Этапы становления экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.
В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.).

Файлы: 1 файл

этапы становления экономической теории.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Этапы становления  истории экономических учений.

 

 

  1. Экономическая мысль Вавилона, Китая, Индии

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.

В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.

Другим значительным памятником истории экономических  идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов (IV-III вв. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа авторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.). Трактат создавался как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышел за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает  и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Для ариев не должно быть рабства. Если арии и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры по их освобождению. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счет своего имущества.

«Артхашастра» уделяла  большое внимание толкованию экономической  роли государства. Трактат возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядельно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие). Подробно описывались экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов.

Экономические учения Древней  Греции

Наибольшую роль в  истории экономических учений Древней  Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) изложил свои экономические взгляды в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он охарактеризовал его как науку об обогащении хозяйства. Основной отраслью считал земледелие, основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. Ремесло считал занятием, пригодным для рабов, так же как торговлю и любой физический труд.

Ксенофонт уделял внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление. Он считал полезным развитие торговли, денежного  обращения. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости и меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Наиболее известна работа Платона (427-347 гг. до н.э.) «Политика или государство». В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высший слой общества, о которой Платон проявлял особую заботу.

Наибольший вклад в  развитие экономической мысли Древней  Греции внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.

Являясь сторонником  натурального хозяйства, основанного  на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы: обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду

явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых  был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет спекулятивной  торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал вхрематистику, которая рассматривалась как искусство «делать деньги».

 

 

 

 

Экономическая мысль Древнего Рима

 

Обоснование древнеримской  формы рабовладения изложены в сочинении «О землевладении», автором которого был Катон Марк Порций (234-149 гг. до н.э.) крупный землевладелец. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате «О сельском хозяйстве». Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла. Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред; плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных людей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Экономическая мысль в период средневековья

Экономические воззрения средневековья (феодального общества) носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, религиозно-этические нормы, с помощью которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической и экономической власти у светских и церковных феодалов.

Экономическая мысль средневековья.

 

    Современные   представления   об   особенностях   экономической   мысли средневековья (феодального общества) так же, как  и  времен  Древнего  мира, базируются  на  материалах  дошедших  до  нас  литературных  источников.  Но

существенной особенностью идеологии  рассматриваемого периода, в том  числе  в области хозяйственной жизни, является ее сугубо  богословский  характер.  По единой причине средневековым экономическим доктринам  присуще  многообразные хитросплетения схоластических и софистических  суждений,  причудливые  нормы религиозно-этнического  и  авторитарного   свойства,   с   помощью   которых предполагалось не допускать  грядущего  утверждения  рыночных  экономическихотношений демократических принципов общественного устройства.    Средневековый тип натурально-хозяйственных  отношений,  или  феодализм,зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв.  –  в

странах Европы.  И  с  самого  начала  вся  полнота  политической  власти  и экономического  могущества  была  в  них  достоянием  светских  и  церковных феодалов, которые как явно, так и не  явно  осуждали  тенденции расширения

масштабов товарности экономики и  ростовщичества.     В экономической литературе  в числе наиболее  значимых  представителей средневековой экономической  мысли  на  Востоке,  как  правило,  упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун,  а  в  Европе  –  лидер  так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

    Ибн-Хальдун (1332-1406).      Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами  на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство  сохраняло  за  собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями,  сбора  длянужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем  с  тех  пор,

как в начале 7 в. На  землю  снизошли  «откровения  Бога»  и  услышавший  их мекканский  купец  Мухаммед  –  первый  проповедник   Корана   –   возвестил мусульманский  мир  о  новой  (исламской)  религиозной  идеологии,  ослабить

«всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.    Веру  в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то,  что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в  богоугодность бартерной  по  существу  торговли,  на  всех  этапах  эволюции  общества  от «примитивности»  до  «цивилизации»   попытался   укрепить   в   душах   всех правоверных  и  Ибн-Хальдун,   выдвинув  с  этой   целью   концепцию   некой  «социальной  физики».  Вместе  с   тем   последняя   не   лишена   отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких,  например,  как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание  скупости,  жадности и   расточительства,   понимание   объективного   характера    прогрессивных

структурных  изменений  в  сферах  экономики,  благодаря  которым  к  давним хозяйственным  заботам  людей  в  земледелии  и   скотоводстве   прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

    Переход  к  цивилизации   и  соответственно  избыточному    производству материальных   благ,   позволит,   по    мнению                Ибн-Хальдуна, многократно  приумножить  национальное  богатство,  и  со  временем   каждый

человек сможет обрести больший  достаток вплоть до предметов роскоши, но  при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и  не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку  и принципу «предводительства».     Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на  ее  обусловленность,  прежде  всего  размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:    С  ростом  города  растет  достаток   в   «необходимом»   и   «лишенном

необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту  цен  на  второе  и свидетельствуя одновременно о процветании города;     Малочисленность населения города   является   причиной   дефицита   и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;      Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях  снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

    Фома Аквинский  (Аквинат) (1226-1274).     Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов  на  позднем  этапе ее развития. Ее  воззрения  в  области  социально-экономического  устройства общества  существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или,  как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина  Блаженного  (353-430).  При

этом на первый  взгляд  Аквинат,  подобно  Августину,  опирается  на  те  же принципы  религиозно-этического  свойства,  на  основе  которых   школа   на протяжении  ряда  столетий   трактовала   «правила»   хозяйственной   жизни,установления   «справедливых   цен»   и    достижения    эквивалентного    ипропорционального обмена.    На  самом  же  деле  Ф.  Аквинский,  учитывая  реалии  своего  времени, изыскивает  сравнительно  новые  «объяснения»  социального   неравенства   вусловиях  более  дифференцированного,   чем   прежде,   сословного   деления общества. В частности,  в  работе  «Сумма  теологии»  он  оперирует  уже  неединичными, а  массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня  в день масштабных  товарно-денежных  отношений  в  возросших  числом  и  своим могуществом  городах.  Иными  словами,  в  отличие  от   ранних   канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства,  первых  торговых и  ростовщических  операций  Ф.  Аквинский  не  характеризует   отныне   как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.     С точки зрения  методологических  позиций   внешне  у автора  «Суммы теологии»  почти  нет  расхождения  с  ранними  канонистами.   Однако   если

Информация о работе Этапы становления экономической теории