Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 23:14, лекция

Описание работы

Всем известно,ничто не стоит на месте, жизнь быстротечна и меняет всё вокруг, время преодолевает препятствия и по сей день мы продолжаем развиваться. В области экономики очень многого человечество достигло. Люди уже не представляют себе жизни без рыночных отношений, без рынка, и настолько влились, что нам кажется абсурдным если человек не имеет выбора в приобретении тех или иных продуктов и услуг как это было в советские времена(по талонам). На рынке мы окунаемся в изобилие товаров с разными ценами, имеющее разное качество, с теми или иными комплектующими, хорошим или плохим сервисом обслуживания и т.д. Мы выбираем удобное для нас место и время.

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)

Заплетина А.А. МО-31

Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка.

Чем объясняется эффект масштаба?


 

Всем известно,ничто не стоит на месте, жизнь быстротечна и меняет всё вокруг, время преодолевает препятствия и по сей день мы продолжаем развиваться. В области экономики очень многого человечество достигло. Люди уже не представляют себе жизни без рыночных отношений, без рынка, и настолько влились, что нам кажется абсурдным если человек не имеет выбора в приобретении тех или иных продуктов и услуг как это было в советские времена(по талонам). На рынке мы окунаемся в изобилие товаров с разными ценами, имеющее разное качество, с теми или иными комплектующими, хорошим или плохим сервисом обслуживания и т.д. Мы выбираем удобное для нас место и время.

 

Но, несмотря на весь прогресс нашего времени, экономика по прежнему не стабильна, и в 21ом веке в России пока не сформировались чёткие грани стабильных очертаний экономики. Её стратегические решения и характеризующие тенденции  еще не определились. При таких условиях очень важно знать, какие из очертаний экономики уйдут в прошлое , а какие сохранятся. Но тогда нам нужно владеть современными стратегиями и статистическими методами, которые помогут выявить влияние экономических факторов на результаты. И это даст возможность фирмам занять свою нишу в будущем и сделать все для достижения наивысших показателей.

Эффе́кт масшта́ба связан с масштабом производства и стоимостью продукта, а точнее как  изменяется стоимость с изменениями масштабов её производства  фирмой .Отслеживается в долгосрочном периоде. Снижение при укрупнении производства, затрат на единицу продукции называется экономией на масштабе.

Структура рынка — это соотношение некоторых отдельных частей/элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рыночного понятия явления/процесса. Структурные сдвиги — динамика пропорций и соотношений

 

 

Можно найти много объяснений отрицательного и положительного эффекта масштаба. Расширение масштабов производства в экономии, вызвано тем, что:

по ходу увеличения предприятия растут шансы использования преимуществ специализации в управлении и производстве;

на больших предприятиях может применяться качественное и дорогое оборудование;

больше появляется возможностей для расширения ассортимента, развития побочных производств, перерабатывать отходы основного производства для выпуска  новой продукции.

управляемость в слишком крупной фирме нарушается, возникает отрицательный эффект масштаба.

Снижается качество взаимодействия и сотрудничества между ее отделами и сигментами, фирма становится «неуклюжей», теряется темпы;

теряется контроль за выполнением решений, издаваемых руководством фирмы;

в отдельных разделах возникают внутренние интересы, противоречащие интересам целой фирмы ;

с увеличением размеров фирмы растут и затраты на передачу  информации и её обработку, необходимые для решения, и т. п.

 

В разных направлениях по-разному  проявляется эффект масштаба. Есть направления, где средние издержки малы при очень большом количестве выхода продукции,  удовлетворяющей  рыночный спрос. Со стороны экономии издержек в них естественно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям можно отнести предприятия электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения крупного города. Деятельность таких естественных монополий обычно регулируется государством.

 

Если в отраслях вначале кривые средних долгосрочных издержек быстро снижаются, а затем задерживаются на одном уровне - горизонтальные участки. В этих участках является постоянной отдача от роста масштабов производства, и могут сосуществовать и достаточно эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Такими являются организации по пошиву одежды, производству обуви, любые магазины.

