Анализ влияния трансфертов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ влияния трансфертов на конечные располагаемые доходы населения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- изучить виды, основные характеристики и отличительные особенности предоставляемых государством трансфертов;
- изучить понятие, структуру доходов населения, проблему перераспределения доходов и их государственное регулирование;
- на основании данных аналитических таблиц проделать оценку уровня дифференциации доходов и состояния системы социальной защиты населения;
- произвести корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на индекс Джинни;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ2 Булата.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

С января 2010 г. президентом РФ инициируется эксперимент по оказанию помощи малоимущим семьям на основе социальных контрактов. Практически данный эксперимент нацелен на вовлечение неработающих трудоспособных граждан в занятость (включая и самозанятость) на основе предоставления им социальной помощи (в том числе в виде ежемесячного пособия или разовой выплаты) при повышении ответственности самих граждан за выход из трудной жизненной ситуации.

Вовлечение в рынок труда и тем более обеспечение устойчивой занятости трудоспособных членов семей на основе социальных контрактов представляется на современном этапе достаточно проблематичным. Как показывает зарубежный опыт, для действительного вовлечения неработающих в рынок труда нужны наличие и/или создание рабочих мест, детальное изучение возможностей занятости и барьеров к доступу в нее по каждому трудоспособному бенефициару программы, на основе чего и должны выстраиваться программа мер по вовлечению трудоспособных членов семей в занятость, персонифицированное сопровождение процесса активизации каждого вовлекаемого в занятость, строгие санкции за невыполнение условий контракта и т.д., а также строгий мониторинг и оценка эффективности программы активизации.

Внедрение механизмов социального контракта потребует увеличения среднего размера выплат, т.к. их реализация требует больших административных расходов и большей заинтересованности получателей социальных выплат. Действующие программы вносят порядка 10% в доходы получателей. Социальный контракт будет эффективен, если выплаты поднимутся до 25% от доходов получателей, что в экономической теории рассматривается как минимальный уровень для активных программ социальной поддержки. Сложившийся размер выплат адекватен минимально приемлемому вкладу в доходы пассивных форм социальной поддержки, каковыми считаются социальные выплаты, не предполагающие определенной экономической или социальной активности получателей.

Добиться повышения размера выплат можно за счет увеличения удельного веса адресных программ в общем объеме социальных трансфертов и сокращения числа небедных семей, получающих пособия для бедных. Важную роль здесь может сыграть унификация всех социальных программ поддержки бедного населения, однако это потребует пересмотра всей законодательной базы социальной защиты, в т.ч. и на федеральном уровне.

Рекомендации по переходу к новой системе оказания адресной социальной помощи бедным в регионах России:

1. Введение новых технологий  в практику оказания адресной  социальной помощи с помощью  системы социального контракта  требует серьезной и длительной  организационной и законодательной  подготовки. Подготовительный этап  связан и с изменением законодательства, а также с выделением дополнительных средств на реализацию проекта.

Опыт российских регионов, использующих новые технологии, а также опыт зарубежных стран, показывает всю сложность организации и отработки процедур социальной адаптации людей, в большинстве случаев не нашедших своего места в экономической жизни общества, часто не нацеленных на самообеспечение и ждущих лишь материальной поддержки.

2. Введение системы социального  контракта на всей территории  России требует принятия на  федеральном уровне специального законодательства, задающего рамки использования этой новой технологии оказания социальной помощи. Речь идет о базовых условиях и процедурах, а также о организационно-структурных изменениях в работе социальных служб.

3. На федеральном уровне должны быть приняты базовые решения по подготовке в рамках системы высшего образования специалистов-консультантов для социального сопровождения контрактов социальной адаптации, имеющих знания в психологии, педагогике, в законодательстве и не только социальном, поскольку им придется иметь дело с процессами трудоустройства, условиями регистрации индивидуальной деятельности или малого предпринимательства. Должен измениться сам подход к социальной работе, выходящей за рамки оказания денежной или натуральной помощи, а в число социальных услуг должна входить работа по индивидуальной социальной адаптации малоимущих семей.

4. Для введения в практику  социальной защиты предоставления  адресной социальной помощи на  условии заключения социального  контракта в каждом регионе необходимо принять соответствующий Закон, и разработать «Положение о порядке назначения и выплаты адресного пособия малоимущим гражданам», которое прописывает процедуру работы с семьей или одиноко проживающим гражданином с момента их обращения в органы соцзащиты до принятия решения о прекращении предоставления адресной социальной помощи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономический рост не приводит автоматически к преодолению бедности и уменьшению чрезмерной дифференциации. Только тогда, когда его результаты направлены на достижение целей человеческого развития, можно говорить о решении социальных проблем. Опыт развитых стран убеждает, что лишь благодаря существенным государственным инвестициям в человеческий капитал и прогрессивной системе социальных мер возможно уменьшить неравенство в распределении доходов и достигнуть согласия в обществе.

Социальное развитие - это и следствие, и решающий фактор экономического роста, ведь повышение уровня жизни является стимулом к труду, источником платежеспособного спроса, гарантией доверия граждан к властным структурам.

