Этапы становления экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.
В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.).

Файлы: 1 файл

этапы становления экономической теории.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Фридмен приходит к выводу, что нет необходимости в регулировании  уровня занятости. Инфляционно-бюджетная и фискальная направленность кейнсианской политики стимулирования занятости приводит к выдавливанию рыночной экономики, сокращение частного сектора, перераспределения доходов в пользу социальной сферы, а главное, не способствует решению проблемы занятости. Поэтому следует допустить такой уровень безработицы, который будет обеспечивать использование рынка труда как стабилизатора конъюнктуры, обеспечивать оптимальный уровень заработной платы. 

Колебания уровня безработицы Кейнс  связывал с колебанием уровня заработной платы: рост реальной заработной платы ведет к уменьшению занятости. Поэтому он предлагал определять минимальную заработную плату и фиксировать ее, а также замораживать рост заработной платы с помощью инфляции.

По мнению Фридмена, уровень  заработной платы вообще не подлежит государственному регулированию. Ее размеры должны устанавливать рынок в зависимости от конъюнктуры. Поэтому необходимо отменить законы о минимальной заработной плате и запретить профсоюзам вмешиваться в процесс ее формирования. В периоды кризисов происходить сокращение заработной платы, что в сочетании с ростом безработицы будет способствовать снижению цен и стимулировать выход из кризиса. Следовательно, заработная плата также станет своеобразным стабилизатором рыночного равновесия.

Финансовая политика. Важную причину инфляции Фридмен усматривает и в политике дефицитного бюджетного финансирования. Для покрытия дефицита бюджета государство осуществляет дополнительную эмиссию инфляционных денег, и этот процесс со временем становится неконтролируемым.

Он обращается также  к вопросу фискальной политики, отмечая, что государство пытается решить проблемы, которые сама и создает, за счет прогрессивного налогообложения, перекладывая их на плечи высокорентабельных предприятий, подрывая основы экономики.

Фридмен выступает с  резкой критикой политики несбалансированного государственного бюджета, признавая ее одной из причин разбалансировки механизмов рыночного саморегулирования, постоянно действующим фактором инфляции.

Одновременно он рекомендует  воздерживаться от неконтролируемой, спонтанной денежной эмиссии, которая также является источником покрытия бюджетного дефицита и фактором инфляции.Федеральная резервная система, которая аккумулирует резервные фонды коммерческих банков и, регулируя норму резерва, может влиять на их кредитную экспансию, должен прекратить регулирования кредитной политики коммерческих банков заключается в частичном покрытии эмиссии коммерческих банков за счет резервов и приводит к спонтанному увеличению денежной массы в обращения.

Таким образом, основные рекомендации Фридмена вытекающие из его постулата, что преодолеть инфляцию можно только с помощью политики сдерживания — «Рестриктивной политики». Сокращение государственных расходов будет способствовать сокращению дефицита государственного бюджета, ограничит прирост денежной массы, замедлит темпы инфляции. Это приведет к сужению спроса, следовательно, вырастет безработица. Однако постоянное затухание темпов инфляции уменьшит инфляционные ожидания, оживит деловую активность и уровень безработицы начнет снижаться.

По мнению Фридмена, функции государства не должны ограничиваться «быстрым реагированием» с помощью ставки процента и дотаций на проявления дестабилизации, поскольку дефицитное финансирование и искусственное стимулирование спроса разбалансирует финансовую систему. Стратегической линией должен быть курс на сокращение государственного участия в перераспределении национального продукта. Основная задача государства — не допускать колебаний денежной массы, поддерживать стабильный темп ее прироста.

Сочетание автономной и  стабильной динамики денежной массы, которая не зависит от циклических колебаний, со стабилизацией бюджетных расходов, когда налоги, социальные выплаты не будут использоваться для регулирования конъюнктуры, обеспечит экономическое равновесие.

Итак, основным фактором экономического равновесия в обществе, за Фридмена, является стабильная, контролируемая динамика предложения денег. Этот фактор рассматривается как основа внутриэкономической политики. Исследования национальной экономики в цепи мировой хозяйственной системы М. Фридмен осуществлял с позиции признания ее «самонастроюваною» системой, которой нужен временной и экономическое пространство.

Фридмен исходил из концепции  открытости экономики, которая реализуется  через торговлю, инвестирование, обмен  технологиями и другие направления внешней деятельности, отстаивал принцип применимости законов национального рынка к международной среды.

Последователи Кейнса сосредоточили  свое внимание на исследовании платежного баланса с целью определения  влияния экспортно-импортных операций на обеспечение экономического равновесия. Признавая положительную зависимость эффективного спроса от экспорта и отрицательную — от импорта, они разрабатывают модели, демонстрирующие зависимость установления равновесия от вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу методами прямого регулирования, бюджетного финансирования и внеэкономического воздействия.

Экономические рычаги воздействия, кейнсианской доктрине, были связаны  с платежным балансом, который  зависел от валютного курса. Поэтому выходной в моделях экономического регулирования была система фиксированных валютных курсов, которая поддерживалась Центральным банком. Искусственное регулирование курсов с помощью процентных ставок позволяло из-за девальвации или ревальвации валют стимулировать или сдерживать экспортно-импортные операции.

