Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этика"

Файлы: 1 файл

Вопросы_ПЭиСЭ.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Многие моральные качества личности проявляются только в отношениях между людьми (честность, доброта). Мораль ответственна за человеческое общежитие - это регулятор отношений между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Мораль не только ответственна за человеческие общежития, она придает ему изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможные отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот универсал, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие. Человеческие отношения и человечность отношений – очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера. Единство свободы воли и всеобщности составляют характерную особенность морали.

 

  1. Парадоксы моральной оценки и морального поведения.

Парадокс моральной оценки связан с тем, что каждому человеку свойственно приписывать своим поступкам добро ( даже если он творит зло, он сам себя всегда оправдает). Поэтому всякая моральная поза, когда кто-либо выступает от имени морали, изображая истинного ее толкователя, всегда остается только позой, встречающей сопротивление окружающих.  Парадокс морального поведения классически выразил Овидий: "Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь".

Из положительной нравственной оценки еще не следует правильный выбор. Поэтому, главным, являются не слова и пожелания, а дела. Эта ситуация описана в афоризме : "благими намерениями вымощена дорога в ад".Парадоксы морали:

1.Мораль несёт в себе каверзный ответ на несколько самых простых и примитивных вопросов: «Что хорошо?», «Что прилично?» и «Что правильно?». Ответ бесподобен по своей агрессивности и непререкаемости: «Надо подавлять личность в пользу общества и подчинять индивидуальные ценности социальным ценностям».

2.Нам стараются вбить в голову, что признание прав других  людей значительно важнее отстаивания  собственных прав. Единственно на что можно более-менее согласиться, так это жить самому так как хочется, но при этом не мешать другому. При этом справедливость, самообладание, правдивость, терпимость, вежливость, верность данному слову и благонадёжность хороши только в таком же окружении, но в условиях аморальности это просто не работает.

3Принято считать, что мораль  в современном обществе упала настолько низко, что даже говорить об этом стыдно. На самом же деле современное общество обнажило простую обиходную истину – морали как таковой не было, нет и не будет никогда, ибо во все времена и во всех странах разумный человек предпочитал своё чужому. их всего 7

 

  1. парадокс абсолютно злой и абсолютно доброй воли.

 

  1. Структура морали.

Явления, которые мы относим к  сфере морального, очень разнообразны: поступки людей, групп, моральные отношения между людьми, психические свойства индивидуумов, мотивы, воля, ценности, правила и т.д. Но, несмотря на это, можно определить структуру морали:

           
   

 
           
 

с одной стороны   ѕ   это система моральных знаний, понятий,  оценочные представления и суждения и др., т.е.


 
 

с другой стороны   ѕ   это поступ-ки, действия, отношения человека к  другим людям, к обществу, к самому себе и др., т.е.


 



 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Носителеминдивидуального морального сознания является индивидуум. Главными компонентами его являются чувства моральной обязанности, справедливости, моральной ответственности, достоинства, совесть и др. (эмоционально-чувственный уровень морального сознания), а также знания, представления о таких понятиях как добро, зло, смысл жизни, счастье, справедливость, ответственность, обязанность, моральная норма, моральный идеал и др.(рационально-теоретический уровень морального сознания). 

Носителем общественного морального сознания является общество, которое накапливает и использует опыт предыдущих поколений и исторических эпох. Главными компонентами его являются моральные чувства, моральные суждения, оценочные представления, которые связаны с интересами социальных групп и носят прагматичный, утилитарный характер (эмоционально-чувственный уровень морального сознания). Рационально-теоретический уровень общественного морального сознания направлен на решение главных вопросов смысла жизни, имеет рациональных и системный характер.

 

  1. Важнейшие социальные функции морали.

Регулятивная функция

Важнейшая функция морали ? регулятивная. Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек.

Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в  труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.

Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй  жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.

Поскольку функция регуляции поведения  осуществляется не только с помощью  требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Моральное регулирование поведения  человека существенно отличается от правового регулирования. Так, право  опирается на государство, а мораль ? на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п.

Оценочно-императивная функция

Поскольку особенностью морального регулирования  поведения людей является его  оценочно-императивное содержание, специфической  функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.

Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.

При этом мораль поддерживается особыми  психологическими механизмами -- совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек -- это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.

Мировоззренческая функция

Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о Мире в целом.

Мораль дает представления о  значимости для человека окружающего  его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.

Значение морали в жизни человеческого  общества огромно. Она выполняет  для человека рол своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей.

Мораль наполняет значением  наши поступки, поведение, жизнь в  целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни.

Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

Воспитательная функция

Четвертая основная функция морали -- воспитание личности. Цель нравственного  воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной.

Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.

Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у  него представления о ценности жизни и ее смысле.

Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями.

Под влиянием воспитательных воздействий  общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

 

  1. Моральные нормы и моральные ценности.

В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - моральные ценности, которые и  цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно.

Что же можно отнести к моральным  ценностям? Очевидно, в первую очередь, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется  с гармонией, порядком, свободой, а  противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь.

Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у  людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Моральная ценность представляет собой  категорию, отражающую отношение определенного  индивида применительно к его нравственному выбору, определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации.

К основным признакам моральных  ценностей, отличающих их от других, хотя и близких, явлений, по мнению доктора философских наук М. Фритцхана, можно отнести:

1) прескриптивность, которая выступает  и как обоснованность;

2) категоричность, понимаемая как  независимость в реализации норм  от того, кто склонен их признавать желательными или нежелательными для себя;

3) универсальность моральных ценностей,  толкуемая как отнесенность к  любому адресату без какого-то ни было исключения; однако в рамках универсальности моральных ценностей следует видеть две модификации: одна - общечеловеческая, когда ценности и нормы относятся ко всему человеческому роду, а другая - общностная, то есть такая, которая охватывает всех членов данной общности (мораль семьи, профессиональная этика, классовая мораль, национальная мораль и пр.);

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"