Для подъема уровня жизни населения России необходимо принимать меры государственной политики, направленные на наиболее рациональное использование результатов экономического роста. Речь идет о создании условий для подъема ВВП на основе увеличения занятости, повышения производительности и оплаты труда, усиления эффективности действующей системы трансфертных платежей, обеспечения социальных стандартов (в частности, минимальной заработной платы), улучшения демографических характеристик населения.

Государство в целях регулирования диспропорции в распределении доходов осуществляет трансфертные выплаты, распределяет продукты и услуги, а также проводятся государственные программы по стабилизации доходов. Но чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом.

С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

2. Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений  в бюджетный кодекс Российской  Федерации в части регулирования  межбюджетных отношений».

 

Книги

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2011. - 447 с.

4. Булатов  А. С. Экономика. – М.: Юристъ , 2010. – 634 с.

5. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Высш. Шк., 2010.

6. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической  теории (экономика). - М.: "Владос", 2009.

7. Макроэкономика. Теория и российская  практика / под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М., 2011.

8. Макроэкономика. Учебное пособие. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2010.

9. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 2009 г.

10. КирилловаЮ.А. Финансирование дошкольных  образовательных учреждений. / Наукоемкие и информационные технологии. Труды Молодежной научно-практической конференции. Переславль-Залесский: Издательство «Университет города Переславля», 2009. С. 298.

11. Козырев В.М. Основы современной  экономики: Учебник. М.: Финансы и  статистика, 2010. - 368 с.

12. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая  теория. Часть 3): учеб. пособие для  студентов экономических специальностей  вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО "ФУАинформ", 2010 - 389 c.

13. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. Москва: ИНФРА-М. Т.1.2010. С.387 с.

14. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов  и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2011. - 462 с.

15. Макроэкономика: социально-ориентированный  подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под  ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2011 г - 400 с.

16. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова  и др. Мн.: БГЭУ, 2011. - 415 с.

17. Николаев И.А., Марушкина Е.В. Бедность  в России: экономический анализ. Аналитический доклад. – М.: ФБК, Департамент стратегического анализа, 2010. – 51 с.

18. Основы экономической теории: учеб.пособие / В.Л. Клюня [и др.]; под  ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. Мн.: Высш.шк., 2010. – 408 с.

19. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 368 с.

20. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный  подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер  с англ. Москва: Дело, 2010. - 447 с.

21. Семья и дети в современной  России: особенности современной  жизни и взгляд в будущее: Коллективная  монография \ Под ред. Л.Н. Овчаровой  и Л.М. Прокофьевой\ М.: ИСЭПН РАН, 2009  –274 с.

22. Татевосян Г.М., Писарева С.В., Седова С.В., Симонова Н.И. Сравнительный анализ экономических показателей регионов России // Экономика и математические методы. 2009. Том 40. №4. С. 59-69; Аникина А.М., Рюмина Е.В. Кластерный анализ регионов по уровню использования природно-ресурсного потенциала // Экономика природопользования. 2009. № 5. С. 56-59.

23. Экономика. Учебник. / Под ред.А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "Проспект", 2011.

24. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук  проф.А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2010.

25. Экономическая теория. Трансформирующаяся  экономика: Учебное пособие. / Под  ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2009.

26. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.

27. Экономическая теория: учебное  пособие / под ред. д. э. н., профессора  Н.С. Чернецовой, д. э. н., профессора  В.А. Скворцовой, к. э. н., доцента И.Е. Медушевской. - Пенза: Информационно-издательский  центр ПГУ, 2009.

 

Статьи из периодического издания

28. Данные обследования НОБУС (Росстат, 2009, 44 тысячи домохозяйств), актуализированные  на конец 2010 года по уровню  доходов и бедности.

29. Доходы населения и оплата  труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. №9. С.23 - 27.

30. Красильникова М. Работодатели  о современном состоянии рабочей  силы и профессиональном  образовании // Вестник общественного мнения. 2010. № 3. С. 60.

 

Материалы из Интернета

31. Материалы сайта  www.bashstat.ru

32. Материалы сайта Департамента  Занятости и Пенсионного обеспечения  Правительства Великобритании (Department of Work and Pensions), август 2009 г.: http://www.dwp.gov.uk/supplying-dwp/what-we-buy/welfare-to-work-services/

33. Материалы сайта Департамента  Занятости и Пенсионного обеспечения  Правительства Великобритании, август 2009 г.

34. Чагин К.Г., Материалы сайта  Института экономики города www.urbaneconomics/ru/themes/

 

Приложение 1

Социальные трансферты в натуральной форме переданные, миллион рублей, 
Российская Федерация, значение показателя за год

 

 

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Корпорации

0

0

0

0

         

Государственное управление

858159

1015496

1260366

1662905

2154302

2710007

3500156

3836010

3952000

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ)

132516

154917

149551

139373

154588

185876

216713

216996

225981


 

Источник: на основе сайта www.bashstat.ru [31]

 

Приложение 2

Чистый располагаемый доход, миллион рублей, 
Российская Федерация, значение показателя за год

 

 

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Домашние хозяйства

6155451

7483233

9433518

11938111

14732433

18186082

22138666

24077326

27844837

Информация о работе Анализ влияния трансфертов