Милтон Фридмен отстаивал  принципы самообеспечения валютной равновесия за счет свободной игры рыночных сил.Он утверждал, что вмешательство  государства в валютном среда  может вызвать дестабилизацию валютных отношений, отток национальной валюты со всеми производными экономическими последствиями. Валютная равновесие может обеспечиваться за счет устойчивой долгосрочной кредитно-денежной политики.

Интересно, что рассуждения  кейнсианцев и монетаристов о  роли процентной ставки как регулятора переливания капиталов из страны в страну совпадают, но, по Фридмена, эта роль только вспомогательной.

Фридмен исходил из того, что в условиях рыночной экономики  существует обратная связь между валютными резервами и размерами внутренней денежной массы, что в сумме составляет величину, которая необходима для товарооборота.Именно через этот обратная связь обеспечивается равновесие, тогда как система, созданная на основе кейн-сианськои модели (Бреттон-Вуд), блокирует действие адаптационных механизмов рынка. Есть идея стихийного выравнивания денежного обращения и платежных балансов противопоставляется использованию эпизодических девальвации Ведь после девальвации растут внутренние цены, вызывая инфляцию, вновь приводит к дефициту платежного баланса.

Очевидно, что Фридмен рассматривал экономическую деятельность общества как органическое единство внутренней и внешней экономик и в этом видел суть открытости экономики.

Следствием действия психологических факторов и государственного вмешательства в экономику считал Фридмен и передачу шокового состояния  из страны в страну — импорт инфляции. Если в стране индекс роста внутренних цен выше, чем у партнеров, то по валютной конвертируемости рынок насыщается импортными товарами, а в стране-партнере, ориентированной на экспорт, растут цены, ускоряются инфляционные процессы, которые передаются через рост экспортных цен. Только рыночный механизм может отреагировать на этот процесс. Поэтому идею плавающего (а не жестко фиксированной) валютного курса Фридмен отстаивает в контексте кредитно-денежной политики.

Исследуя взаимосвязь валютного  курса и инфляции, Фридмен указывает, что когда золото перестает быть мерой ценности национальных валют, инфляционные процессы непосредственно влияют на понижение курса этих валют, а низкий курс приводит к росту внутренних цен. Сама инфляция хоть и является следствием внутренних мак-роекономичне процессов (рост денежной массы, уменьшение ВНП), но связана с динамикой курса валют.

Фридмен отмечает, что спрос на импортные товары является высшим там, где они относительно дешевые, это  ведет к уравнивание цен. Поэтому паритетность валют выводится из их покупательной способности. Теория паритета покупательной способности валют ориентирует, как должны изменяться цены, чтобы обеспечивать равновесие валютного курса.

Фридмен и его последователи  негативно относились к государственному регулированию валютного курса, которое обеспечивалось за счет валютной интервенции с целью поддержания курса собственной страны, квотирование спроса на валюту, манипулирования процентными ставками и депозитами. Особенно осуждались валютные интервенции (увеличение объемов предложения валюты на внутреннем рынке за счет валютного резерва страны), поскольку это приводит к тем же последствиям, что и бесконтрольная эмиссия денег, и предопределяет окончательное падение валютного курса.

Поэтому можно сказать, что Милтон Фридмен экстраполировал выводы своей монетарной доктрины на все  составляющие экономического развития, доказывая, что законы денежного обращения не признают границ, действующие во всем рыночном пространстве.

Экономическая модель капиталистического общества Фридмена имеет все признаки неолиберализма.Деятельность государства ограничивается, во-первых, созданием условий для свободного функционирования рынка, а не для его регламентации, во-вторых, обеспечение безопасности граждан, в-третьих, законодательной функцией и контролем за соблюдением законодательства.

Фридмен, как и другие неолибералы, признает, что рыночное хозяйство имеет большой внутренний потенциал уравновешения, саморегулирования. Когда в рыночном механизме возникают диспропорции, то только из-за чрезмерного внешнее вмешательство. Поэтому вмешательство в экономику необходимо ограничить макроэкономической сфере, в частности контролем за денежным обращением.

Количество инструментов государственного регулирования (так называемых административных методов воздействия) необходимо сократить, отказавшись от бюджетных средств  воздействия на экономику, от попыток перераспределения доходов, в том числе через прогрессивное налогообложение.

Социальная сфера, по Фридмена, не должно быть приоритетным направлением деятельности государства.Индивидуализм  и свобода предполагают неравенство. Фридмен защищает индивидуализм и осуждает «социальный компромисс», «коллективное планирование» и другие формы «сползания к социализму».

Он подчеркивает, что стабильная экономика обеспечивает высокий  уровень жизни в обществе, но каждый гражданин должен сам заботиться о том, чтобы получить свою долю общественного продукта.

Таким образом, монетаризм, продолжая  традиции классического рыночного  либерализма, отверг лозунги социальной справедливости, в том числе и  поддержания полной занятости, как, не могут быть проблемой государства, поскольку их реализация связана с дестабилизацией экономических процессов. Зато меры по жесткой денежной и стабильной фискальной политики, поддержки бюджетного равновесия и обеспечения законности и порядка монетаризм признал важными условиями функционирования свободной рыночной экономики.

На основе монетаризма возник ряд  новых доктрин и школ, придерживающихся либеральных взглядов, развивают  их и приспосабливают к современным  требованиям.

Монетарная теоретическая конструкция  нашла отражение в теориях нового направления современной экономической мысли — «рациональных ожиданий» и «экономики предложения».


Информация о работе Этапы становления экономической теории