Структура рынка и отдельных его «веточек» является важнейшей качественной характеристикой. Можно отрегулировать структуру рынка маркетинговым воздействием ,  это можно сделать с помощью экономических рычагов, которые имеют, как рыночные, так и государственные структуры.

Перечень задач анализа структуры рынка:

 

•ограничение  рамок  размера продажи некоторых товаров и товарных классов;

• определение места отдельных товаров в целом объеме реализованной товарной массы;

• оценить и проанализировать структурные сдвиги в товарообороте;

• проанализировать и смоделировать социально-экономические и региональные различии товарной структуры товарооборота.

установить цены и объем выпуска, а также определяющий характер совзаимодействия фирм в отрасли.

 «Скилет» рынка определяют такие особенности, как число хозяйствующих субъектов и доли, занятые ими на определённом рынке, это основы рыночной концентрации, условия входа и выхода на рынок, доступная рыночная информация. Составляющие части структуры рынка определяются рядом определённых качеств: характером конкуренции; объектами купли-продажи; субъектами рынка; характером продаж; уровнем насыщения товарной массой; степенью удовлетворения спроса; соответствием законодательству; транспортно-географическим фактором; учетом различий в потребностях покупателей и так далее.

 

Четыре типа общепринятых различий рыночных структур. При монополистической конкуренции или при монополии, олигополии и возникают одинаковые для всех этих типов черты: каждый производитель знает, что может ощутимо повлиять на рыночную цену. Поэтому все эти монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты имеют власть на рынке. Однородная продукция и незначительное число продавцов и покупателей по отношению к размеру рынка является достаточным условием для существования обсолютной конкуренции, при которой продавец не имеет монопольной власти. При включении некоторых структурных условий конкуренция может стать совершенной. Условием совершенной конкуренции должно быть отсутствие барьеров входа и выхода на рынок и доступность ресурсов на рынке.

 

Анализ структуры рынка позволяет нам определить тип рыночной структуры. Заключается методика анализа в трёх этапах. На первом этапе мы определяем количество всех фирм и примерные объемы их производства или продаж. На следующем  этапе анализа вычисляются рыночные доли каждого из производителей. Такой этап помогает выявить лидеров на рынке. На заключительном этапе определяем показатели в рыночной концентрации: это коэффициент рыночной концентрации и ещё индекс Херфиндаля-Хиршмана. А после по полученым показателям определяем тип рынка. Есть так же три типа рынка: высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки. Показатели рыночной концентрации разрешают нам сделать предварительную оценку монополизации рынка и умеренности присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

При анализе структуры рынка нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Основной проблемой является несвоевременность и разрозненность информации об участниках рынка. Главным источником информации при анализе стал ежегодный аналитический справочник «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», который предоставляет данные об участниках рынка за отчетный год в сентябре следующего года. За это время ситуация на рынке может коренным образом измениться и результаты анализа могут не соответствовать действительности. Также с огромной настороженностью необходимо относиться к достоверности информации, так как при расчете в ходе анализа показателей рыночной концентрации используется индекс Херфиндаля-Хиршмана. Этот показатель предполагает возведение данных в квадрат. Если неточная информация возводится в квадрат, то ошибка прогрессивно увеличивается. В связи с этим существует необходимость для создания единого информационного пространства, которое будет обеспечивать доступность, своевременность и максимальную достоверность информации.

 

Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы нам удалось решить все поставленные задачи. Мы проанализировали рынок автомобильного бензина в России и ее регионах и определили его состояние. Но рынок не останавливается в своем развитии. Возможно через какое-то время ситуация на рынке принципиально изменится. Поэтому данный анализ целесообразно проводить систематически и своевременно выявлять изменения на рынке, а также в соответствии с этим проводить адекватную политику на предприятии, в регионе и в стране в целом.


Информация о работе Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка