Анализ влияния трансфертов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ влияния трансфертов на конечные располагаемые доходы населения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- изучить виды, основные характеристики и отличительные особенности предоставляемых государством трансфертов;
- изучить понятие, структуру доходов населения, проблему перераспределения доходов и их государственное регулирование;
- на основании данных аналитических таблиц проделать оценку уровня дифференциации доходов и состояния системы социальной защиты населения;
- произвести корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на индекс Джинни;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ2 Булата.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

В Бюджетном кодексе РФ установлено, что предоставление бюджетных средств, помимо других форм, осуществляется в виде трансфертов населению, которые включают в себя:

- ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

Согласно ныне действующему законодательству трансферты населению определяются как бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Домашние хозяйства платят подоходные налоги и отчисления на социальное страхование, осуществляют добровольные взносы в общественные организации, которые трактуются в СНС как прочие трансферты в денежной форме, но получают различные социальные выплаты, пособия по социальному страхованию, пенсии и т.д.

Таким образом, через трансферты в натуральной форме, государственный сектор и другие секторы возвращают домашним хозяйствам значительную часть перераспределенных на стадии вторичного распределения доходов.

Трансферты делятся на 2 группы:

- текущие трансферты - операции, которые  осуществляются более или менее регулярно и связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов хозяйствующих единиц: текущие налоги на доходы и имущество, страховые премии и страховые возмещения, добровольные взносы, подарки, гуманитарная помощь, штрафы, пени и др.

- капитальные трансферты - связаны с передачей капитала или сбережений от одной единице к другой с целью финансирования: субсидии на капитальные вложения из бюджета, капитальные налоги, списание долгов институциональным единицам и др.

Текущие трансферты (current transfers) — безвозмездное получение (или передача) материальных благ и услуг или финансовых ресурсов одними экономическими единицами от других единиц (другим единицам) для использования на текущие нужды (налоги, пособия, благотворительность, стипендии, пенсии, подарки и т.д.

Текущие трансферты, полученные от сектора «остальной мир», включают:

- текущие налоги на доходы  и имущество, охватывающие все  обязательные регулярные платежи, которыми государство облагает  доходы и имущество хозяйственных  единиц. Такие налоги могут выплачиваться и нерезидентами или в малой степени государственными единицами или некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

- отчисления на социальное страхование, которые состоят из выплат, производимых  нанимателями, наемными работниками, самозанятыми и незанятыми лицами в программы социального страхования;

- социальные пособия, охватывающие  все текущие трансферты, денежные  или натуральные, поступающие домашним  хозяйствам от хозяйственных  единиц других секторов и от  «остального мира», в следующих случаях: болезнь, старость, производственная травма, профессиональное заболевание, рождение и воспитание детей, безработица, ущерб в результате военных действий, политических событий и стихийных бедствий, профессиональная подготовка взрослых лиц, обеспечение жильем и условиями для отдыха. Пособия по социальному обеспечению включают все виды получаемых населением пенсий и пособий из государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования;

- другие текущие трансферты, которые состоят из всех текущих трансфертов, за исключением вышеперечисленных. Они включают множество разных видов трансфертов, служащие совершенно различным целям. К самым важным из них можно отнести добровольные взносы и благотворительность; страховые премии и возмещения, не связанные со страхованием жизни; штрафы и пени за нарушения условий договоров, контрактов, правил; стипендии, оплату учебных отпусков; денежные переводы и подарки домашним хозяйствам-резидентам от нерезидентов.

Капитальные трансферты отличаются от текущих трансфертов тем, что здесь институциональные единицы безвозмездно получают (или передают) различные капитальные активы. Наиболее распространенным видом капитальных трансфертов являются государственные инвестиции в какую-либо отрасль экономики. Например, государство может построить за счет бюджетных средств железную дорогу, а затем поручить ее эксплуатацию специально созданному предприятию, пусть даже со стопроцентным государственным участием в капитале, но оказывающему коммерческие услуги клиентам. Данная операция будет отражена на счете операций с капиталом как капитальный трансферт от сектора государственных учреждений сектору нефинансовых предприятий.

Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» (capital transfers payables), включают:

- субсидии на капитальные вложения, предоставленные другим странам  безвозмездно;

- налоги на капитал;

- другие капитальные трансферты.

 

    1. Социальные трансферты. Задачи системы социальных трансфертов

 

Перераспределение доходов государством с целью достижения большей социальной справедливости, защиты малоимущих граждан осуществляется именно с помощью социальных трансфертов.

Такие трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения.

Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций.

По другому говоря, социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах. [12, с.86]

Социальные трансферты в натуральной форме представляют собой перераспределение национального дохода в пользу населения посредством предоставления бесплатных социально-культурных услуг (нерыночные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.). Социальные трансферты, в отличие от текущих трансфертов в денежной форме, — это движение дохода только в одну сторону — от институциональных единиц типа учреждений общего государственного управления (государственных бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, к институциональным единицам, рассматриваемым в секторе «Домашние хозяйства».

