-  и  "индустриалов" предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ. Коренными недостатками индустриальной  системы  он считал конкуренцию, обнищание широких  масс  населения  ,бедственное  положение  рабочих. Этой системе  был  противопоставлен  проект  так называемый "новой промышленной системы", в которой : люди будут трудиться сообща, в тесном  взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям. А.Сен-Симон полагал, что  путь  к  "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать  ,поддерживать рабочих, выделять на  их  социальное обустройство часть прибыли. Частную собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.) Учение Шарля Фурье. Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее популярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи  в

России. Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил человеческие способности  и влечения. Он считал необходимым построить та-кое общество, в котором труд будет организован  на  началах  соревновательности, привлекательности, перемене занятий  по потребностям людей. Он выдвинул проект создания _ производственно-трудового объединения -"фаланги".Люди вне  будут  совместно заниматься сельскохозяйственным и

промышленным трудом, свободно выбирать себе занятия, меняя время от времени. Так исчезнут  различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Материальные блага он предлагал  распределять  по  труду, талантам и вложенному капиталу.) Учение Вильгельма Вейтлина. Видным представителем утопического социализма в Германии был Вильгельм Вейтлин (1808-1871) учение которого было первым самостоятельным теоретическим движением Германского пролетариата. Вслед за французскими утопистами Вейтлинг требовал создания социалистического общества, считая, что основным его принципом будет равное для всех распределение труда и одинаковое для всех пользование жизненными благами. Его коммунистический идеал был ограничен уравнительными идеями, попытками ограничить людей в будущем социалистическом обществе. В отличии  от французских утопистов Вейтлинг не возлагал надежд на господствующие классы и считал,  что трудящиеся могут  освободить себя только сами, путем борьбы. В своей роботе "Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть" он писал,  обращаясь к рабочим:"Не надейтесь на то,  что соглашением с вашими врагами вы чего ни будь достигните.  Ваша надежда только  на собственный меч.  Всякое соглашение между вами иими будет только во вред вам.  История показывает нам, что  истина

принуждена прокладывать себе дорогу через потоки крови..."3) Вывод. Заключение. Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины19 века. Легко  заметить  то общее ,что было в них: критика современного

строя основанного на погоне за прибылью ,сочувствие  трудящимся, стремление облегчить  их  жизнь, распределение  по  потребностям или по труду, планирование производства. Многие идеи утопистов-социалистов вошли в

идейный фонд сторонников  и продолжателей социалистических учений.

Неолиберализм — направление в экономической теории, которая базируется на неоклассической методологии и защищает принципы саморегулирования экономики, свободной конкуренции и экономической свободы)Рынок рассматривается как эффективная система, которая больше способствует экономическому росту и обеспечивает приоритетное положение субъектов экономической деятельности. Роль государства неолиберализм ограничивает организацией и охраной построенной на классических принципах экономики. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где конкуренции не хватает. Функции государства относительно социальной сферы неолиберализм рассматривает в связи со способом перераспределения общественных доходов, ставится в зависимость от успехов экономики и содействует ее развитию.

Информация о работе Этапы становления экономической теории