Основные виды трансфертных платежей:

1. Денежные выплаты. К ним относятся  пенсии и пособия, стипендии, субсидии  на осуществление определенных  целевых расходов, компенсации (возмещение  гражданам произведенных ими  расходов) и др. Такие трансферты  могут предоставляться единовременно, на определенный период или на постоянной основе.

Преимуществом денежных выплат по сравнению с другими формами трансфертов является то, что они дополняют доходы граждан. Прямых ограничений на направления их использования нет.

Недостаток денежных выплат - это обратная сторона их достоинств. Если получатель ведет социально-неприемлемый образ жизни, трансфертные платежи могут быть использованы им не по назначению и только усугубить ситуацию.

Исходя из этого, можно сформулировать основные требования к эффективным денежным трансфертам. Выплаты должны быть адресными, они должны предоставляться, в первую очередь, нетрудоспособным гражданам.

Система социальных трансфертов должна быть децентрализованной. Наибольшая их часть должна выплачиваться через местные бюджеты, поскольку только на этом уровне можно наладить проверку нуждаемости получателей и их учет.

2. Натуральная помощь. Формами натуральной  помощи являются бесплатные услуги  образовательных и лечебных учреждений, льготы на проезд в общественном  транспорте, на приобретение лекарств и др.

К числу достоинств натуральной помощи относится то, что она в меньшей степени влияет на трудовую активность получателей и обеспечивает целевое использование средств (например, льготы на проезд можно использовать только по их прямому назначению - на поездку в транспорте).

Однако, она имеет и ряд недостатков. Не каждый гражданин, имеющий право на те или иные льготы, реально ими пользуется, и выплата аналогичного денежного пособия могла бы в большей степени улучшить его материальное положение.

3. Финансирование производителей. Государство  может предоставлять субсидии  или льготы для коммерческих  организаций, которые производят  социально-значимые блага и услуги. Выгоды общества заключаются  в повышении доступности и  снижении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния.

Задачи системы социальных трансфертов

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:

- обеспечение населения социально  значимыми услугами;

- сокращение разрыва в уровне  материального обеспечения работающих  и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня  различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;

- смягчение негативных внешних  эффектов периода приспособления  населения к условиям рынка  — росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это  касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации  к рыночным условиям во многом  зависят от величины социальных трансфертов;

- обеспечение необходимого количества  и структуры воспроизводства  трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [5, с.79]

 

2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ  ДОХОДОВ И СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

2.1 Анализ дифференциации доходов населения РФ с использованием кривой Лоренца и индекса Джини

 

Произведем анализ дифференциации доходов с помощью кривой Лоренца и индекса Джинни.

Основой для расчета индекса Джини является построение кривой Лорен- ца. Эта кривая представляет собой графическое изображение кумулятивного распределения, в котором кумулируются численность и доходы населения.

На основе данных Госкомстата РФ о доходах населения построим кривую Лоренца. (рис 1)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Кривые Лоренца для денежных доходов по двадцати процентным группам населения России 1995-2011 гг.

 

Из рисунка видно, что степень неравенства за последние годы усилилась, этот вывод основывается на том, что доля первой группы населения с наименьшими доходами снизилась. В то время как, в четвертой и пятой группе населения с наивысшими доходами увеличилась.

Чем сильнее изогнута кривая Лоренца одного года, тем менее равномерным является распределение доходов в этот период. На рисунке видно, что кривая Лоренца начиная с 2007 года отклоняется от гипотетического графика абсолютно равномерного распределения в большей степени, чем кривая Лоренца до этого. Это означает, что в 2007 году существует наиболее острое неравенство в распределении доходов.

Степень неравномерности распределения выражают через площадь, заключенную между диагональю квадрата и кривой Лоренца и отнесённую к  площади треугольника. Указанное соотношение и получило название индекса (коэффициента) Джини. Индекс Джини определяет степень отклонения фактически сложившегося распределения доходов по группам населения от линии их теоретически возможного равномерного распределения, комплексно характеризует процесс сосредоточения денежных доходов по группам населения. В случае, когда индекс Джини приближается к единице, имеется абсолютно неравномерное распределение денежных доходов при полной их концентрации. И наоборот, если индекс Джини стремится к нулю, тогда имеем равномерное распределение денежных доходов и «нулевую» концентрацию.

 

Таблица 2.1 – Распределение коэффициента Джинни 1997-2011 гг.

 


 

 

Обобщающий показатель неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини колебался в период между 1996-2011 гг. в интервале от 0,387 до 0,423. Максимальный коэффициент Джинни равной 0,423 был достигнут в 2007 г. Увеличение коэффициента Джинни говорит о том, что неравномерность распределения денежных доходов возрастает.

Информация о работе Анализ влияния трансфертов